12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сухова Елена Владимировна929
Россия, Костромская обл., деревня Середняя
Материал размещён в группе «Задания к урокам биологии по ФГОС»

Итоговая контрольная работа

Предмет: «биология» 9 класс

Вид контроля: итоговый

Тема: «Введение в общую биологию»

Цель контрольной работы: оценить уровень усвоения учащимися 9 класса предметного содержания «Введение в общую биологию» за год по программе основной школы, и выявить элементы содержания, вызывающие наибольшие затруднение.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по биологии отводится 40 минут. Работа включает в себя 20 заданий.

Ответы к заданиям 1–15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильно го ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданию В3 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

При выполнении заданий В1,В2 к каждому элементу первого столбца нужно подобрать соответствующий элемент из второго и соединить их.

Ответ к заданию С3, требующий развёрнутого ответа, записываются после вопроса.

В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

Желаем Вам удачи!

1 вариант

Задание 1.

1. Мономер ДНК

А) аминокислота; Б) нуклеотид; В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты.

2. Где располагается наследственный материал у бактерий?

А) в цитоплазме; Б) в ядре; В) в митохондриях и хлоропластах.

3. Синтез белка выполняют

А) хлоропласты; Б) аппарат Гольджи; В) ядро; Г) рибосомы.

4. Первичная структура белка

А) цепь аминокислот; Б) глобула;

В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

5. Функции и-РНК

А) хранит генетическую информацию; Б) собирает белковые молекулы;

В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;

Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.

6. Все зелёные растения относятся к

А) автотрофам; Б) гетеротрофам; В) хемотрофам.

7. Кислород выделяется

А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза; В) и на свету и в темноте.

8. Одну аминокислоту молекулы белка кодирует

А) 1 нуклеотид; Б) 2 нуклеотида;

В) 3 подряд идущих нуклеотида; Г) знак препинания.

9. Реакции матричного синтеза это

А) синтез жиров; Б) синтез углеводов; В) редупликация ДНК.

10. Мейоз это

А) прямое деление клетки; Б) деление клеток половых желёз;

В) слияние половых клеток; Г) половой процесс.

11. Аллельные гены расположены в

А) одной хромосоме; Б) одинаковых локусах гомологичных хромосом;

В) одинаковых локусах негомологичных хромосом; Г) разных локусах гомологичных хромосом.

12. При скрещивании 2-х гетерозиготных особей, отличающихся по 1 паре признаков, происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении

А) 1:2:1 Б) 1:3 В) 1:8:3:3:1 Г) 9:3:3:1.

13. Признаки какой изменчивости передаются потомству?

А) модификационной; Б) мутационной.

14. Псилофиты появились

А) в ордовикский период; Б) в силурийский; В) в девонский период; Г) в юрский период.

15) Элементарная единица эволюции

А) особь; Б) вид; В) популяция; Г) биоценоз.

Часть В.

В1. Установите соответствие между процессами, протекающими во время митоза и мейоза.

А. Дочерние клетки генетически идентичны. 1. митоз

Б. Происходит конъюгация и перекрёст хромосом. 2. мейоз

В. Образуются 4 клетки.

Г. Одно деление.

Д. Происходит редукция хромосомного набора.

Е. Образуются ссоры высших растений.

В2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и ор­га­но­и­дом рас­ти­тель­ной клет­ки, для ко­то­ро­го этот при­знак ха­рак­те­рен.

                            ПРИ­ЗНАК                       

ОР­ГА­НО­ИД

A) пред­став­ля­ет собой по­лость-ре­зер­ву­ар

1) ва­ку­оль

Б) имеет двой­ную мем­бра­ну

2) хло­ро­пласт

В) за­пол­нен(-а) кле­точ­ным соком

 

Г) со­дер­жит фо­то­син­те­ти­че­ские пиг­мен­ты

 

Д) от­де­лен(-а) от ци­то­плаз­мы одной мем­бра­ной   

 

Е) син­те­зи­ру­ет крах­мал из уг­ле­кис­ло­го газа и воды   

 

 

В3. Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в цепи пи­та­ния. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) паук

2) сова

3) цве­ту­щее рас­те­ние

4) муха

5) жаба

Часть С.

