Итоговая контрольная работа по истории (7 класс)

6
0
Материал опубликован 23 January в группе

Итоговая контрольная работа 7 класс.

Пояснительная записка

1. Назначение работы

Контрольная работа направлена на оценивание качества полученных учащимися знаний по Всеобщей истории (история Нового времени 16 - 17 вв.) и истории России (16-17 века) , определение уровня достижения планируемых предметных и метапредметных результатов; оценки уровня подготовки учащихся к обучению в 7 классе

2. Документы, определяющие содержание контрольной работы

Контрольная работа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Содержание контрольной работы соответствует учебникам Л.В. Искровская, С.Е. Федоров «История Нового времени. 7 класс» и «История России. 7 класс» под редакцией Торкунова.

3. Подходы к отбору содержания и структуры КИМ

Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий определялись с учетом требований указанных выше документов, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:

требований федерального государственного образовательного стандарта;

требований историко-культурного стандарта;

целей исторического образования в основной школе;

специфики курса истории основной школы;

ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.

4. Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Работа охватывает содержание курса История России (16-17 вв.), являющийся приоритетным и всеобщей истории (история зарубежных стран 16-17 века). В итоговой работе представлены задания, ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории.

Структура работы. Работа состоит из 12 заданий. Ответами к заданиям 1, 2, 4, 6 и 7 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Задания 3, 8–12 требуют развернутого ответа. Задание 5 предполагает заполнение контурной карты

5. Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Задание 1 нацелено на проверку знания деятелей истории России и истории зарубежных стран (обучающийся должен соотнести события и их участников). Задание 2 нацелено на проверку знания исторической терминологии (необходимо написать термин по данному определению понятия). Задание 3 проверяет умение работать с текстовыми историческими источниками. В задании требуется провести атрибуцию исторического источника и проявить знание контекстной информации. Задание 4 нацелено на проверку умения проводить атрибуцию исторической карты. Задание 5 проверяет знание исторической географии и умение работать с контурной картой. Необходимо нанести на контурную карту два объекта. Задания 6 и 7 нацелены на проверку знания фактов истории культуры России. В заданиях используется иллюстративный материал (изобразительная наглядность). В задании 6 требуется выбрать два памятника культуры, относящиеся к определенному времени. В задании 7 требуется указать памятник культуры по указанному в задании критерию. В задании 8 требуется сопоставить по времени события истории России и события истории зарубежных стран. Задание 9 предполагает проверку владения простейшими приёмами аргументации. Необходимо выбрать из списка исторический факт, который можно использовать для аргументации заной в задании точки зрения и объяснить, как с помощью выбранного факта можно аргументировать эту точку зрения. Задания 10 и 11 составляют блок. На этих позициях используются задания двух моделей: модель 1 предполагает работу со списком событий, процессов, модель 2 – с событием, процессом, указанным в задании. Задание 10 проверяет знание хронологии и умение отбирать исторические факты в соответствии с заданным контекстом. В задании требуется указать год (годы), к которому относится выбранное событие, процесс, и привести два любых факта, характеризующих ход этого события, процесса (модель 1), или указать десятилетие, когда произошло названное в задании событие (процесс), указать российского монарха в этот период и привести один любой факт, характеризующий ход этого события, процесса (модель 2). Задание 11 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, почему выбранное событие (процесс) (модель 1) или событие (процесс), указанное в задании (модель 2), имело большое значение в истории нашей страны. Задание 12 проверяет знание истории родного края.

6. Продолжительность контрольной работы

На выполнение работы отводится 60 минут.

7. Система оценивания проверочной работы

Каждое из заданий 1, 2, 4, 6 и 7 считается выполненным верно, если правильно указаны цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 4, 7 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. За верный ответ на задание 1 и 6 выставляется 2 балла. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Задания с развернутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Максимальный первичный балл – 25.

Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы − 19.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

2

3

4

5

Первичные баллы

0-6

7-12

13-18

19-25

 

Инструкция по выполнению работы:

На выполнение работы по истории даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Часть 1 работы посвящена истории России и истории зарубежных стран (история Нового времени), в части 2 предложено задание по истории Вашего родного края. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Часть 1

В этой части работы даны задания по истории России и истории зарубежных стран в Новое время.

Установите соответствие между событиями (процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ) УЧАСТНИКИ

А) создание единой системы денежного 1) Елена Глинская

обращения в России 2) Фернан Магеллан

Б) Переяславская рада 3) Д.Т. Трубецкой

В) начало реформации в Германии 4) Мартин Лютер

5) Б.М. Хмельницкий

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Запишите термин, о котором идёт речь. Предприятие, основанное на ручном труде работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции.

Ответ: __________________________

 

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание 3.

«Которые государевы дворцовых сёл и чёрных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сёл и из чёрных волостей... а в писцовых книгах... те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей, сыскивая, свозити в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам с жёнами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет».

Укажите название данного исторического источника.

