Итоговая контрольная работа по химии за курс 8 класса
Итоговая контрольная работа по предмету ХИМИЯ
1. Кодификатор
Предмет: «ХИМИЯ» 8 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна
Вид контроля: итоговый
ТАБЛИЦА 1.
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе
Код содержательного блока |
Код контролируемого элемента |
Элементы содержания |
1 |
Вещество |
|
1.1. |
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева |
|
1.2. |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева |
|
1.2.1 |
Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента |
|
1.2.2. |
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева |
|
1.3. |
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. |
|
1.4. |
4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. |
|
1.5. |
Чистые вещества и смеси |
|
1.6. |
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений |
|
2 |
Химическая реакция |
|
2.1. |
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях |
|
2.2. |
2Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии |
|
2.3. |
Электролиты и неэлектролиты |
|
2.4. |
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних) |
|
2.5. |
Реакции ионного обмена и условия их осуществления |
|
2.6. |
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель |
|
3 |
Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах |
|
3.1. |
Химические свойства простых веществ |
|
3.1.1. |
Химические свойства простых веществ-металлов: щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа |
|
3.1.2. |
Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния |
|
3.2. |
Химические свойства сложных веществ |
|
3.2.1. |
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных |
|
3.2.2. |
Химические свойства оснований |
|
3.2.3. |
Химические свойства кислот |
|
3.2.4. |
Химические свойства солей (средних) |
|
3.3. |
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ |
|
3.4. |
Первоначальные сведения об органических веществах |
|
3.4.1. |
Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен |
|
3.4.2. |
Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая) |
|
3.4.3. |
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы |
|
4 |
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии |
|
4.1. |
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов |
|
4.2. |
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония) |
|
4.3. |
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) |
|
4.4. |
Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ |
|
4.5. |
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций |
|
4.5.1. |
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе |
|
4.5.2. |
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе |
|
4.5.3. |
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции |
|
5 |
Химия и жизнь |
|
5.1. |
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни |
|
5.2. |
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия |
|
5.3. |
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций |
ТАБЛИЦА 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся
Код требований |
Описание требований к уровню подготовки, |
1 |
Знать/понимать: |
1.1. |
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ, уравнения химических реакций; |
1.2. |
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; |
1.2.1. |
характерные признаки важнейших химических понятий; |
1.2.2. |
о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями; |
1.3. |
смысл основных законов и теорий химии: атомно-молекулярная теория; законы сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева |
1.4. |
первоначальные сведения о строении органических веществ |
2. |
Уметь: |
2.1. |
Называть: |
2.1.1 |
химические элементы; |
2.1.2 |
соединения изученных классов неорганических веществ; |
2.1.3 |
органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза |
2.2 |
Объяснять: |
2.2.1 |
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент принадлежит; |
2.2.2 |
закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов |
2.2.3 |
сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена |
2.3 |
Характеризовать: |
2.3.1 |
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; |
2.3.2 |
взаимосвязь между составом, строением и свойствами неорганических веществ; |
2.3.3 |
химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований и солей); |
2.3.4 |
взаимосвязь между составом, строением и свойствами отдельных представителей органических веществ |
2.4 |
Определять/классифицировать: |
2.4.1 |
состав веществ по их формулам; |
2.4.2 |
валентность и степень окисления элемента в соединении; |
2.4.3 |
вид химической связи в соединениях; |
2.4.4 |
принадлежность веществ к определенному классу соединений; |
2.4.5 |
типы химических реакций; |
2.4.6 |
возможность протекания реакций ионного обмена; |
2.4.7 |
возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ: с кислородом, водородом, металлами, водой, основаниями, кислотами, солями |
2.5 |
Составлять: |
2.5.1 |
схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; |
2.5.2 |
формулы неорганических соединений изученных классов; |
2.5.3 |
уравнения химических реакций |
2.6 |
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием |
2.7 |
Проводить опыты / распознавать опытным путем: |
2.7.1 |
подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; |
2.7.2 |
по получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ; |
2.7.3 |
газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; |
2.7.4 |
растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; |
2.7.5 |
кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония__ |
2.8 |
Вычислять: |
2.8.1 |
массовую долю химического элемента по формуле соединения; |
2.8.2 |
массовую долю вещества в растворе; |
2.8.3 |
количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции |
2.9 |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: |
2.9.1 |
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами; |
2.8.2 |
массовую долю вещества в растворе; |
2.8.3 |
количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы по теме
Предмет: «ХИМИЯ» 8 класс
Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией О.С.Габриеляна
Вид контроля: итоговый
Тема: «_Итоговая контрольная работа за курс 8 класса»
Назначение контрольной работы:
- проверить успешность в освоении содержания курса химии 8 класса,
- выявить успешность в освоении предметных умений.
