Итоговая контрольная работа по биологии в 5 классе (УМК В. В. Пасечника)

3
0
Материал опубликован 15 May 2019

Контрольная работа

Предмет: «биология», 5 класс

Вид контроля: итоговый

Тема: «Бактерии. Грибы. Растения»

Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 5 класса предметного содержания «Бактерии. Грибы. Растения» за год по программе основной школы, и выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии отводится 40 минут. Работа включает в себя 16заданий.

Ответы к заданиям 1–7 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 8,9,11,12,16 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 10, 13, 14,15, требующие развёрнутого ответа, записываются после вопроса.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях

экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

1. Между такими науками, как физика, химия, биология общим является то, что они

1) выявляют особенности превращения веществ

2) используют наблюдение, как метод исследования

3) изучают строение тел природы

4) изучают живые объекты

Ответ:

2. Какая ткань обеспечивает рост растения в толщину

1) образовательная ткань

2 ) основная ткань

3) покровная ткань

4) проводящая ткань

Ответ:

3. Каким методом воспользуется учёный-ботаник при установлении родства между растениями рожь посевная (1) и кукуруза сахарная (2)?

 

 

 

1

 

2

1)

моделирования

3)

сравнения

2)

измерения

4)

экспериментальным

 

 

 

 

 

Ответ:

 

Прочитайте текст и выполните задания 4–8.

 

 Трудно себе представить изучение живой природы без микроскопа. На протяжении трёх последних столетий микроскоп является одним из основных инструментов учёного-биолога. В настоящее время этим оптическим прибором активно пользуются врач-лаборант и хирург-офтальмолог, учёный -генетик и инженер-эколог. Число профессий, где специалисты применяют микроскоп в своей деятельности, с каждым годом только увеличивается. На уроках биологии вы также пользовались этим прибором. Вспомните его устройство и назначение и выполните задания 4-8.

4. Рассмотрите изображение микроскопа. Что на нём обозначено цифрой 4?

  1. зеркало

    объектив

    тубус

    окуляр

Ответ:

5. Как называется часть микроскопа, которая позволяет регулировать освещённость поля зрения?

  1. тубус

    зеркало

    предметный столик

    винт настройки

Ответ:

6. Марии необходимо сделать рисунки мелких клеток. Какой микроскоп ей лучше выбрать для такого исследования?

  1. линза окуляра ×7, линза объектива ×40

    линза окуляра ×20, линза объектива ×20

    линза окуляра ×15, линза объектива ×40

    линза окуляра ×5, линза объектива ×80

Ответ:

7. Рассмотрите микроскопическое строение растительной клетки. Как называется клеточное образование, которое на рисунке обозначено цифрой 3?

  1. ядро

    вакуоль

    хлоропласт

    цитоплазма

Ответ:

8. Рас­по­ло­жи­те пунк­ты ин­струк­ции по при­го­тов­ле­нию пре­па­ра­та ко­жи­цы лука в пра­виль­ном по­ряд­ке, на­чи­ная с под­го­тов­ки пред­мет­но­го стек­ла. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) По­ло­жи­те ку­со­чек плёнки в каплю воды на пред­мет­ном стек­ле.

2) С мя­си­стой чешуи ото­рви­те игол­кой ку­со­чек по­верх­ност­ной плёнки пин­це­том.

3) Пи­пет­кой кап­ни­те каплю сла­бо­го рас­тво­ра йода на пред­мет­ное стек­ло.

4) На­крой­те по­кров­ным стек­лом.

5) Очи­сти­те лу­ко­ви­цу, раз­режь­те её вдоль.

6) Осто­рож­но рас­правь­те ко­жи­цу пре­па­ро­валь­ной иглой.

Ответ:

 

 

 

 

 

9. Вставьте в текст пропущенные слова, используя термины, приведённые ниже.

МХИ

Мхи — это ___________ (А) рас­те­ния, по­сколь­ку раз­мно­жа­ют­ся спо­ра­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся в осо­бых ор­га­нах — ___________ (Б). В наших лесах встре­ча­ют­ся зелёные мхи, на­при­мер ку­куш­кин лён, и белые мхи, на­при­мер ___________ (В). Для жиз­не­де­я­тель­но­сти мхов край­не важна вода, по­это­му они часто встре­ча­ют­ся около лес­ных сто­я­чих водоёмов: озёр и болот. Мно­го­ве­ко­вые от­ло­же­ния мхов на бо­ло­тах об­ра­зу­ют за­ле­жи ___________ (Г) — цен­но­го удоб­ре­ния и топ­ли­ва.