Ответ: _________________________________________________

Укажите название народного восстания, с которым связано появление данного исторического источника.

Ответ: _____________________________________________________________________________

 

Рассмотрите карту и выполните задания 4, 5.

t1705992838aa.gif

 

 

Назовите российского монарха в период, когда произошло восстание, границы района которого обозначены на карте.

Ответ: _______________________________________

 

Подпишите на карте город Москву и Речь Посполитую.

Ознакомьтесь с приведённым перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 6, 7.

1)t1705992838ab.gif2) t1705992838ac.gif 3) t1705992838ad.gif4) t1705992838ae.gif

6. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

 

 

Создателями какого из приведённых памятников культуры были Барма и Постник? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

Ответ:_____________

 

Укажите время, с точностью до половины века, когда в России пресеклась царская династия Рюриковичей. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к той же половине века. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которых была Россия.

Время с точностью до половины века: _______________________________________________ Событие из истории зарубежных стран:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Внешняя политика России в последние 10 лет царствования Ивана IV была неудачной»? Укажите порядковый номер этого факта в списке.

1) битва при Молодях

2) заключение Плюсского договора со Швецией

3) начало проведения политики опричнины

Ответ: ________

Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.

Ответ: __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

 

Прочтите перечень из четырёх событий (процессов). Выберите ОДНО событие (процесс) из перечня, а затем выполните задания 10, 11, рассматривая в каждом из заданий выбранное событие (процесс). Перед выполнением каждого из заданий 10, 11 укажите букву, которой выбранное событие (процесс) обозначено в перечне. Указанные в заданиях 10, 11 буквы должны быть одинаковыми.

Перечень событий (процессов)

А) венчание Ивана IV на царство

Б) избрание на царство Михаила Романова

В) экспедиция С.И. Дежнёва

Г) заключение Бахчисарайского мирного договора

 

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне). Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс). Приведите два любых факта, характеризующие ход этого события (процесса).

Год (годы): _____________________________________________________________________

Факты: _________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

 

Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне). Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.

Ответ:__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________

Напишите небольшой рассказ на тему «История нашей страны в названиях городов, сёл, деревень, улиц моего региона». В рассказе необходимо указать не менее двух названий и охарактеризовать связь этих названий с историческими событиями (деятельностью исторических личностей).

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Система оценивания диагностической работы по истории

Каждое из заданий 1, 2, 4, 6 и 7 считается выполненным верно, если правильно указаны цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание).

Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 4, 7 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

За верный ответ на задания 1 и 6 выставляется 2 балла. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

 

задания

Ответ

1

154

2

мануфактура

4

Борис Годунов

6

13

7

3

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

«Которые государевы дворцовых сёл и чёрных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сёл и из чёрных волостей... а в писцовых книгах... те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей, сыскивая, свозити в государевы дворцовые сёла и в чёрные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам с жёнами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет».

3. Укажите название данного исторического источника. Укажите название народного восстания, с которым связано появление данного исторического источника.

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) название исторического источника – Соборное уложение 1649 г. (Соборное уложение); 2) название восстания: Соляной бунт

 

Правильно указаны названия исторического источника и восстания

2

Правильно указано только название исторического источника. ИЛИ Правильно указано только название восстания

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

Подпишите на карте город Москву и Речь Посполитую.

Правильно подписаны Москва и Речь Посполитая - 2 балла

Правильно подписана только Москва. ИЛИ Правильно подписана только Речь Посполитая - 1 балл

Оба объекта подписаны неправильно. ИЛИ Задание не выполнено - 0

Максимальный балл 2

 

8. Укажите время, с точностью до половины века, когда в России пресеклась царская династия Рюриковичей. Укажите одно любое событие из истории зарубежных стран, относящееся к той же половине века. Не следует указывать событие из истории международных отношений, одной из сторон которых была Россия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) время с точностью до половины века: вторая половина XVI в.; 2) событие из истории зарубежных стран, произошедшее во второй половине XVI в., например: издание во Франции Нантского эдикта о веротерпимости. Может быть указано другое событие. В случае указания события из истории международных отношений, одной из сторон которого была Россия, ответ не принимается

 

Правильно указаны время с точностью до половины века, событие истории зарубежных стран

2

Правильно указано только время с точностью до половины века. ИЛИ Правильно указано только событие истории зарубежных стран, произошедшее в той же половине века, в каком произошло указанное в задании событие истории России

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

9. Какой из привёденных исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Внешняя политика России в последние 10 лет царствования Ивана IV была неудачной»? Укажите порядковый номер этого факта в списке. 1) битва при Молодях 2) заключение Плюсского договора со Швецией 3) начало проведения политики опричнины. Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) порядковый номер факта – 2; (При оценивании в качестве правильного принимается также указание факта, а не его номера.) 2) объяснение, например: по Плюсскому перемирию, заключённому в конце царствования Ивана IV со Швецией, Россия утратила Ивангород, Ям, Копорье и Корелу с их уездами (значительную часть российского побережья Балтийского моря), что свидетельствует о неудаче внешней политики в конце царствования Ивана IV. Может быть приведено иное, близкое по смыслу объяснение