С1. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­ле­ний у жи­вот­ных и их от­но­си­тель­ный ха­рак­тер» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.

1) Что, по Ла­мар­ку, яв­ля­ет­ся при­чи­ной по­яв­ле­ния длин­ной шеи у жи­ра­фа?

2) Ре­зуль­та­ты какой че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти под­твер­ди­ли пра­виль­ность взгля­дов Ч. Дар­ви­на на дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра?

3) В каком слу­чае це­ле­со­об­раз­ность белой окрас­ки шер­сти зайца-бе­ля­ка будет от­но­си­тель­ной? При­ве­ди­те при­мер.

ВОЗ­НИК­НО­ВЕ­НИЕ ПРИ­СПО­СОБ­ЛЕ­НИЙ У ЖИ­ВОТ­НЫХ И ИХ ОТ­НО­СИ­ТЕЛЬ­НЫЙ 

 ХА­РАК­ТЕР

Био­ло­ги Ж.-Б. Ла­марк и Ч. Дар­вин по-раз­но­му объ­яс­ня­ли при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния новых видов. Пер­вый по­ла­гал, что новые при­зна­ки у жи­вот­ных и рас­те­ний по­яв­ля­ют­ся в ре­зуль­та­те их внут­рен­не­го стрем­ле­ния к об­ра­зо­ва­нию новых при­спо­соб­ле­ний. Оно за­став­ля­ет ор­га­низ­мы упраж­нять­ся в до­сти­же­нии своих целей и, таким об­ра­зом, при­об­ре­тать новые свой­ства. Так, по мне­нию Ла­мар­ка, у жи­ра­фа, до­бы­ва­ю­ще­го пищу на вы­со­ких де­ре­вьях, по­яви­лась длин­ная шея, у уток и гусей – пла­ва­тель­ные пе­ре­пон­ки на ногах, а у оле­ней, вы­нуж­ден­ных бо­дать­ся, по­яви­лись рога. Кроме того, учёный счи­тал, что при­об­ретённые ор­га­низ­мом в ре­зуль­та­те упраж­не­ний при­зна­ки все­гда по­лез­ны и они обя­за­тель­но на­сле­ду­ют­ся.

Ч. Дар­вин, пы­та­ясь вы­яс­нить ме­ха­низ­мы эво­лю­ции, пред­по­ло­жил, что при­чи­на­ми по­яв­ле­ния раз­ли­чий между осо­бя­ми од­но­го вида яв­ля­ют­ся на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние и есте­ствен­ный отбор. В ре­зуль­та­те из­мен­чи­во­сти по­яв­ля­ют­ся новые при­зна­ки, не­ко­то­рые из них на­сле­ду­ют­ся. В при­ро­де между осо­бя­ми про­ис­хо­дит борь­ба за пищу, воду, свет, тер­ри­то­рию, по­ло­во­го партнёра. Если новые при­зна­ки ока­зы­ва­ют­ся по­лез­ны­ми для особи в опре­делённых усло­ви­ях среды и по­мо­га­ют вы­жить и оста­вить потом­ство, то они со­хра­ня­ют­ся есте­ствен­ным от­бо­ром и за­креп­ля­ют­ся в по­ко­ле­ни­ях в про­цес­се раз­мно­же­ния. Особи с вред­ны­ми при­зна­ка­ми «от­се­и­ва­ют­ся». В ре­зуль­та­те есте­ствен­но­го от­бо­ра воз­ни­ка­ют особи, об­ла­да­ю­щие но­вы­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды. Свои пред­по­ло­же­ния учёный под­твер­дил, на­блю­дая за ра­бо­той се­лек­ци­о­не­ров. Он об­на­ру­жил, что в про­цес­се ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра че­ло­век скре­щи­ва­ет осо­бей с опре­делёнными, нуж­ны­ми се­лек­ци­о­не­ру, при­зна­ка­ми и по­лу­ча­ет раз­но­об­раз­ные по­ро­ды и сорта.

