Методическая разработка урока в коррекционной группе «История костюма»
Пояснительная записка к презентации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НЕФТЕКАМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка урока в коррекционной группе
«История костюма»
Преподаватель спецдисциплин
Инсапова Римма Вагизовна
Имеющаяся: первая квалификационная
категория по должности
«мастер производственного обучения»
Заявленная: первая квалификационная
категория по должности
«преподаватель»
г. Нефтекамск 2018 г.
Тема: «История костюма».
Цель урока: познакомить студентов с историей костюма;
развивать познавательный интерес;
воспитывать эстетический вкус.
Задачи:
Образовательные: дать представление об истории развития
костюма и изменению стилей, развивать
стремление к углублению знаний;
Развивающие: расширять кругозор; развивать личностное
самообразование;
Коррекционная: коррекция и развитие зрительных восприятий,
мыслительной деятельности, памяти,
внимания, мышления;
Воспитательные: формировать положительную мотивацию к
предмету; воспитывать эстетический вкус.
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы и формы обучения: рассказ, показ.
Меж.предметные связи: МХК, история
Базовые понятия и термины: модельер, художник, корсет, античность,
средневековье, хитон, гиматий, тога, туника.
Оснащение и дидактический материал: рабочие тетради, ноутбук,
проектор, презентация «История костюма»,
кроссворды.
ХОД УРОКА
-
-
- I. Организационный момент (3 мин.)
-
проверка явки студентов;
готовность к работе;
осмотр внешнего вида;
сообщение темы и цели урока.
Преподаватель: Здравствуйте, садитесь. Проверим присутствие студентов и подготовку к уроку.
Староста группы дает информацию о количестве присутствующих на уроке.
Тема урока «История костюма».
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
-
-
- II. Повторение пройденного материала (5 мин.)
-
- 1. Что такое мода, одежда, костюм, моделирование одежды, гардероб, аксессуары, комплект, стиль? (Ответы студентов).
-
-
- 2. Кто такой модельер и чем он занимается? (Ответы студентов).
-
-
-
-
- III. Объяснение нового материала (с демонстрацией слайдов презентации «История костюма» (25 мин.)
-
Преподаватель: История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одевать людей художником должен быть каждый, от прославленных модельеров до рядовых исполнителей. Без понимания художественной задачи нельзя достигнуть успеха, даже превосходно владея такими необходимыми специальными знаниями, как конструирование, технология.
Воспитать в себе художника можно, если, во-первых, искренне хотеть; во-вторых, накапливать знания, - эрудиция и кругозор никогда не помешают. В-третьих, ко всем знаниям подходить творчески - сравнивать, отбирать, соединять.
Принято считать, что мода, как яркая бабочка живет одним днем. Появилась, вскружила головы – и нет ее. Однако это было бы чересчур просто, а мода не признает однолинейной простоты. Каждый раз существуют обстоятельства, которые вызывают необходимость перемен и способствуют возникновению новой моды.
Дополнительная информация к слайдам. Выступления студентов.1. Древнегреческий стиль (слайд 3, 4).
По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. Для этого времени характерно выявление пластических свойств тканей в сложных ритмах драпировок. Прямоугольные куски ткани, скрепленные в некоторых местах застежками, не подчеркивали форм тела, слегка проступавшего под одеждой. Эти одеяния назывались по-разному: хитон, гиматий, тога, туника. Уже в античные времена цвета имели своё символическое значение; так, например, белый цвет был закреплён за аристократией, а чёрный, пурпуровый, тёмно-зелёный и серый – выражал печаль. Зелёный и коричневые цвета были обычными цветами сельских жителей. Аристократки имели в своём гардеробе пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты. Это свидетельствует не только об утончённом вкусе, но и технической зрелости той эпохи.
2. Готический стиль (слайд 5).
