12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Татьяна Николаевна90
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
1

«Пояс – как часть комплекса традиционного костюма жителей Русского севера»



Цель занятия: Создание целостной системы изучения культурного наследия края в технологическом образовании школьников на примере поясов, как элемента традиционного костюма жителей Русского севера

Цели для учащихся:                                                                  

                 Должны знать:

           Должны уметь:

1. Исторические сведения о поясах, их значение.

 

1. Подбирать нитки гармоничного сочетания.

2. Техники выполнения поясов.

2. Выполнять пояса в различных техниках.

 

 

Задачи:

образовательная - сформировать общее представление о художественно-стилевых и технологических особенностях традиционного искусства ткачества поясов;

развивающая – развивать образное мышление, фантазию и творческие способности обучающихся;

воспитательная – воспитывать патриотические чувства, осознание своих культурно-исторических корней и приобщать к традициям родного края;  воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность в работе.

Возраст: 7 класс

Продолжительность занятия: 2 урока

Место проведения: класс

Опорные термины: ткачество, пояс, орнамент, мотогуз, тельник, свивальник, кушак

Вещный ряд: альбомы с фотографиями, куклы  в народных костюмах, пояса, образцы плетений.

 Методический репертуар: беседа, мини-экскурсия «Музей в корзинке»

Формы работы с аудиторией: работа в парах, дифференцированный подход к обучающимся.

Перечень оборудования: проектор, компьютер, магнитофон, СD- диск «Кижи»

Приложения

/data/edu/files/z1454523271.doc(карточки -задания)

/data/edu/files/l1454523310.doc (инструкционная карта) 

/data/edu/files/k1454523385.ppt (презентация)

Библиография:

1. Яшкова, Т.Б. Костюм Карелии /  Т. Б. Яшкова. – Петрозаводск: Периодика, 2009. – 104с.

2. Библиотека учителя изо: Основы художественного ремесла

3. Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

 4. Русский традиционный костюм. – С.-П., «Искусство - СПБ», 2006г.

http://www.cross-kpk.ru/ 

http://www.classicbelt.ru

www.istmira.com

векhttp://earving.nm.ru/loom.html

my.classicbelt.ru

Связь с базовым образованием: изобразительное искусство, музыка, Моя Карелия, история. Результаты работы: за 2 урока трудно выполнить целый пояс, поэтому как результат обучения различными технологиями могут стать: закладки, сережки, крученый пояс и т.д.

 

Сценарий занятия:

1.Организационный момент.

2.Сообщение нового материала:

Учитель: Сегодня на занятие я принесла корзинку. В ней лежит предмет, который придумали еще в каменном веке, но который до сих пор служит каждому из нас верой и правдой. Вот загадки про этот предмет: Весь день как обруч, а ночью как уж.

Надену - ободом сведёт, сойму – змеёю упадёт.

Тепла не даёт, а без него холодно.

Как вы думаете что это? Правильно угадали, это пояс. Открываем корзинку, достаем поясок. Здесь несколько видов, посмотрите, какие они все разные, нарядные.

Ребята, скажите, какие функции выполняет пояс? (ответы учащихся)

Действительно, в современной жизни пояс используется как часть одежды, несёт и эстетическую нагрузку. А сегодня на уроке мы отправимся в путешествие во времени и узнаем, какое значение имел пояс в жизни людей раньше.

Посмотрите на пояс, как вы думаете, с чем его можно сравнить? (ответы учащихся)

Действительно, пояс в народных верованиях символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (так же, как нитка, пряжа, волокно, веревка, цепь).

В старые времена считали, что пояс обладает магическим действием. Это связано с формой, которую принимает пояс, охватывая тело человека. Какая это форма? Замкнутый круг. Считалось, что в замкнутом круге человек недосягаем злым духам. Поэтому пояс - один из главных оберегов от нечисти. Обитателей потустороннего мира, принимающих человеческие черты (русалок, лихорадок и др.) выдает отсутствие пояса. Отрицательные герои многих сказок, которые имеют контакт с нечистой силой, тоже появляются без него. Хотите узнать, как с помощью пояса могли вылечить от болезни или узнать о своём суженом? Тогда давайте разделимся на группы. Каждой группе будет выдана карточка – задание. Вам нужно внимательно прочитать текст, а потом рассказать и даже показать остальным ученикам, каким образом использовали пояс. (Приложение № 1).

На подготовку даётся 10-15 минут, можно использовать для демонстрации обрядов образцы поясов, предметы.

Группы учащихся выступают перед классом.

Спасибо большое всем за представленные сценки. Теперь вы увидели, какое большое магическое значение имел пояс для наших предков. При рождении человек получал первый поясок-оберег, всю жизнь носил и даже в ритуале похорон использовался.

Конечно, пояс имел и практическое (утилитарное значение). Давайте ещё раз вспомним, для чего надевали пояс, для этого нам поможет слайд (учащиеся по слайду рассказывают о практическом использовании пояса).

Пояс сохранял тепло тела человека.

Пояс использовали для поддержки портов, рубах, юбок; онучи перевязывали тоненькими тесёмочками.

На пояс привешивали ножи кресала, ключи, игольник; за пояс затыкали кнут и др.