Все при­спо­соб­ле­ния у ор­га­низ­мов вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в кон­крет­ных усло­ви­ях их среды оби­та­ния. Если усло­вия среды ме­ня­ют­ся, при­спо­соб­ле­ния могут утра­тить своё по­ло­жи­тель­ное зна­че­ние; иными сло­ва­ми, они об­ла­да­ют от­но­си­тель­ной це­ле­со­об­раз­но­стью.

Су­ще­ству­ет мно­же­ство до­ка­за­тельств от­но­си­тель­ной це­ле­со­об­раз­но­сти при­спо­соб­ле­ний: так, за­щи­та ор­га­низ­ма от одних вра­гов ока­зы­ва­ет­ся не­эф­фек­тив­ной, по­лез­ный в одних усло­ви­ях орган ста­но­вит­ся бес­по­лез­ным в дру­гих. При­ведём ещё один при­мер: му­хо­лов­ка бла­го­да­ря ро­ди­тель­ско­му ин­стинк­ту вы­карм­ли­ва­ет ку­ку­шон­ка, вы­лу­пив­ше­го­ся из яйца, под­бро­шен­но­го в гнез­до ку­куш­кой. Она тра­тит свои силы на «чу­жа­ка», а не на своих птен­цов, что спо­соб­ству­ет вы­жи­ва­нию ку­ку­шек в при­ро­де.

С2. Вставь­те в текст «Син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ в рас­те­нии» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

СИН­ТЕЗ ОР­ГА­НИ­ЧЕ­СКИХ ВЕ­ЩЕСТВ В РАС­ТЕ­НИИ

Энер­гию, не­об­хо­ди­мую для сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, рас­те­ния за­па­са­ют в виде ор­га­ни­че­ских ве­ществ. Эти ве­ще­ства син­те­зи­ру­ют­ся в ходе ___________ (А). Этот про­цесс про­те­ка­ет в клет­ках листа в ___________ (Б) — осо­бых пла­сти­дах зелёного цвета. Они со­дер­жат осо­бое ве­ще­ство зелёного цвета — ___________ (В). Обя­за­тель­ным усло­ви­ем об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ по­ми­мо воды и уг­ле­кис­ло­го газа яв­ля­ет­ся ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) ды­ха­ние

2) ис­па­ре­ние

3) лей­ко­пласт

4) пи­та­ние

5) свет

6) фо­то­син­тез

7) хло­ро­пласт

8) хло­ро­филл

 

A

Б

В

Г

 

 

 

 

2 вариант

Задание 1.

1. Мономер белка

А) аминокислота; Б) нуклеотид; В) моносахариды; Г) глицерин и жирные кислоты

2. Функции ЭПС

А) синтез жиров; Б) расщепление углеводов;

В) расщепление белков; Г) транспорт веществ.

3. Функции митохондрий

А) синтез жиров; Б) синтез белков; В) синтез углеводов; Г) синтез АТФ.

4. Вторичная структура белка

А) цепь аминокислот; Б) глобула;

В) спираль; Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

5. Функции ДНК

А) хранит генетическую информацию; Б) доставляет аминокислоты к рибосоме;

Г) собирает белковые молекулы; Г) участвует в биосинтезе белка.

6. Способны самостоятельно создавать органические вещества

А) автотрофы; Б) гетеротрофы; В) хемотрофы.

7. Захват молекул углекислого газа из внешней среды происходит

А) в световую фазу фотосинтеза; Б) в темновую фазу фотосинтеза;

В) под действием энергии солнечного света.

8. Процесс, в ходе которого информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК, называется

А) трансляция; Б) транскрипция; В) гидролиз; Г) фотосинтез.

9. Митоз это

А) половой процесс; Б) прямое деление клетки;

В) непрямое деление клетки; Г) образование половых клеток.

10. Кроссинговер это

А) спирализация хроматина; Б) непрямое деление клеток;

В) образование половых клеток; Г) обмен участками хроматид гомологичных хромосом.