Заключался в подчеркивании вертикальных линий в одежде. Платье средневековых женщин имело очень высокую линию талии, декольте удлиненной формы, узкие длинные рукава, юбку, собранную в складки обычно только с одной стороны. Юбка расширялась книзу и переходила в длинный шлейф. Наиболее выразительным было украшение головы конусообразными “шляпами”, которые напоминали башни готического собора. Мужчины носили короткую куртку, штаны в обтяжку, обрисовывающие фигуру. Дополняла наряд остроносая обувь. Броские одежды той эпохи шились из парчи, сукна, дорогого бархата, которые дополнялись вышивкой и мехами.
3. Ренессанс (слайд 6, 7, 8).
Мода Ренессанса зародилась в Италии – колыбели эпохи Возрождения. Для этого стиля характерна монументальность фигуры. Женская одежда становится широкой и удобной, обнажаются шея и руки. Ренессанская мода, как говорили ее теоретики, прежде всего, должна была быть богатой. И это богатство проявлялось не только в дорогих тканях и узорах, но также и в оформлении рукавов. Узкий элегантный рукав ренессанского платья ХV века, сначала на локтях, а потом и в пройме, был разрезан. Вероятно, эту капризную деталь можно объяснить требованием времени уделить особое внимание ловкости, подвижности. Впервые в этот период женская одежда стала строго делиться выкройкой на длинную юбку и лиф, часто зашнурованный. Женские платья туго натягивались на металлический корсет и плотную нижнюю юбку с металлическими обручами. Мужской костюм был стилизован под костюм рыцаря. Но средневекового рыцаря сменил кавалер в придворном платье из атласа, парчи, бархата. Короткие штаны мужчин набивались ватой, паклей, соломой. Жёсткие кружевные воротники глубоко защищали шею. Удобством эта одежда не отличалась. Обувь начинают шить из кожи, украшают жемчугом, лентами, шнурками и пряжками.
4. Барокко (слайд 9, 10).
Одежда стиля барокко характеризовалась сложностью и многослойностью. Наряд женщин отличался контрастом форм: тонкий стройный стан сочетался с пышной куполообразной юбкой. Лифы стали шнуроваться. Видную роль в одежде играют рукава, они дополнены манжетами с кружевами в виде кулька, которые достигали почти локтя. Женское платье избавилось от широких юбок на обручах, линии стали более мягкими и плавными. У мужчин испанские, короткие дутые штаны в виде трубок удлинились ниже колен, а вместе с ними изменилась и обувь. Высокие военные сапоги, часто выше колен, вытянутые в виде кулька, наполняли кружевами. Кавалеры носят длинные вьющиеся волосы, мягкую плоскую фетровую шляпу, украшенную перьями, и плащ. Кружева используют для своей одежды и мужчины, и женщины. Драгоценности теперь пользуются гораздо меньшей популярностью, нежели раньше. Однако, в целом одежда той поры во многом проще одежды предыдущих эпох.
5. Рококо (слайд 11, 12).
Это был период, когда массовое производство одежды и специализированная торговля модными аксессуарами приобретают большой размах. С этого времени в Англии стало известно слово кринолин. Именно тогда он представляет собой присборенную куполообразную юбку, форма которой поддерживалась многочисленными нижними юбками. Изготовление их, по большей части вручную, требовало бесконечно много времени. С усовершенствованием швейных машин появился искусственный кринолин. Одежда стиля рококо не претерпела сильных изменений по сравнению с одеждой стиля барокко. Лишь линии стали еще более изощренно изящными.
6. Классицизм (слайд 13, 14).
Совершается логический переход всех склонных к классицизму тенденций к античности. Женская мода приняла культ античности почти безоговорочно. Обнажается декольте. Новый стиль характеризуется строгостью линий, четкостью пропорций, простотой форм.
7. Ампир (слайд15, 16).
Освободил женское тело от корсета. Платье легкое прозрачное, из воздушных муслиновых и батистовых тканей плотно облегало талию под грудью, подчеркивая естественную стройность фигуры. Форму головы подчёркивают гладко причёсанные волосы, разделённые посередине пробором, которые укладывались в сеточку или заплетались в косы. Единственным украшением были локоны. Драгоценности в виде камей, ожерелья, колье вызывают большой интерес. На голове носят чепцы и шляпы самых различных форм. В этот период упростились мужские костюмы, главным требованием стали хороший покрой и элегантность, а не великолепие и роскошь. Фрак, как правило, был обычно темных тонов. У рубашек – высокие воротники и галстук, который “подпирает голову согласно надлежащего, достойного положения”. Дневной костюм дополнялся цилиндром. Обувь низкая, плоская, без каблука.
