Рабочая программа по биологии в 5 классе по УМК В.В. Пасечника
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственнового основного общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644)
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный год. Приказ Минобрнауки №15 от 26.01.2017 г. с изменениями от 5.06.2017 №629.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 986 от 4.10.2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями.
Приказ МО и Н РФ от 31.12.2015 года № 1577 « О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт ООО, утвержденного приказом МО и Н РФ от 17.12.2010 г № 1897
Учебный план МКОУ Удмурт- Тоймобашской СОШ на 2018-2019 учебный год
Положение о рабочей программе МКОУ Удмурт- Тоймобашской СОШ.
Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 34 часов (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Удмурт Тоймобашская СОШ
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Планируемые результаты.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Учащийся научится:
-
-
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей.
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
-
Учащийся получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения,) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные );
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Биология.
Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
(34 часов, 1 час в неделю)
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы изучения живых организмов в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных .
Тематическое планирование
Тема |
К-во часов |
Лабораторные работы, практические работы |
Контрольные работы |
Экскурсии |
Тема 1. " Введение " |
6 часов |
Пр.р. №1 |
1 |
Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» |
Тема 2. " Клеточное строение организмов " |
11 часов |
Л/р 6 |
1 |
|
Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы " |
7 часов |
Л/р 2 |
1 |
|
Тема 4. " Царство Растения " |
10 часов |
Л/р5 |
1 |
Контрольных работ:4
Лабораторных работ:13
Календарно- тематическое планирование
Тема урока |
Сроки |
Домашнее задание |
|
Тема 1. " Введение "6 часов |
1. Биология — наука о живой природе |
6.09 |
П. 1 |
2. Методы исследования в биологии |
13.09 |
П.2 |
|
3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» |
20.09 |
П.3 |
|
4. Среды обитания живых организмов. |
27.09 |
П.4 |
|
5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы |
4.10 |
П.5 |
|
6. Обобщающий урок. Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» |
11.10 |
||
Тема 2. " Клеточное строение организмов " 11 ч. |
7. Устройство увеличительных приборов. Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» |
18.10 |
П.6 |
8. Строение клетки. Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» |
25.10 |
П.7 |
|
9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.Л/р№3 |
8.11 |
||
10. Пластиды. Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, |
15.11 |
||
11-12. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества |
22.11 |
П.8 |
|
13. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) |
29.11 |
П.9 |
|
14. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие |
6.12 |
П.9 |
|
15. Деление клетки |
13.12 |
Стр.44 |
|
16. Понятие «ткань» |
20.12 |
П.10 |
|
17. Обобщающий урок |
27.12 |
||
Тема 3. " Царство Бактерии. Царство Грибы "7 ч. |
18. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. |
17.01 |
П.11 |
19. Роль бактерий в природе и жизни человека |
24.01 |
П.12 |
|
20. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. |
31.01 |
П.13 |
|
21. Шляпочные грибы. |
7.02 |
П.14 |
|
22. Плесневые грибы и дрожжи. Л.р.№5 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.». |
14.02 |
П.15 |
|
23. Грибы-паразиты |
21.02 |
П.16 |
|
24. Обобщающий урок |
28.02 |
||
Тема 4. " Царство Растения ".10 ч |
25. Ботаника — наука о растениях |
7.03 |
П.17 |
26. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитани я. Л.р.№6 «Строение зеленых водорослей.» |
14.03 |
П.18 |
|
27. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей |
21.03 |
П.18 |
|
28. Лишайники |
4.04 |
П.19 |
|
29. Мхи. Л.р.№7 «Строение мха (на местных видах).» |
11.04 |
П.20 |
|
30. Папоротники, хвощи, плауныЛ.р.№8 «Строение спороносящего папоротника» |
18.04 |
П.21 |
|
31. Голосеменные растения. папоротника» Л.р.№9 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). |
25.04 |
П.22 |
|
32. Покрытосеменные растения. Л.р.№13 «Строение цветкового растения» |
16.05 |
П.23 |
|
33. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира |
23.05 |
П.24 |
|
34. Обобщающий урок |
30.05 |
Критерии оценивания
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии.
Критерии оценивания:
1. Правильность и самостоятельность определение цели данной работы-1
2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений-1
3. самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов-1
4. Грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ-1
5. Правильность формулировки выводов-1
6. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений -2
7. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений-1
8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ-1
Оценивание:
- низкий уровень — менее 40 % (оценка «плохо», отметка «1»)
- пониженный — 40-49 % (оценка «неудовлетворительно», отметка «2»)
- базовый - 50-74 % (оценка «удовлетворительно», отметка «3»)
- повышенный - 75-90 % (оценка «хорошо», отметка «4»)
- высокий уровень - 91-100% (оценка «отлично», отметка «5»)
Контрольные работы.