Я дополню ваши ответы небольшой исторической справкой: и мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. В Скандинавии связка ключей у пояса была своего рода символом власти домовитой хозяйки, а славянским и финским женщинам непременно атрибутом казался игольник - маленький футляр для иголок. Не была редкостью и поясная сумочка (мешочек) для разной мелочи, называлась она 'карман'. Историки пишут, что пришивать (или пристегивать) карманы прямо к одежде начали гораздо позже. А вот теперь поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой, вернулись в наш обиход.
Пояс издревле являлся хранителем 'калиты', т.е. кошелька: на поясе и за поясом хранили оружие. Помимо кошелька и оружия, к поясу прикреплялись нож и мешочек с табаком, а за пояс ямщики затыкали кнутовище бича или кнута. У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, почему со временем такой карман был назван 'лакомка'.
Давайте рассмотрим виды поясов. Как вы думаете, для какой одежды использовали широкие пояса 20-30 см – кушаки? (ответы учащихся). Правильно для верхней одежды. А узкие 1-3 см пояски – тельники? (ответы учащихся). Само название говорит о том, что эти пояса одевали во время крещения шириной 1-3 см на голое тело и имели обереговое значение. Гачник (от гачи — штаны) – нижний пояс, он мог быть поясом или шнурком, вдетым в штаны. В «Описании Московского государства», составленном неизвестным лицом в XVII в., читаем: «Носят они штаны, которые наверху набором собраны на гашнике, а по произволению возможна их содвигат». Надживотник или наживотник – узкий пояс для исподней рубахи. Словесный, пояс со словесами - В XIX в. повсеместно бытовали пояса и опояски «со словесами» посвящения на дарственных поясах, а на выполненных по заказу - с указанием, кому принадлежит пояс или опояска, а нередко и с именем мастерицы. Так же можно предположить, что сюда относятся и пояса с молитвами, пожеланием, дарственные, напутственные, с высказываниями из народной мудрости и словами из Священного Писания…

Пояса были достаточно длинные 3-5 метров и опоясывали человека несколько раз. Праздничные пояса часто украшали кистями из ниток. Обычные пояса отличались от праздничных меньшей длиной, скромной отделкой, отсутствием кистей.

Пояса умели ткать все женщины. Учить ткать пояса начинали с детства, а к замужеству в приданом у девушки могло насчитываться до десятка поясов, подобранных по рисунку и цвету к определенному костюму. В умении освоить технику и сложность узора, в творческом подходе к воспроизведению орнамента и колорита ценилось мастерство ткачихи. Девочки при этом проходили школу арифметики (счет) и геометрии (симметрия), а в именных поясах и грамоту. Качество изготовления поясов должно было быть безукоризненным. Здесь требовалась особая внимательность и острота зрения, терпение и трепетное отношение к любимому делу.

Давайте рассмотрим узоры на поясах, как вы думаете, что они обозначали? (ответы учащихся). На поясах  можно встретить различные  виды ромбов, означающих женское плодородие и плодородие земли, свастик и других солярных и обережных знаков. Вообще, пояса украшались очень сложными узорами с определенным смысловым значением. Существовал обычай чтения узоров, где знающая пожилая женщина объясняла молодым девушкам значение этих узоров. Были пояса именные – на которых можно было прочесть молитву или пожелание. Сейчас этот обычай почти забыт, и о символике орнамента поясов можно только догадываться. Это было особое ткаческое письмо, отдельные знаки которого при наложении на орган человека могли полностью его оздоровить и восстановить. К сожалению, орнамент на поясе, забывается и - превращается просто в украшение.

Как вы думаете, у нас в Карелии, из каких волокон плели пояса? (ответы учащихся) Вы правы, использовали льняные, шерстяные, реже добавляли шёлковые нити.

Существовало несколько способов изготовления поясов:

1. Кручение

2. Дёрганье

3. Плетение

4.Тканьё на дощечках

5.Ткачество на ткацком стане

Давайте рассмотрим подробнее эти способы (показ слайдов).

Сегодня на уроке мы попробуем сплести небольшой образец по принципу полотняного переплетения. Он может использоваться как закладка в книгу. Вот как выглядит этот пояс. Для этого давайте обратимся к инструкционной карте (Приложение № 2).Совместно с учащимися изучаем последовательность изготовления пояса. А теперь посмотрите, как на практике происходит плетение (педагог показывает плетение).

3.Практическая часть урока: ученицы выполняют плетение, как музыкальное сопровождение включается диск «Кижи» песни в исполнении фольклорной группы музея-заповедника «Кижи». Педагог контролирует работу учениц, оказывает помощь, если это необходимо. Выставка готовых образцов.

4.Подведение итогов урока: сегодня мы говорили с вами о небольшой детали костюма, которой придавалось большое значение.

Скажите, какое магическое значение придавали поясу?

А каково его практическое использование?

Вспомните различные названия поясов.

Приведите примеры различных видов изготовления поясов.

Что нового вы узнали на уроке?

Изменилось ли у вас отношение к поясу? (сейчас мы чаще носим ремни, но значение они имеют то же, что и пояса)

Как в современной жизни можно использовать знания и умения, полученные на уроке?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.