История национального костюма

4
0
Материал опубликован 10 February 2020 в группе



IV научно-практическая конференция



«Первые шаги в науку»





Номинация:

«История национального костюма»

















Автор работы: Носов Алан

Место выполнения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Гимназия №118 имени Валерия Николаевича Цыганова»"

Научный руководитель: Куринова Ю.А







«История национального костюма»






Проблемный вопрос:

 Почему интерес к народному костюму не иссякает, несмотря на веяния современной моды?



Гипотеза исследования:

  Знание художественных особенностей народного костюма, и связанных с ним обычаев и обрядов позволяют создавать одежду в народном стиле.











Цитата:

 «Какова еда, такова и миска, каков человек, такова и одежда»

(Татарская народная пословица)


Первые упоминания о татарах Дона относятся к 1623 году в казачьих ведомостях как о казаках-мусульманах. Донские татары участвовали в боевых действиях казаков, в посольствах выполняли дипломатические поручения, вели разведку. В столице казачества Старочеркасске имелось татарское поселение с мечетью. Это поселение и поныне называется татарской слободой. После основания новой столицы казачества г. Новочеркасска татарское поселение было перенесено на новое место вблизи с городом и преобразовано в хутор Татарский. Это поселение существует и ныне и называется «Татаркой».


t1581330218aa.jpg



t1581330218ab.jpg

На Дону издавна жили татары, которые после развала Золотой Орды влились в состав русского государства. Они могли быть потомками разбитого войска Шейх-Ахмета, последнего хана Большой Орды. Мещерские татары также активно участвовали в освоении т.н. Дикого Поля. Историк А. А. Шенников упоминает о «сосуществование татар и русских в Червленом Яру. Последний оказывается не единственным тюрко-славянским образованием в юго-восточной Руси. Интересно и то, что подобные полиэтнические образования могли при определенных условиях приобретать не только форму территориально-общинных объединений протоказачьего типа, но и форму феодальных княжеств». Один из атаманов казаков-татаров Сары-Азман упоминается в переписки Ногайского князя Юсуфа в 1549 с Иваном Грозным: "Холопи твои, нехто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех местех городы постали... да наших послов... и людей стерегут да разбивают". Иван Васильевич на это отвечал: "А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей земле много лиха учинили и ... убежали в поле". Давно исчезли бывшие приокские ханства, а их население переселилось в другие места или ассимилировалось с русскими. Осколки той культуры органически влились в состав здешнего казачества на заре его образования. На Нижний Дон татары могли попасть и с запорожскими казаками, в составе которых также был существенный тюркский компонент.

Тата́ры (самоназвание — тат. татарлар, tatarlar) — тюркский этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в ПоволжьеПриуралье, в СибириКазахстанеСредней АзииСУАР и на Дальнем Востоке.

Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на два диалекта: западный (мишарский) и казанский (средний) диалект.

По религиозному признаку татары в основном мусульмане-сунниты, также есть православные (кряшены) и атеисты.

По данным доктора исторических наук Дамира Исхакова татары идут по европейскому пути демографического развития: низкая рождаемость не покрывает смертность. Существует 3 прогноза относительно численности татар к 2025 году в России. По одному из прогнозов к 2025 году татар станет на полмиллиона меньше по сравнению с 2002 годом.

Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанского) диалекта с морфологической структурой западного (мишарского) диалекта.

С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе. Существуют планы перевода татарской письменности на латиницу. В татарском алфавите 39 букв.

Есть школьное образование на татарском языке — ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык.

Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.

t1581330218ac.jpg

Татарский народный костюм – художественный ансамбль, гармонично сочетающий в себе все элементы одежды.

Нужно отметить, что наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме - в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте, он отличается необычайным своеобразием. При всей цветовой экзотичности татарский традиционный костюм не выпадает из общей мировой тенденции моды, в нем прослеживаются стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с восточной насыщенностью цветов, обилием вышивок, применением большого количества украшений.

Комплекс женской одежды

Туникообразная рубаха (кулмяк):

повседневная- льняная, холщевая;

праздничная- шелковая, из парчи, шерсти;

девичья- с мелкими оборками (бала итяк), украшали лентами;

женская- нижний нагрудник (кукрече), украшали вышивкой, бисером.

Передник узорчатый (алъяпкыч).

Камзол с вышивкой (сенебет).

Штаны (ыштан)- легкая ткань.

Головной убор- калфак, платок (баш яулык) с вышивкой.





t1581330218ad.gif



Атрибуты костюма татарки.

Украшения: накосники- монетные, серьги- кольцевые, нагрудники из позолоченных пластин или перевязь, браслеты, перстни, кольца.

t1581330218ae.gif



Изучая татарский народный костюм, мы стремились проследить пути становления декоративно-прикладного искусства татар и проявление в нем духовной жизни народа.



t1581330218af.jpg t1581330218ag.png



Вывод:

к коллекции народной татарской одежды постоянно обращаются этнографы и искусствоведы, художники и народные ансамбли, работники кино и телевидения.



Выдвинутая гипотеза подтвердилась.





















































Использованная литература:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Татары

http://komanda-k.ru/Татарстан/национальная-татарская-одежда

http://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/tatarskie-poslovitsy-i-pogovorki/

https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/kazanskaya-guberniya/





9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.