11. Генотип это совокупность

А) генов в гаплоидном наборе хромосом; Б) внешних признаков;

В) генов в диплоидном наборе хромосом; Г) внутренних признаков.

12. Какое расщепление по фенотипу будет у гибридов второго поколения при скрещивании гомозиготных организмов, отличающихся по двум парам признаков

А) 1:2:1 Б) 1:3 В) 1:8:3:3:1 Г) 9:3:3:1.

13. Сходство внешнего и внутреннего строения лежит в основе …. критерия вида.

А) физиологического; Б) морфологического В) генетического; Г) исторического.

14. Первые позвоночные, освоившие сушу – стегоцефалы появились в …

А) в ордовикский период; Б) в силурийский период; В) в девонский период; Г) в юрский период.

15. Дивергенция – это

А) схождение признаков в процессе эволюции; Б) расхождение признаков;

В) объединение нескольких популяций в одну;

Г) образование изолированной группы внутри популяции.

Часть В.

В1. Установите соответствие между строением и функциями лизосом и рибосом.

А. Образуются в Комплексе Гольджи 1. лизосомы

Б. Размеры около 0,8 мкм. 2. рибосомы

В. Одномембранный органоид.

Г. Состоят из РНК и белков.

Д. Характерны только для эукариот.

Е. Отвечают за синтез белка.

В2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и типом кле­ток, для ко­то­рых он ха­рак­те­рен.

                            ПРИ­ЗНАК                       

ТИП КЛЕ­ТОК

A) от­сут­ству­ет оформ­лен­ное ядро

1) про­ка­ри­от­ная

Б) хро­мо­со­мы рас­по­ло­же­ны в ядре

2) эу­ка­ри­от­ная

В) име­ет­ся ап­па­рат Голь­д­жи   

 

Г) в клет­ке одна коль­це­вая хро­мо­со­ма

 

Д) АТФ об­ра­зу­ет­ся в ми­то­хон­дри­ях

 

В3.  Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке ор­га­низ­мы в пи­ще­вой цепи. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 1) зёрна пше­ни­цы

2) рыжая ли­си­ца

3) клоп вред­ная че­ре­паш­ка

4) степ­ной орёл

5) обык­но­вен­ный пе­ре­пел

Часть С.

С1. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Борь­ба за су­ще­ство­ва­ние» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.

1) В чём осо­бен­ность внут­ри­ви­до­вой борь­бы за су­ще­ство­ва­ние?

2) Что яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том меж­ви­до­вой борь­бы за су­ще­ство­ва­ние?

3) Ка­ко­во эво­лю­ци­он­ное зна­че­ние борь­бы с не­бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми окру­жа­ю­щей среды?

БОРЬ­БА ЗА СУ­ЩЕ­СТВО­ВА­НИЕ

 Под на­зва­ни­ем борь­бы за су­ще­ство­ва­ние Ч. Дар­вин ввёл в био­ло­гию сбор­ное по­ня­тие, объ­еди­ня­ю­щее раз­лич­ные формы вза­и­мо­дей­ствия ор­га­низ­ма со сре­дой, ко­то­рые ведут к есте­ствен­но­му от­бо­ру ор­га­низ­мов. Ос­нов­ная при­чи­на борь­бы за су­ще­ство­ва­ние – это не­до­ста­точ­ная при­спо­соб­лен­ность от­дель­ных осо­бей к ис­поль­зо­ва­нию ре­сур­сов среды, на­при­мер пищи, воды и света. Учёный вы­де­лял три формы борь­бы за

су­ще­ство­ва­ние: внут­ри­ви­до­вую, меж­ви­до­вую и борь­бу с фи­зи­че­ски­ми усло­ви­я­ми среды. 