Дополнительное оборудование контрольных измерительных заданий:
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде,
- электрохимический ряд напряжений металлов,
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Характеристика структуры и содержания работы
Подходы к отбору содержания контрольной работы:
Разработка заданий осуществлялась с учетом следующих общих положений.
• Ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы.
• Призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии осуществляется на трех уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.
Каждый вариант контрольной работы состоит из __2__ частей.
Часть 1 содержит ___9_________ заданий базового и повышенного уровня сложности
Часть 2 содержит ___1_____ задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом.
Задания расположены по принципу постепенного нарастания уровня их сложности.
Таблица
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, содержания, уровню подготовки, типам заданий и времени выполнения
№ задания |
уровень |
Что проверяется |
Примерное время выполнения задания |
|
Коды проверяемых элементов содержания |
Коды проверяемых требований к уровню подготовки учащихся |
|||
1 |
базовый |
1.1. |
1.1., 2.3.1,2.5.1 |
1 мин. |
2 |
базовый |
1.1,1.2. |
2.2.1., 2.5.1. |
1 мин. |
3 |
базовый |
1.3. |
2.4.3. |
1 мин. |
4 |
базовый |
1.4. |
1.2., 2.4.2 |
1 мин. |
5 |
базовый |
1.6. |
2.4.1.,2.4.4. |
1 мин. |
6 |
базовый |
1.6. |
2.4.1.,2.4.4. |
1 мин. |
7 |
базовый |
3.2. |
2.3.3. |
1 мин. |
8 |
базовый |
2.5. |
2.4.6., 2.5.3. |
1 мин. |
9 |
повышенный |
1.6. |
2.4.1., 2.4.4. |
4 мин. |
10 |
Высокий |
2.1., 2.5.3.1.3.2.1., 3.2.2., 3.2.4 |
1.1.,2.2.3., 2.3.3.,2.4.6.,2.5.3. |
10 мин. |
№ п/п |
Уровни |
№ заданий |
Количество заданий |
% от общего количества |
1 |
Базовый |
1-8 |
8 |
80% |
2 |
Повышенный |
9 |
1 |
10% |
3 |
Высокий |
10 |
1 |
10% |
Контрольная работа составляется в __2____ вариантах.
Задания в контрольной работе оцениваются в зависимости от сложности задания разным количеством баллов.
Таблица Критерии оценивания
№ задания |
Количество баллов |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
1 |
5 |
1 |
6 |
1 |
7 |
1 |
8 |
1 |
9 |
2 |
10 |
4 Ошибок нет – 4 балла Допущена 1 ошибка – 3 балла Допущено 2 ошибки – 2 балла Допущено 3 ошибки –1 балл Допущено 4 ошибки –0балл |
Итого |
__14____ баллов |
Таблица Перевод баллов к 5-балльной отметке
Баллы |
Отметка |
12-14балла |
Отметка «5» |
9-11 баллов |
Отметка «4» |
6-8 баллов |
Отметка «3» |
0-5 баллов |
Отметка «2» |
Итоговая работа за курс VIII класса
Инструкция для учащихся
Тест состоит из 2 частей и включает 10заданий. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
I вариант
Часть 1
1. Четыре энергетических уровня содержит электронная оболочка атома:
а) калия
б) бериллия
в) кремния
г) гелия
2. Шесть электронов находятся на внешнем энергетическом уровне атома:
а) золота
б) углерода
в) хром
г) кислорода
3. Выберите соединение с ковалентной полярной связью:
а) H2
б) H2S
в) NaI
г) N2
4. Выберите формулу соединения серы, в котором она проявляет степень окисления -2
а) SO2
б) SO3
в) MgS
г) SF6
5. Выберите формулу оксида железа (III):
а) FeO
б) FeCl3
в) Fe2O3
г) ОF2
6. Выберите ряд формул, в котором все вещества являются основаниями:
а) Fe2O3, ZnO, Cu(OH)2
б) Ba(NO3)2, Ba(OН)2, Н2SО4
в) КОН, Fe(OH)3, NaОН
г) Zn(OН)2, НCl, H2O
7. Оксид кальция СаО реагирует с:
а) HNO3
б) Li2O
в) Cu
г)MgSO4
8. Выберите краткое ионное уравнение для реакции 2КОН + Н2SО4 = К2SО4 + 2Н2О
а) ОН- + Н+= Н2О
б) 2КОН + 2 Н+= 2К++ 2Н2О
в) 2ОН- + 2Н+= 2Н2О
г) 2К++ 2ОН-+ 2 Н++ SО42-= 2К++SО42-+2Н2О
В задании 9 на установление соответствия запишите напротив цифр букву
9. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.