8. Романтизм (слайд 17, 18).
Попадаем в эпоху, когда наступает «распад стилей». Вновь в платье появляется кринолин – бедра увеличиваются до небывалых размеров, под пышными формами платья тело почти скрывается. Для подчёркивания талии вновь требуются корсеты. Чтобы оптическое впечатление тонкой талии было еще большим, расширились рукава. Они бывали так велики, что их соответствующий «вздутый вид» необходимо было поддерживать китовым усом. Снова увлекаются драгоценностями; большой популярностью пользовались изделия из жемчуга, ожерелья, броши, декоративные гребни. Шляпы, близкие по форме к чепцу, украшались цветами, лентами и воланами. Сильно открытая шея позволяет “выделить” голову, и тогда опять стали применять сложные причёски. Они бывали весьма искусны, часто напоминая, например, декоративную архитектуру. В зимний период пальто заменяется пальто – образными платьями из толстых шерстяных тканей. Поверх платья одевали только широкие пелерины. Длина юбки сократилась, поэтому стал, виден ботинок на более высоком каблуке со шнуровкой. Мужской костюм становится более сдержанным. К фраку полагаются длинные брюки, незаменимый цилиндр и галстук, завязыванию которого теперь уделяется еще большее внимание. Верхняя одежда, пальто, шьется по фигуре. На ногах носили полуботинки, высокие сапоги. Самым большим криком моды стали сюртуки.
9. Модерн (слайд 19, 20, 21).
Стремительное изменение форм платья - от легкого, полуприлегающего к тяжелому, плотному, с пышными рукавами, с турнюрами, которые зрительно увеличивали нижнюю часть торса. Требованием консервативной моды была стилизованная женщина – цветок, женщина салонов, театров, эта женщина, еще стянутая корсетом. С другой стороны начинается настоящее движение против корсетов, сторонники которого говорили о его вредности и стремились запретить его ношение. В конце XIX мода создает новый тип одежды с юбкой клеш и «ветчинообразными» рукавами, помогающий созданию одежды в стиле модерн (придающий фигуре «S-образную» форму).
10. Гарсон (слайд 22).
В моде наступает коренной перелом – совершенно преобразился силуэт женской фигуры из-за сокращения длины юбки и длины волос. Костюм теперь умышленно разделяется на две части – на лиф и юбку. Длина юбки едва прикрывает колени. Линия талии опускается на бока, поэтому лиф становится длиннее. Глубокий вырез, а руки, спустя много десятилетий, опять обнажены. В моде какая-то полудевичья, полумальчишеская фигура. Женщина - мальчик прилежно занимается спортом, танцует фокстрот и чарльстон. Она борется с лишним весом, ибо идеалом теперь является высокая стройная женщина. Самой большой новостью в истории моды стали открытые ноги, на которых были шелковые прозрачные чулки телесного цвета и элегантные остроконечные туфли. К этим нарядам носили шляпки с широкими полями, глубоко посаженные на голову. Бижутерия и драгоценности играли важную роль в оформлении особенно вечернего туалета. Жемчуга и кораллы, богатые вышивки на шёлке и тончайшем крепдешине в большом выборе предлагались лучшими парижскими салонами, которые и в дальнейшем задавали тон в этой области. Но наряду с модой - люкс, в женскую моду проникают длинные брюки, как спортивные, так и домашние, юбки, свитера, которые до сего времени остаются в ней. Мужская мода, хотя и не даёт возможностей для особых нововведений, но всё-таки и они очевидны. В моде новая одежда – чёрный жакет с жилетом и полосатые брюки. Для торжественных случаев предпочитают смокинг, который по своей линии отвечает современному общественному вкусу. Цилиндр и котелок уступают место мягкой фетровой шляпе. Постепенно стал преобладать спортивный тип одежды в той среде, где раньше был, допустим только светский костюм.