Внут­ри­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние – борь­ба между осо­бя­ми од­но­го вида. Эта борь­ба наи­бо­лее оже­сточённая и осо­бен­но упор­ная. Она со­про­вож­да­ет­ся угне­те­ни­ем и вы­тес­не­ни­ем менее при­спо­соб­лен­ных осо­бей дан­но­го вида. На­при­мер, так про­ис­хо­дит кон­ку­рен­ция между сос­на­ми в сос­но­вом лесу за свет или сам­ца­ми в борь­бе за самку. В про­цес­се борь­бы ор­га­низ­мы од­но­го вида по­сто­ян­но кон­ку­ри­ру­ют за жиз­нен­ное про­стран­ство, пищу, убе­жи­ща, место для раз­мно­же­ния. Внут­ри­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние уси­ли­ва­ет­ся с уве­ли­че­ни­ем чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции и уси­ле­ни­ем спе­ци­а­ли­за­ции вида.

 Каж­дый вид рас­те­ний, жи­вот­ных, гри­бов, бак­те­рий в эко­си­сте­ме всту­па­ет в опре­делённые от­но­ше­ния с дру­ги­ми чле­на­ми био­це­но­за. Меж­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние – борь­ба между осо­бя­ми раз­лич­ных видов. Её можно на­блю­дать во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях между хищ­ни­ка­ми и их жерт­ва­ми, па­ра­зи­та­ми и хо­зя­е­ва­ми. Осо­бен­но упор­ная борь­ба за су­ще­ство­ва­ние су­ще­ству­ет между ор­га­низ­ма­ми, ко­то­рые при­над­ле­жат к близ­ким видам: серая крыса вы­тес­ня­ет чёрную, дрозд де­ря­ба вы­зы­ва­ет умень­ше­ние чис­лен­но­сти пев­че­го дроз­да, а та­ра­кан прус­сак (рыжий та­ра­кан) – чёрного та­ра­ка­на.

От­но­ше­ния между ви­да­ми слож­ные, так как все виды в при­род­ных со­об­ще­ствах вза­и­мо­свя­за­ны. Вза­и­мо­связь может быть ан­та­го­ни­сти­че­ской и сим­био­ти­че­ской. Так, рас­те­ния не могут су­ще­ство­вать без со­жи­тель­ства с не­ко­то­ры­ми ви­да­ми гри­бов, бак­те­рий и жи­вот­ных.

Борь­ба с не­бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми окру­жа­ю­щей среды про­яв­ля­ет­ся в раз­лич­ных от­ри­ца­тель­ных воз­дей­стви­ях не­жи­вой при­ро­ды на ор­га­низ­мы. Так, на про­из­рас­та­ю­щие в пу­сты­нях рас­те­ния вли­я­ет не­до­ста­ток влаги, пи­та­тель­ных ве­ществ в почве и вы­со­кая тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха.

Для эво­лю­ции зна­че­ние раз­лич­ных форм борь­бы за су­ще­ство­ва­ние не­рав­но­цен­но. Меж­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние ведёт к со­вер­шен­ство­ва­нию одних видов по срав­не­нию с дру­ги­ми. В ре­зуль­та­те такой борь­бы по­бе­див­шие виды со­хра­ня­ют­ся, а про­иг­рав­шие вы­ми­ра­ют. Внут­ри­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние вы­зы­ва­ет уве­ли­че­ние раз­но­об­ра­зия у осо­бей внут­ри­ви­до­вых при­зна­ков, сни­жа­ет на­пряжённость кон­ку­рен­ции за оди­на­ко­вые ре­сур­сы среды.

С2.  Вставь­те в текст «Этапы энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ЭТАПЫ ЭНЕР­ГЕ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО ОБ­МЕ­НА

Энер­ге­ти­че­ский обмен про­ис­хо­дит в не­сколь­ко эта­пов. Пер­вый этап про­те­ка­ет в ___________ (А) си­сте­ме жи­вот­но­го. Он ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что слож­ные ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства рас­щеп­ля­ют­ся до менее слож­ных.