Контрольная работа № 1
Тема. Строение клетки
Вариант 1
Часть 1. В предложенных заданиях необходимо выбрать и обвести номер верного ответа из четырех предложенных. Каждый правильный ответ 1 балл.
1.Чтобы рассмотреть устройство клетки, необходимо приготовить
1) штативную лупу 2) увеличительное стекло
3) ручную лупу 4) микропрепарат
2. Процесс размножения клетки называют
1) дыханием 2) делением
3) питанием 4) ростом
3. Зелёный цвет растений обусловлен присутствием в клетках особых зелёных пластид
1) вакуолей 2) лейкопластов
3) хлоропластов 4) цитоплазмы
4. Основную часть старой клетки занимает
1) ядро 2) вакуоль
3) цитоплазма 4) оболочка
5. Простейшим увеличительным прибором является
1) световой микроскоп 2) штативная лупа
3) электронный микроскоп 4) ручная лупа
6. Основным запасным питательным растительных клеток является
1) крахмал 2) вода
3) клейковина 4) масло
7. Все живые клетки растения дышат, что проявляется в виде
1) выделения углекислого газа 2) выделения кислорода
3) почвенного питания 4) роста и размножения
8. Резервуары, в которых накапливается клеточный сок, называются
1) пластиды 2) вакуоли
3) лейкопласты 4) цитоплазма
9. Защищает содержимое клетки от внешних воздействий
1) цитоплазма 2) вакуоль
3) ядро 4) оболочка
10. В клетках семян гороха, фасоли, чечевицы содержится большое количество
1) белка 2) соли
3) масла 4) сахара
11. Каким ученым была открыта клетка
1) Антони ван Левенгуком 2) Шлейден Матиасом
3) Робертом Гуком 4) Шванн Теодором
12. Основным веществом клетки является
1) вода 2) белок
3) соли 4) крахмал
Часть 2. В предложенных заданиях ответ необходимо записать в виде числа или набора символов. Правильный ответ 2 балла.
1.Установите соответствие между частью клетки и функцией, которую она выполняет.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ФУНКЦИЯ |
ЧАСТЬ КЛЕТКИ |
А) способствует проникновению веществ в клетку |
1) клеточная оболочка |
Б) способствует обеспечению всех процессов жизнедеятельности |
2) цитоплазма |
В) способствуют передвижению веществ по клетке |
|
Г) обеспечивают защиту от проникновения вредных веществ |
|
Д) является внутренней средой клетки |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
2. Установите соответствие между частями клетки и особенностями их строения.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ |
ЧАСТИ КЛЕТКИ |
А) содержат клеточный сок |
1) вакуоли |
Б) могут быть окрашены в зелёный цвет |
2) пластиды |
В) содержат растворимые в воде вещества |
|
Г) запасают крахмал, белки или масла |
|
Д) представляют собой полости-резервуары |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
3. Расположите в правильном порядке события, которые происходят при делении клетки
1) переход хромосом к противоположным концам клетки
2) расположение хромосом по «экватору» клетки
3) распад оболочки ядра
4) удвоение числа хромосом
5) образование перегородки в средней части клетки
6) образование материнской и дочерней клетки
5 класс. Контрольная работа по теме:
Бактерии. Грибы.
Вариант 1.
1. Ответьте на вопросы:г
1. На какие царства учёные разделяют живую природу?
2. Какие организмы носят название простейшие?
3. Какова роль грибов в природе?
4. Чем трубчатые грибы отличаются от пластинчатых? Приведите примеры.
Задание № 2. Тест
Задания с выбором одного верного ответа.
1. Главное отличие грибов от растений состоит в том, что они:
1) имеют клеточное строение,
2) поглощают из почвы воду и минеральные соли,
3) бывают как одноклеточными, так и многоклеточными,
4) не содержат в клетках хлоропластов и хлорофилла.
2. Сходство жизнедеятельности грибов и животных проявляется в том, что они:
1) всасывают минеральные вещества поверхностью гиф,
2) питаются готовыми органическими веществами,
3) ведут неподвижный образ жизни и расселяются при помощи спор,
4) растут в течение всей жизни.
3. Органоиды, отсутствующие в клетках грибов – это:
1) хлоропласты,
2) ядро,
3) оболочка,
4) цитоплазма.