Вывод: (слайд 23).
Преподаватель: История одежды с древнейших времён до наших дней является «зеркалом», в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. Каждый новый стиль говорит о следующей ступени развития общества.
Преподаватель: Скажите, какая цель нашего урока?
Ответы студентов.
-
-
- IV. Итог урока (10 мин.)
-
Вопросы для закрепления пройденного материала.
- Какие основные детали одежды присуще классицизму, романтизму, рококо, барокко, гарсону, древнегреческому стилю. (Ответы студентов).
- Каких известных модельеров вы знаете? (Ответы студентов).
- Какой стиль вам ближе всего и почему? (Ответы студентов).
2. Закрепление новой темы в разгадывании кроссворда. (Приложение 1).
-
-
- 3. Выставление оценок.
-
V. Домашнее задание (2 мин.)
1. Повторить конспект;
2. Составить тест.
История костюма (вариант 1) (Приложение 1).
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
||
|
|||||||||||
5 |
|
|
|
||||||||
4 |
|
||||||||||
|
|
||||||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
||||||||||
|
|
||||||||||
|
|
||||||||||
|
|
||||||||||
1. В период, какого стиля впервые появились декольте удлиненной формы?
2. Какая эпоха характеризуется строгостью линий, четкостью пропорций и простотой форм?
3. Какой эпохе мы обязаны появлению сюртука?
4. В какой эпохе впервые стали шнуровать лиф платья?
5. Эпоха, освободившая женщин от корсета?
История костюма (вариант 2)
2 |
|||||||||
|
|||||||||
|
3 |
||||||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
|||||||||
|
5 |
||||||||
4 |
|
|
|
|
|
||||
|
|
||||||||
|
|
||||||||
|
|||||||||
|
1. В какой эпохе мужской костюм стилизован под костюм рыцаря?
2. Стиль, в котором использовалась сложная драпировка?
3. Какой эпохе мы обязаны появлению разделения костюма на две части - лиф и юбка?
4. Во время какой эпохи приобрело большой размах массовое производство одежды и модных аксессуаров?
5. Какой эпохе относят появление юбки - клеш?
История костюма (вариант 1)
1Г |
О |
Т |
И |
Ч |
Е |
С |
2К |
И |
Й |
|||||
Л |
||||||||||||||
5А |
М |
П |
И |
Р |
||||||||||
4Б |
С |
|||||||||||||
А |
С |
|||||||||||||
3Р |
О |
М |
А |
Н |
Т |
И |
З |
М |
||||||
О |
Ц |
|||||||||||||
К |
И |
|||||||||||||
К |
З |
|||||||||||||
О |
М |
|||||||||||||
1. В период, какого стиля впервые появились декольте удлиненной формы?
2. Какая эпоха характеризуется строгостью линий, четкостью пропорций и простотой форм?
3. Какой эпохе мы обязаны появлению сюртука?
4. В какой эпохе впервые стали шнуровать лиф платья?
5. Эпоха, освободившая женщин от корсета?
История костюма (вариант 2)
2 Д |
|||||||||
Р |
|||||||||
Е |
3Г |
||||||||
В |
А |
||||||||
Н |
Р |
||||||||
1Р |
Е |
Н |
Е |
С |
С |
А |
Н |
С |
|
Г |
О |
||||||||
Р |
Н |
||||||||
Е |
|||||||||
Ч |
|||||||||
Е |
|||||||||
С |
5М |
||||||||
4Р |
О |
К |
О |
К |
О |
||||
И |
Д |
||||||||
Й |
Е |
||||||||
Р |
|||||||||
Н |
1. В какой эпохе мужской костюм стилизован под костюм рыцаря?
2. Стиль, в котором использовалась сложная драпировка?
3. Какой эпохе мы обязаны появлению разделения костюма на две части - лиф и юбка?
4. Во время какой эпохи приобрело большой размах массовое производство одежды и модных аксессуаров?
5. Какой эпохе относят появление юбки – клеш?