Вто­рой этап про­те­ка­ет в ___________ (Б) и на­зван бес­кис­ло­род­ным эта­пом, так как осу­ществ­ля­ет­ся без уча­стия кис­ло­ро­да. Дру­гое его на­зва­ние — ___________ (В). Тре­тий этап энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на — кис­ло­род­ный — осу­ществ­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­но внут­ри ___________(Г) на кри­стах, где при уча­стии фер­мен­тов про­ис­хо­дит син­тез АТФ.

   ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) гли­ко­лиз

2) ли­зо­со­ма

3) ми­то­хон­дрия

4) кро­ве­нос­ная

5) пи­ще­ва­ри­тель­ная

6) меж­кле­точ­ная жид­кость

7) ци­то­плаз­ма клет­ки

8) фо­то­лиз

 Ответы к итоговой контрольной работе для 9 класса

Задание 1.

Вариант 1

Вариант 2

Б

А

А

Г

Г

Г

В

В

А

А

А

А

В

Б

В

Б

Б

В

Б

Г

Б

В

Б

Г

Б

Б

Б

В

В

Б

 

 

Часть В.

Вариант 1.

В1 – 111212

В2. По­яс­не­ние.

Ва­ку­оль — од­но­мем­бран­ный ор­га­но­ид, со­дер­жа­щий­ся в не­ко­то­рых эу­ка­ри­о­ти­че­ских клет­ках и вы­пол­ня­ю­щий раз­лич­ные функ­ции (сек­ре­ция, экс­кре­ция и хра­не­ние за­пас­ных ве­ществ, ауто­фа­гия, ав­то­лиз и др.).

Хло­ро­пла­сты — зелёные пла­сти­ды, ко­то­рые встре­ча­ют­ся в клет­ках фо­то­син­те­зи­ру­ю­щих эу­ка­ри­от. С их по­мо­щью про­ис­хо­дит фо­то­син­тез. Хло­ро­пла­сты со­дер­жат хло­ро­филл. У зелёных рас­те­ний яв­ля­ют­ся дву­мем­бран­ны­ми ор­га­нел­ла­ми.

В3 По­яс­не­ние.

Пи­ще­вая цепь (тро­фи­че­ская цепь, цепь пи­та­ния), вза­и­мо­связь ор­га­низ­мов через от­но­ше­ния пища — по­тре­би­тель (одни слу­жат пищей для дру­гих). При этом про­ис­хо­дит транс­фор­ма­ция ве­ще­ства и энер­гии от про­ду­цен­тов (пер­вич­ных про­из­во­ди­те­лей) через кон­су­мен­тов (по­тре­би­те­лей) к ре­ду­цен­там (пре­об­ра­зо­ва­те­лям мёртвой ор­га­ни­ки в не­ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, усва­и­ва­е­мые про­ду­цен­та­ми).

По­ря­док сле­ду­ю­щий:

Цве­ту­щее рас­те­ние → муха → паук → жаба → сова.

Вариант 2. В1- 122122

В2 По­яс­не­ние.

Про­ка­ри­о­ты, или до­ядер­ные — од­но­кле­точ­ные живые ор­га­низ­мы, не об­ла­да­ю­щие (в от­ли­чие от эу­ка­ри­от) оформ­лен­ным ядром и дру­ги­ми мем­бран­ны­ми ор­га­но­и­да­ми, коль­це­вая ДНК упа­ко­ва­на — несет на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию.

В3 По­яс­не­ние.

Пи­ще­вая цепь (тро­фи­че­ская цепь, цепь пи­та­ния), вза­и­мо­связь ор­га­низ­мов через от­но­ше­ния пища — по­тре­би­тель (одни слу­жат пищей для дру­гих). При этом про­ис­хо­дит транс­фор­ма­ция ве­ще­ства и энер­гии от про­ду­цен­тов (пер­вич­ных про­из­во­ди­те­лей) через кон­су­мен­тов (по­тре­би­те­лей) к ре­ду­цен­там (пре­об­ра­зо­ва­те­лям мёртвой ор­га­ни­ки в не­ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, усва­и­ва­е­мые про­ду­цен­та­ми).

  Зёрна пше­ни­цы → клоп вред­ная че­ре­паш­ка → обык­но­вен­ный пе­ре­пел → рыжая ли­си­ца → степ­ной орёл.