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) низ­шее

2) ко­ро­боч­ка

3) се­мен­ное

4) сорус

5) спо­ро­вое

6) сфаг­нум

7) торф

8) цвет­ко­вое

Ответ:

A

Б

В

Г

 

 

 

 

10. Используя таблицу «Состав семян», ответьте на вопросы.

 

 

Состав семян

 

 

 

 

 

 

Семена

 

Содержание веществ, в %

 

Вода

 

Белки, жиры,

Минеральные соли

 

 

 

углеводы

 

Пшеница

13,4

 

84,7

1,9

Подсолнечник

6,7

 

89,8

3,5

Горох

14,0

 

83,6

2,4

Лён

8,0

 

87,4

4,6

а) В семенах какого растения содержится больше всего минеральных солей?

 

Ответ: ______________________________

 

б) В семенах каких растений содержится более 10% воды?

 

Ответ: ______________________________

 

в) В семенах какого растения содержится большего всего белков, жиров и углеводов?

 

Ответ: ______________________________

 

11. Какие признаки характерны для большинства представителей царства Бактерии? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. существование во всех средах обитания

    способность образовывать микоризу

    отсутствие в клетках ядра

    наличие в клетках ядра

    половое размножение

    способность образовывать споры

Ответ:

12. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между (1) во­до­рос­ля­ми и (2) по­кры­то­се­мен­ны­ми рас­те­ни­я­ми и при­зна­ка­ми, ха­рак­тер­ны­ми для этих рас­те­ний.

А) Пер­вые, наи­бо­лее древ­ние рас­те­ния.

Б) Гос­под­ству­ю­щая груп­па рас­те­ний на Земле.

В) Не имеют ор­га­нов и тка­ней.

Г) Имеют ве­ге­та­тив­ные и ге­не­ра­тив­ные ор­га­ны.

Д) Имеют при­спо­соб­ле­ния к опы­ле­нию, рас­про­стра­не­нию пло­дов и семян.

Е) Тело со­сто­ит из одной или мно­же­ства сход­ных кле­ток. 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

13. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их. Ответ запишите ниже.

1. Лишайник – это организм, состоящий из спор гриба и одноклеточных водорослей. 2. Клетки водоросли, или цианобактерии, входящие в состав лишайника, фотосинтезируют, обеспечивая гриб органическими соединениями. 3. Чаще всего лишайники размножаются половым путем. 4. Растут лишайники очень быстро. 5. Они – пионеры растительности и первыми поселяются в местах, где ее еще нет. 6. Археологи и биологи используют лишайники для определения возраста почвенных слоев.

Ответ:

 

Рассмотрите рисунки и выполните задания 14–16.

 

 

1 2 3 4 5

 

 

14) Рассмотрите изображенные на рисунке растения. Напишите, к каким систематическим группам они относятся. Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

15) Разделите изображенные на рисунке растения на группы. Какие признаки лежат в основе деления.

Ответ:

16) Уста­но­ви­те, в какой хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти по­яви­лись изображенные на рисунке растения на Земле.

 

 

 

 

 

 

Ответы:

1

3

2

1

3

3

4

2

5

2

6

3

7

1

8

352164

9

5267

11

136

12

121221

13

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 4.

В предложении 1 ошибочно названы элементы лишайника.
В предложении 3 ошибочно указан способ размножения лишайника как наиболее часто встречающийся.
В предложении 4 ошибка связана с указанием скорости роста лишайника.

 

14

1. Голосеменные растения

2. Зелёные многоклеточные водоросли

3.Мхи

4. Покрытосеменные растения

5. Папоротникообразные

15

1 классификация: 1,4 –размножение семенами; 2,3,5,6 –споровые растения

2 классификация:2 –низшие растения; 1,3,4,5,6 –высшие растения

16

23541

10 задание.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

 

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

 

Правильный ответ должен содержать ответы на три вопроса:

 

1)

льна;

 

2)

пшеницы и гороха;

 

3)

подсолнечника.

 

Правильно даны ответы на три вопроса

3

Правильно даны ответы на любые два вопроса

2

Правильно дан ответ только на один любой вопрос.

1

ИЛИ Ответ неправильный

 

 

Максимальный балл

3

Критерии оценивания.

Задания 1,2,3,4,5,6,7 оцениваются в 1 балл

Задания 8,9,10,11,12,13,16 оцениваются в 3 балла. Если допущена 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки -1 балл, больше 2 ошибок -0 баллов.

В задании (ях)14,15 ставится по 0,5 баллов за каждый правильный ответ. Максимум - 5 баллов

Итого: 33 баллов

0-15 - «2»

16 – 24 - «3»

25 – 29 - «4»

30 – 33 - «5»

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.