4. Для питания грибы-сапрофиты используют:
1) азот воздуха,
2) углекислый газ и кислород,
3) органические вещества отмерших тел,
4) органические вещества, создаваемые ими в процессе фотосинтеза.
5. Грибы в отличие от растений:
1) имеют неограниченный рост,
2) не имеют клеточного строения,
3) не способны сами образовывать органические вещества,
4) имеют в клетке оформленной ядро.
6. Микоризу образует:
1) мукор,
2) трутовик,
3) подберёзовик,
4) спорынья.
7. Грибы опята, питающиеся мёртвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе:
1) сапрофитов,
2) паразитов,
3) автотрофов,
4) симбионтов.
8. Для приготовления антибиотиков в промышленности используют:
1) дрожжи,
2) плесень,
3) грибы-трутовики,
4) шляпочные грибы.
9. Группы, на которые подразделяют шляпочные грибы по строению нижнего слоя шляпки:
1) низшие и высшие,
2) однослойные и многослойные,
3) трубчатые и пластинчатые,
4) сапрофиты и паразиты.
10. Дрожжи используют в хлебопечении:
1) как источник витаминов,
2) для обезвреживания вредных примесей,
3) для получения пористого, лёгкого хлеба и ускорения выпечки,
4) для более длительного хранения хлеба.
11. Что представляют собой шляпка и ножка гриба?
1) клетки, содержащие хлоропласты,
2) микоризу,
3) плодовое тело,
4) организм гриба.
12.. Клетки бактерий отличаются от клеток других организмов тем, что не имеют:
а) оболочки б) жгутиков в) ядра г )цитоплазмы
13. Бактерии – очень древние организмы, так как они:
а) маленькие по размеру б) одноклеточные
в) появились на Земле 3,5 млрд. лет назад г) имеют форму палочки
14. Клетки бактерий делятся через каждые:
а) 20 мин. б) 35 мин. в) 60 мин. г) 15 мин.
15. В неблагоприятных условиях бактерии превращаются в:
а) кокки б) споры в) почки г) половые клетки
16. Слово «бактерия» происходит от греческого слова:
а) «маленькая» б) «хвостатая» в) «палочка» г) «древняя»
17. Нуклеиновая кислота у бактерий расположена:
а) в ядре б) прямо в цитоплазме в) с споре г) в жгутике
18. Превращают остатки мертвых организмов в перегной:
а) почвенные бактерии б) кисломолочные бактерии в) болезнетворные бактерии
19. Йогурт, кефир, творог люди получают с помощью:
а) гнилостных бактерий б) кисломолочных бактерий в) дрожжей
Часть В:
Выберите 3 правильных утверждения из 6:
1. Нуклеиновая кислота (ДНК) бактерий находится в ядре.
2. Многие бактерии передвигаются с помощью жгутика.
3. Все бактерии имеют палочковидную форму.
4. В неблагоприятных условиях бактерии активны быстро растут.
5. Деятельность древних бактерий привела к образованию самородной серы.
6. Спора – это толстая оболочка, которая образуется у бактерий при неблагоприятных условиях жизни.
Ответы: ____________
Часть С.
1. Сделайте рисунок и подпишите части строения шляпочного гриба, как взаимодействуют наземная и подземная части между собой.
5 класс Тема: «Введение»
Вариант I
Задания части «А»
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных
Биология это наука, изучающая:
А) космические тела; Б) живые организмы; В) строение Земли; Г) минералы.
2. Отношения организмов между собой и окружающей средой изучает наука:
А) генетика; Б) цитология; В) зоология; Г) экология.
3. Область распространения жизни на нашей планете составляет оболочку
Земли, которую называют:
А) атмосферой; Б) гидросферой; В) литосферой; Г) биосферой.
4. Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к:
А) бактериям; Б) грибам; В) растениям; Г) животным.
5. Один из признаков, позволяющий отличить живое от неживого:
А) обмен веществ и превращение энергии;
Б) изменение размера объекта;
В) разрушение объекта под действием окружающей среды;
Г) форма и окраска объекта.
6. Совокупность приемов и операций, используемых при построении системы
научных знаний:
А) гипотеза; Б) технология;
В) научный метод; Г) научное направление.
7. Сезонные периодические явления в жизни растений и животных изучает
наука:
А) фенология; Б) вирусология;
В) бактериология; Г) физиология.
8. Наиболее сложные и разнообразные условия жизни, по сравнению с другими
средами, характерны для:
А) водной среды; Б) наземно-воздушной среды;
В) почвы; Г) живого организма как среды.
9. Среди перечисленных экологических факторов нельзя отнести к группе
абиотических:
А) влажность; Б) свет;
В) конкуренцию за пищу; Г) температуру.