 

Правильно указан порядковый номер факта и приведено объяснение

3

Правильно указан порядковый номер факта. Объяснение содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) содержание ответа. ИЛИ Правильно указан порядковый номер факта. Дано неполное объяснение, в котором пропущено(-ы) положение(-я), которое(-ые) важно(-ы) для объяснения

2

Правильно указан порядковый номер факта. Объяснение сформулировано на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов. ИЛИ Правильно указан только порядковый номер факта. Вместо объяснения приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Правильно указан только порядковый номер факта

1

Порядковый номер факта указан неправильно / не указан независимо от наличия объяснения. ИЛИ Задание не выполнено

0

Максимальный балл

3

10. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне). ______________ Укажите год (годы), к которому(-ым) относится выбранное Вами событие (процесс). Приведите два любых факта, характеризующих ход этого события (процесса).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) год (годы): для события А – 1547 г.; Б – 1613 г.; В – 1648 г. (1648–1649 гг.); Г – 1681 г.; 2) два факта, например: – Иван IV венчался «шапкою Мономаха»; венчание на царство проходило в Успенском соборе Московского Кремля (А); – Михаил Романов был избран на царство Земским собором; многие бояре, поддержавшие кандидатуру Михаила, рассчитывали, что им удастся легко управлять царём (Б); – члены экспедиции С.И. Дежнёва передвигались на кочах – деревянных одномачтовых судах; в ходе экспедиции С.И. Дежнёв, обогнув Большой Каменный Нос, достиг устья Анадыря (В); – во время переговоров представители противников России находились под впечатлением мужества защитников Чигирина; договор был подписан Османской империей, Крымским ханством и Россией (Г). Могут быть приведены другие факты

 

Правильно указан(ы) год (годы); верно приведены два исторических факта

3

Год (годы) указан(ы) неправильно / не указан(ы); верно приведены два исторических факта. ИЛИ Правильно указан(ы) год (годы), верно приведён только один исторический факт

2

Правильно указан(ы) год (годы); исторические факты приведены неверно / не приведены. ИЛИ Год (годы) указан(ы) неправильно / не указан(ы); верно приведён только один исторический факт

1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

11. Выбранное событие (процесс): (укажите букву в перечне). Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.

В ответе должно быть дано объяснение, например: – принятие царского титула поднимало международный авторитет России. Теперь российский государь приравнивался к самым знатным правителям мира (А); – избрание на престол Михаила Романова сыграло важную роль в укреплении российской государственности после тяжёлых испытаний Смутного времени (Б); – значение экспедиции С.И. Дежнёва и Ф.А. Попова в том, что она первой прошла из Ледовитого в Тихий океан (был составлен чертёж), исследовала реку Анадырь (В); – признание Османской империей и Крымским ханством вхождения Левобережной Украины в состав России сделало бесспорным присоединение этой территории к России; позиции России на южных рубежах значительно усилились (Г). Может быть дано иное объяснение

 

Дано объяснение значимости события с опорой на исторические факты

2

Объяснение значимости события содержит неточность(-и), существенно не искажающую(-ие) ответа. ИЛИ Дано неполное объяснение значимости выбранного события, отражающее только его второстепенные последствия для истории нашей страны

1

Объяснение значимости выбранного события сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Объяснение значимости выбранного события не дано

0

Максимальный балл

2

 

Напишите небольшой рассказ на тему «История нашей страны в названиях городов, сёл, деревень, улиц моего региона». В рассказе необходимо указать не менее двух названий и охарактеризовать связь этих названий с историческими событиями (деятельностью исторических личностей).

В ответе верно указаны два названия городов, (сёл, деревень, улиц региона); правильно охарактеризована связь этих названий с историческими событиями (деятельностью исторических личностей)

 

В ответе верно указаны два названия городов (сёл, деревень, улиц региона); при указании связи этих названий с историческими событиями (деятельностью исторических личностей) допущена(-ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа

3

В ответе верно указаны одно-два названия городов (сёл, деревень, улиц региона); правильно охарактеризована связь одного из этих названий с историческим(и) событием(-ями) (деятельностью исторической личности)

2

В ответе верно указаны одно-два названия городов (сёл, деревень, улиц региона); охарактеризована связь одного из этих названий с историческими событиями (деятельностью исторических личностей); при указании связи названия с историческими событиями (деятельностью исторической личности) допущена(- ы) неточность(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа

1

В ответе верно указаны только одно-два названия городов (сёл, деревень, улиц региона). ИЛИ В ответе верно указаны одно-два названия городов (сёл, деревень, улиц региона), связь этих названий с историческим(и) событием(-ями) (деятельностью исторической личности) охарактеризована неправильно. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

4

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации