«История традиционного костюма Японии»

0
0
Материал опубликован 23 October 2022

муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пос. Уральский»

Свердловской области















Исследовательская работа

на тему:

«История традиционного костюма Японии»










Выполнила учащаяся 8 класса

Назиева Анита

Руководитель проекта:

Фалёва Анна Сергеевна

учитель истории и обществознания









пос. Уральский

2022


Введение

Всем известно, что кимоно пришло к нам из Японии. Слово кимоно для японцев значит просто – одежда. Поэтому существует множество видов одежды-кимоно. Одежда (равнозначное понятие в данной работе – костюм) – часть не только материальной, но и духовной культуры разных народов, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации.

Актуальность темы обусловлена тем, что процесс формирования одежды тесно переплетается с другими важными историческими процессами в обществе и составляет одну из самых обширных областей бытовой культуры Японии. Изучение японского костюма необходимо, чтобы иметь более полное представление о ходе культурных, социальных и политических изменений в истории страны.

Одежда в Японии является одной из самых обширных областей бытовой культуры. Изучение японского костюма обусловлено необходимостью более полного представления о культурных, социальных и политических изменениях в истории страны. Так, элементы заимствований в одежде указывают на широкие международные контакты и высокую способность японцев усваивать и перерабатывать полученную информацию.. Важную роль в развитии костюма сыграли также ухудшение или улучшение экономического положения, социальные изменения, стихийные бедствия и другие факторы.

Цель данной работы - исследовать эволюцию японской традиционной одежды; раскрыть роль традиций и обрядов, связанных с одеждой.

Достижение цели реализовано через решение следующих задач.

1. Выделить основные виды костюма, появившиеся на территории Японии и заимствованные у других народов, и проследить их эволюцию с III в. до н.э. до конца XII в.

2. Систематизировать виды традиционной японской одежды.

3. Проследить взаимодействие традиций костюма и традиций жизненного уклада японцев.

Объектом исследования является история культуры японского национального костюма с древнейших времен до середины ХХ века.

Предмет исследования –развитие японской одежды до времени, когда традиционный японский костюм приобрел устойчивую и единую для всей страны форму.


























Глава 1. Глава 1. Кимоно: история возникновения

Традиции – важная часть жизни на японском архипелаге, где веками сохраняются церемонии и правила, нормы этикета и особенности быта.

Японское кимоно – традиционный наряд, присутствующий в гардеробе почти каждого жителя страны. Некоторые используют кимоно ежедневно, другие располагают только праздничным для фестивалей, крупных праздников.

Кимоно дословно с японского переводится как «одежда». Первоначально «кимоно» обозначало одежду всех типов, но впоследствии стало обозначать исключительно те «халатики», которые до сих пор носятся многими японскими мужчинами и женщинами,и детьми.

Японцы скалькировали своё кимоно с китайского hanfu посредством возникающих в V в. н.э. культурных связей, а свой окончательный вид кимоно приобрело в эпоху Хейан (794-1192) и с тех пор его внешний вид остаётся неизменным.

Традиционно все женского кимоно делают на один размер, а уж подгоняют его под себя сами владелицы, сворачивая и подворачивая кимоно так, как им удобно. Шьют кимоно из одного единственного куска ткани (в Японии выпускают специальную ткань для пошива кимоно определённой длины и ширины, так что её остаётся только раскроить на несколько прямоугольников и прострочить), которая в старину делалась руками.

Также вручную кимоно и расшивалось – понятно, что стоило оно немалых денег, поэтому носилось крайне бережно.

В древности кимоно распарывали для стирки, после чего снова сшивали, но современные ткани и методы очистки свели на нет такую необходимость. И тем не менее, кое-где кимоно ещё стирают по старинке. Для предотвращения лишней помятости, появления морщин, а также для того, чтобы слои кимоно не путались друг с другом, кимоно сметывают крупными и свободными стежками.

Мужское кимоно имеет одну основную форму и шьётся из тканей приглушенных расцветок. Формальность также определяется типом и цветом аксессуаров, типом ткани, а также количеством (или, наоборот, отсутствием) kamon (гербов семьи). Для кимоно шёлк является самой желательной (и к тому же высококачественной) тканью, среди всех тканей он наиболее официозен. На втором месте находится хлопок, на третьем же – появившиеся, но довольно редкие, кимоно из полиэстера.

Существовали также умельцы, распускавшие испорченное кимоно по ниточке, которую и переплетали потом в новую ткань, шириной в мужское оби. Такой метод обновления кимоно называли saki-ori.





















