Программа работы кружка «История России в лицах»
Пояснительная записка
Кружок «История России в лицах» предназначен для учащихся 6-11-х классов. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.
Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Цель программы: воспитание чувства толерантности, гражданственности, навыков культуры общения, здорового образа жизни; развитие информационных, интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков учащихся; углубление и расширение знаний учащихся по истории.
При этом необходимо решать следующие задачи:
расширить и углубить знания учащихся об исторических личностях;
через призму деятельности великих исторических личностей рассмотреть их влияние на исторические процессы в истории Российского государства;
развивать умения составлять характеристику исторической личности;
определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям, давать оценку;
воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;
воспитывать патриотические чувства.
Тематика и характер предопределяют следующие особенности его изучения:
проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);
создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;
большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
в ходе изучения к актуализируется ранее изученный материал.
Данная программа рассчитана на час в две недели, всего 17 часов. Программа ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе.
Предполагаемые результаты. Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.
Содержание программы
Раздел 1. Земля русская. (4 ч.)
Тема 1. Рюрик. Первые князья. (1 ч.)
Легендарное и реальное в «признании варягов». Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути «из варяг в греки». Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы». Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 2. Владимир Святой. Первые святые на Руси. (1 ч.)
Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича. Борис и Глеб – князья мученики.
Тема 3. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. (1 ч.)
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. «Русская правда» – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Тема 4. Князья периода феодальной раздробленности. Александр Невский. (1 ч.)
Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в «Слове о полку Игореве» и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система «выкармливания» князя – особенность Новгородской государственности. Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.
Раздел 2. Московская Русь. (2 ч.)
Тема 1. Иван Калита. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. (1 ч.)
Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений. Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном. Сергий Радонежский.
Тема 2. Иван III. Иван IV Грозный. Великие живописцы. (1 ч.)
Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог - супруга Московского великого князя. «Москва – Третий Рим». Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и «Домострой». Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. Иконопись и фрески. Андрей Рублев. «Троица». Феофан Грек. Дионисий.
Раздел 3. Россия в XVII веке. (2 ч.)
Тема 1. Борис Годунов. Минин и Пожарский. (1 ч.)
Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
Тема 2. Алексей Михайлович «Тишайший». Степан Разин. Церковный раскол. Деятели культуры. (1 ч.)
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. XVII век – «бунташное время». Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины. Рост нетерпимости и инакомыслия. «Священство выше царства». «Друзья-враги»: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы. Начало разделения культуры «верхов» и «низов». «Обмирщение» культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.
Раздел 4. Россия в XVIII веке. (3 ч.)
Тема 1. Петр Первый. «Птенцы гнезда Петрова». (1 ч.)
Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика. Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков.
Тема 2. Женщины на престоле. Елизавета Петровна. Екатерина Великая. (1 ч.)
Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Екатерина II и её окружение. «Просвещенный абсолютизм». Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.
Тема 3. Емельян Пугачев. Русское «просвещение». Великие полководцы и флотоводцы. (1 ч.)
Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева. Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков. Расцвет русской культуры. Русское «просвещение». Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Проявление оппозиционной мысли. Великие живописцы и зодчие. Русский театр.
Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов. (4 ч.)
Тема 1. Александр I. Сперанский М.М. Витте С.Ю. (1 ч.)
«Дней Александровых прекрасное начало». Император и его «молодые друзья». Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка. Витте С.Ю. Министр путей сообщения. Министр финансов. Денежная реформа. «Золотой червонец». Винная монополия. Подписание Портсмудского мирного договора.
Тема 2. Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Общественная мысль в 1830-1850 гг. Русская культура в первой половине XIX века. (1 ч.)
Николай I . Расправа над декабристами. Кодификация законов, М.М. Сперанский. Реформы П.Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина. Война с Персией. Война с Турцией. Кавказская война. Договоры с Китаем. Крымская война: причины, участники, ход военных действий, итоги. Парижский мирный договор. «Общество любомудров». «Теория официальной народности». Западники и славянофилы. «Общинный социализм» А.И. Герцена. Петрашевцы. Развитие системы образования: университеты, институты, реальные училища. Развитие науки. Литература: романтизм, реализм. Искусство (живопись). Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка.