Задание 3.

С1 По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Внут­рен­нее стрем­ле­ние к со­вер­шен­ству через упраж­не­ния, на­сле­до­ва­ние при­об­ретённых при­зна­ков.

2) Ра­бо­ты се­лек­ци­о­не­ров по вы­ве­де­нию новых пород и сор­тов в про­цес­се ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра.

3) Пе­ре­ли­няв­ший на зиму заяц-беляк будет хо­ро­шо виден на фоне тёмной земли в слу­чае от­сут­ствия снега в де­каб­ре и на фоне тёмных ство­лов де­ре­вьев.

С2. По­яс­не­ние.

Энер­гию, не­об­хо­ди­мую для сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, рас­те­ния за­па­са­ют в виде ор­га­ни­че­ских ве­ществ. Эти ве­ще­ства син­те­зи­ру­ют­ся в ходе ФО­ТО­СИН­ТЕ­ЗА (А). Этот про­цесс про­те­ка­ет в клет­ках листа в ХЛО­РО­ПЛА­СТАХ (Б) — осо­бых пла­сти­дах зелёного цвета. Они со­дер­жат осо­бое ве­ще­ство зелёного цвета — ХЛО­РО­ФИЛЛ (В). Обя­за­тель­ным усло­ви­ем об­ра­зо­ва­ния ор­га­ни­че­ских ве­ществ по­ми­мо воды и уг­ле­кис­ло­го газа яв­ля­ет­ся СВЕТ (Г).

Вариант 2.

С1. По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) Борь­ба между осо­бя­ми од­но­го вида.

2) Умень­ше­ние чис­лен­но­сти од­но­го из двух видов.

ИЛИ

Вы­тес­не­ние од­но­го вида дру­гим.

3) Борь­ба с не­бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми среды при­во­дит к от­бо­ру осо­бей, наи­бо­лее устой­чи­вых к дан­но­му ком­плек­су фи­зи­че­ских усло­вий.

С2.  По­яс­не­ние.

Энер­ге­ти­че­ский обмен про­ис­хо­дит в не­сколь­ко эта­пов. Пер­вый этап про­те­ка­ет в ПИ­ЩЕ­ВА­РИ­ТЕЛЬ­НОЙ (А) си­сте­ме жи­вот­но­го. Он ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что слож­ные ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства рас­щеп­ля­ют­ся до менее слож­ных. Вто­рой этап про­те­ка­ет в ЦИ­ТО­ПЛАЗ­МЕ КЛЕТ­КИ (Б) и на­зван бес­кис­ло­род­ным эта­пом, так как осу­ществ­ля­ет­ся без уча­стия кис­ло­ро­да. Дру­гое его на­зва­ние — ГЛИ­КО­ЛИЗ (В). Тре­тий этап энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на — кис­ло­род­ный — осу­ществ­ля­ет­ся не­по­сред­ствен­но внут­ри МИ­ТО­ХОН­ДРИИ (Г) на кри­стах, где при уча­стии фер­мен­тов про­ис­хо­дит син­тез АТФ.

Критерии оценивания

Задание 1.

За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл.

Задание 2.

За правильное выполнение задание, без ошибок ставится 3 балла.

За допущенную 1 ошибку ставится 2 балла, за две- 1 балл, более 2-х ошибок- 0 баллов.

Задание 3.

Если полностью дан ответ, то ставится 3 балла.

80% правильно выполненной работы оценивается «5»

70% -«4»; 60%- «3»; Ниже – «2»

Опубликовано в группе «Задания к урокам биологии по ФГОС»


Комментарии (2)

Чухрий Вера Васильевна, 05.12.19 в 19:57 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за серьёзную контрольную работу. Но я бы заменила "цветущее растение" на цветковое растение.
Сухова Елена Владимировна, 06.12.19 в 07:37 1 Ответить Пожаловаться
Вера Васильевна, спасибо за комментарий. Учту Ваши пожелания.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.