Глава 2. Глава 2. Виды и формы одежды.

Видов и форм одежды не так уж и много, так как раньше использовался один классический образец для пошива кимоно и потом сама хозяйка подшивала под нужный ей размер. Сейчас мало кто следует стандартам пошива особенно женский вид кимоно, раньше женское кимоно состояло из 12 деталей, мужское из 5.

Такие наряды трудно было одевать самому и подобрать детали так как они гармонируют между собой, поэтому существовали девушки, которые могли приехать в любую точку Японии и помочь одеть вам проблематичный наряд.

Полные комплекты изредка надевают гейши, невесты, хостесс. По неофициальным случаям носят упрощенные комплекты – одежду из 1-2 слоев. Иногда второй слой наряда имитируют ложным воротничком.

Разновидность женских кимоно:

Куротомесодэ

Фурисодэ

Иротомесодэ

Утикакэ

Сусохики

Мофуку

Хомонги

Цукесагэ

Иромудзи

Комон

Юката

Кимоно по форме напоминает букву «Т» и такое длинное, что достигает лодыжек. При этом все швы в кимоно исключительно прямые. Также имеется воротничок и, разумеется, рукава, причем ширина рукавов бывает разной и, соответственно, может много сказать о владельце кимоно.

Запахивают кимоно всегда таким образом, чтобы его левый конец всегда был сверху или, иначе говоря, «на правую сторону». Таким образом одеваются и мужчины, и женщины, а на левую сторону запахивают кимоно только на покойнике.

Традиционным аксессуаром к кимоно является оби – широкий и мягкий пояс, который несколько раз оборачивается вокруг тела и завязывается сзади сложным бантом. Спереди бант завязывают исключительно представительницы одной из самых древнейших профессий – дзёро.

Разумеется, к кимоно подойдёт далеко не вся обувь (про современную речи и быть не может), поэтому японцы до сих пор носят традиционные гэта или дзори.

Основой философии японского костюма служат три понятия: любовь, красота и этикет. Кимоно плотно обматывает тело с ног до головы, и это неслучайно. В Японии считается, что это воспитывает в человеке смирение и покорность. Длинная юбка без разреза, широкие рукава и пояс, подобный корсету, полностью меняют поведение человека. Движения его становятся неторопливыми и мягкими, что создает ощущение спокойствия и уверенности в себе.

Национальный костюм подчеркивает мужественность и достоинство мужчины и женственность и хрупкость женщины. В Японии существуют правила поведения, согласно которым человек, одетый в национальный костюм, не может показывать ноги или другие части тела, скрытые одеждой. Подобный этикет уравнивает женщин всех возрастов друг перед другом и перед окружающими.





Заключение

Японский костюм испытывал влияние как восточной, так и западной культуры, однако характер этого влияния был различным. Одежда дальневосточных стран стала основой для формирования традиционного японского костюма. Контакты с Западом до середины XIX в. были редкими, поступавшая информация слишком сильно отличалась от знаний и мировоззрения восточного общества, поэтому в период нового времени влияние европейского платья на японский костюм было минимальным.

Данная работа имеет прикладное значение. Знания, связанные с костюмом, дают информацию об особенностях национального характера и правилах поведения японцев.

Познакомившись с видами кимоно, было обнаружено, что ношение одежды в Японии было очень регламентировано. Это обусловило различие в крое, способах завязывания оби, местах нанесения рисунка и видах орнамента. В современных интерпретациях японского костюма примечательно то, как известные дизайнеры, используя элементы традиционной одежды ломают стереотипы этих же традиций и создают совершенно новые образы, сохранив эстетику Японии

Кимоно не просто регламентирует рисунок и ритм движений, но и является своего рода фокусом национальной психологии. Японка в кимоно воплощает эталон сдержанной грации, мягкой женственности и скромности, а также выражает ту естественную гармонию пластики, которая до сих пор чарует европейцев.








Список литературы

Японская цивилизация./ Елисеефф В., Елисеефф Д.; Пер. с франц. И. Эльфонд. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 527 с.

Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира.

Колыбель японской цивилизации./ Светлов Г. – М.: Фактория, 2000. – 435 с.

Что вы знаете о японском костюме./ Петрова И. В., Бабушкина Л. Н. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 64 с.

Средневековый Китай и Япония./ Клопотовская Е. А.; Изд-во «Юный художник».: М. – 2004. – 37 с.

История костюма./ Неклюдова Т. П.; Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2004. – 448 с.

Художественная культура Японии XVI века. Эпоха. Быт. Костюм./ Николаева Н. Ф. – М., 1986. – 355 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.