Тема 3. Александр II. Общественное движение второй половины XIX века. (1 ч)
Реформы 1860-1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права: причины, разработка реформы, проведение. Значение отмены крепостного права в России. Земская реформа. Судебная реформа. Городская реформа. Военная реформа. Реформа просвещения. Реформа печати. Значение либеральных реформ. Либеральные идеи. Теория «крестьянского социализма». «Земля и воля». Народничество. Три течения в народничестве: бунтарское, заговорщическое, пропагандистское. «Хождение в народ». Раскол «Земли и воли»: «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II. Рабочее движение. «Освобождение труда». В.И. Ульянов (Ленин).
Тема 4. Внутренняя и внешняя политика Александра III. Культура второй половины XIX в. (1 ч.)
Александр III. Контрреформы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Образование военных блоков. Процесс демократизации культуры. Система образования. Развитие науки. Литература. Искусство. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. Печать и книгоиздательское дело.
Итоговое повторение. (2 ч.)
Список литературы
А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.
Анисимов Е. Елизавета Петровна. М.2002
История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991.
Карамзин Н.М. История государства Российского. М.6 Просвещение. 1997
Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. В 9 тт. - М., 1987.
Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1997.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. 1993.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т.1-3., М., 2005.
Павленко Н.И. Петр Великий. М.1990
Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М. 1988
Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990.
Сперанский М.М. Проекты и записки. М., 1958.
П.П. Епифанов, О.П. Епифанова «Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVIII века». - М.: Просвещение,1989.
А.Н. Сахаров «История России конец XVII – XIX век» - М.: Просвещение, 2010.
А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России XX – начало XXI века.- М.: Просвещение, 2009.
М.Н. Чернова, В.Я. Румянцев «Работа с документами на уроках истории». - М.: Айрис пресс 2008.
Сахаров «История России XX – начало XXI века» - М.: Просвещение, 2010.
Кацва Л.А. История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.
В.А. Бердинских История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. М.: Дрофа, 2010.
А.С. Орлов, Т.Л. Шестова. Основы курса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.
ОГЭ 2017. История. Типовые тестовые задания. Курукин И.В., Тараторкин Ф.Г., 2017.
ОГЭ 2017. История. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Артасов И.А., Мельникова О.Н. и др., 2016.
ОГЭ 2017. История. 20 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Артасов И.А., Мельникова О.Н. и др., 2017.
ОГЭ 2017. История России. Задания повышенной сложности. Практикум. Гевуркова Е.А., 2017.
ОГЭ 2017. История. История российской культуры. Практикум. Чернова М.Н., 2017.
Я сдам ОГЭ! История. Практикум и диагностика. Артасов И.А., Кирьянова-Греф О.А., Орлова Т.С., 2017.
Календарно-тематическое планирование
Название раздела |
Тема занятия |
Вид занятий |
Дата |
Земля русская. Первые князья. |
Призвание варягов. Рюрик. Первые князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав. |
Лекция с элементами беседы |
|
Владимир Святой. Борис и Глеб – первые святые на Руси. |
Лекция с элементами беседы |
||
Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. |
Лекция с элементами беседы |
||
Князья периода феодальной раздробленности. Александр Невский. Деятели русской церкви и культуры. |
Лекция с элементами беседы |
||
Московская Русь. |
Иван Калита. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. |
Лекция с элементами беседы |
|
Иван III. Иван Грозный. Великие живописцы. |
Лекция с элементами беседы |
||
Россия в XVII веке. |
Борис Годунов. Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский. |
Лекция с элементами беседы |
|
Алексей Михайлович. Степан Разин. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Симеон Полоцкий, Симон Ушаков, Феофан Прокопович. |
Лекция с элементами беседы |
||
Россия в XVIII веке. |
Петр I. «Птенцы гнезда Петрова». |
Лекция с элементами беседы |
|
Женщины на престоле. Елизавета Петровна. Екатерина Великая. |
Лекция с элементами беседы |
||
Емельян Пугачев. Л. Магницкий, М. Ломоносов, Новиков, Фонвизин. Великие полководцы и флотоводцы. |
Лекция с элементами беседы |
||
Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов. |
Александр I. М.М. Сперанский. С.Ю. Витте. |
Лекция с элементами беседы |
|
Россия при Николае I: внутренняя и внешняя политика. Общественная мысль в 1830-1850 гг. Русская культура в первой половине XIX века. |
Лекция с элементами беседы |
||
Александр II. Общественное движение второй половины XIX века. |
Лекция с элементами беседы |
||
Внутренняя и внешняя политика Александра III. Культура второй половины XIX в. |
Лекция с элементами беседы |
||
Итоговое повторение. |
Повторительно-обобщающий урок по курсу «История России в лицах». |
Практикум |
|
Обобщение и систематизация знаний по курсу «История России в лицах». |
Практикум |