Класс веществ: Формула вещества:
оксиды а) HNO2
основания б) P2O5
кислоты в) Fe(OH)3
соли г) Mg(NO3)2
Часть 2
14. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций.Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде.
1. Cu + O2 =
2. CuO + H2O =
3. CuO + H2SO4 =
4. CuSO4 + NaOH =
Итоговая работа за курс VIII класса
Инструкция для учащихся
Тест состоит из 2 частей и включает 10 заданий.. Задания рекомендуется выполнять по порядку. Если не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
2 вариант
Часть 1
1. Шесть энергетических уровней содержит электронная оболочка атома:
а) калия
б) золота
в) кремния
г) гелия
2. Четыре электрона находятся на внешнем энергетическом уровне атома:
а) золота
б) углерода
в) хром
г) кислорода
3. Выберите соединение с ковалентной неполярной связью:
а) H2
б) H2S
в) NaI
г) N2
4. Вещество, в котором сера проявляет степень окисления +4, имеет формулу:
а) H2S
б) SO2
в) SO3
г) Na 2S
5. Вещество, имеющее формулу NaNO3, называется:
а) карбонат натрия
б) нитрит натрия
в) хлорид натрия
г) нитрат натрия
6. Ряд формул, в котором все вещества являются оксидами:
а) ZnO, ZnCl2 , HCl
б) SO3 , MgO, CuO
в) KOH, K 2O, MgO
г) HNO3 , P2O5 , NaCl
7. Серная кислота реагирует с:
а) HNO3
б) СO
в) Cа
г)MgSO4
8. Какое краткое ионное уравнение отображает сущность процесса NaOH + HCl = NaCl + H2O
а) H+ + OH-= H 2O
б) NaOH + H+ = Na+ + H 2O
в) 2H++ 2OH- = 2 H2 O
г) OH- + HCl = Cl-+ H 2O
В задании 9 на установление соответствия запишите напротив цифры букву
9. Установите соответствие между формулой вещества и его принадлежностью к определенному классу неорганических соединений.
Класс веществ: Формула вещества:
1) оксиды а) NaOH г) NaNO3
2) основания б) HCl д) H2
3) кислоты в) CaO
4) соли
Часть 2
10. Напишите уравнения практически осуществимых химических реакций. Выберите реакцию обмена и запишите ее в молекулярном и ионном виде.
1. Mg + O2 =
2. MgO + H2SO4 =
3. MgSO4 + NaOH =
4. Cu + HCl =
Ответы по итоговой работе
Часть 1
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Ввариант 1 |
а |
г |
б |
в |
в |
в |
а |
в |
1б, 2в, 3а, 4г |
Вариант 2 |
б |
б |
г |
б |
г |
б |
в |
а |
1в, 2а, 3б, 4г |
Часть 2
1 вариант
Задание 10
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
2Cu + O2 = 2CuO |
1 |
CuO + H2SO4= CuSO4 +H2O |
1 |
CuSO4 + 2NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2↓ Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2↓ Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2↓ |
2 |
Максимальный балл |
4 |
2 вариант
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
2Mg + O2 = 2MgO |
1 |
MgO + Н2SО4 = MgSО4 + Н2O |
1 |
MgSО4 + 2NaOH = Mg(OH)2↓ + Na2SО4 Mg2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = Mg(OH)2↓+2Na+ + SO42- Mg2+ + 2OH- = Mg(OH)2↓ |
2 |
Максимальный балл |
4 |
Пичугина Галина Михайловна