Задания части «В»
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В 1. Экологические факторы делят на:
абиотические; 4) антропогенные;
природные; 5) климатические;
биотические; 6) сезонные.
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В 2. Распределите организмы в соответствии с характерной для них средой
обитания:
Организмы Среды обитания
А) медведь 1) наземно - воздушная
Б) щука 2) водная
В) черви ленточные 3) почва
Г) крот 4) другие организмы как среда
Д) заяц
Е) аскариды в кишечнике человека
Ж) акула
З) дождевой червь
5 класс. Итоговая контрольная работа по биологии.
ФИ_________________________________ Дата ___________
Вариант 1
Часть «А»
1. Наука, изучающая растения:1) биология 2) ботаника 3) зоология 4) экология
2. Биология, в отличие от физики, химии и географии, изучает:
1) особенности превращения веществ 2) последовательность смены времён года
3) строение живых объектов 4) устройство тел природы
3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и напишите, какой цифрой обозначены пластиды:
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Неорганические вещества клетки:
1) углеводы 2) нуклеиновые кислоты 3) белки 4) минеральные соли
5. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе: 1) млекопитающие 2) цветковые 3) грызуны 4) бактерии
6. Бактерии размножаются:
1) делением клетки 2) с помощью спор 3) вегетативным путем 4) половым путем
7. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется:
1) атмосфера 2) литосфера 3) гидросфера 4) биосфера
8. Клетки грибов, в отличие от растительных клеток, не имеют:
1) ядра 2) цитоплазмы 3) вакуоли 4) хлоропластов
9. Хлорофилл в клетках водорослей находится в:
1) хлоропластах 2) хромопластах 3) хроматофорах 4) лейкопластах.
10. Тело мха кукушкин лен состоит из:
1) слоевища 2) стебля и листьев 3) стебля, корня и листьев 4) таллома
11. К абиотическим факторам относится:
1) выпас скота 2) извержение вулкана 3) листопад 4) охота
12. К биотическим факторам относят:
1) опыление растений 2) извержение вулкана 3) дождь 4) строительство дорог
13. Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств:
1) эксперимент 2) измерение 3) наблюдение 4) описание
14. «Она состоит из минеральных веществ, воды, воздуха, а также содержит остатки растений и животных, продукты их разложения..» Какая среда обитания описана:
1) почвенная 2) водная 3) наземно-воздушная 4) тела живых организмов
15. Среда жизни, характерная для человека:
1) почвенная 2) водная 3) наземно – воздушная 4) тела живых организмов
16. Мхи, в отличие от других высших растений, не имеют:
1) корень 2) стебель 3) лист 4) цветок
17. Цветки характерны для:
1) хвощей 2) папоротников 3) голосеменных 4) покрытосеменных
18. Съедобным грибом является:
1) маслёнок 2) бледная поганка 3) ложный опёнок 4) желчный гриб
19. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
1) наличие цветка 2) развитие из спор 3) развитие из семени 4) наличие плодов
20. В настоящее время господствующей группой растений на планете являются:
1) моховидные 2) голосеменные 3) папоротникообразные 4) покрытосеменны
Часть «В»
В1. Установите соответствие:
Функции
Органоид
А) Это граница между средами
1. Цитоплазма
Б) Заполняет пространство
2 2. Клеточная мембрана
В) В) Объединяет структуры клетки
Г) Осуществляет обмен веществ
Д) Осуществляет транспорт веществ
Е) Является защитой для клетки
В2. Установите соответствие:
Строение и функции
Органоид
А) в ней расположены все органоиды клетки
1) 1. Цитоплазма
Б) бесцветное вязкое вещество
2 2. Хлоропласт
В В ) содержит пигмент хлорофилл
Г) содержит зелёный пигмент
Д) Д) при сильном нагревании или замораживании р разрушается
В3. Установите соответствие:
Организм
Среда обитания
А) А) блоха
1) водная
Б) кит
2) почвенная
В) кобра
3 3) наземно-воздушная
Г Г) крот
4 4) тела живых организмов
Д Д) дятел
B4. Выберите три правильных ответа.
Значение лишайников:
1) разрушают горные породы 2) связывают атмосферный азот
3) служат кормом для животных 4) участвуют в почвообразовании
5) сырье для получения агар-агар 6) сырье для получения антибиотиков
Ответ _____________________
В5. Выберите три правильных ответа.
Тело водорослей может быть представлено:
1) мицелием 2) одной клеткой 3) плодовым телом 4) корнем и побегом
5) группой (колонией) клеток 6) многоклеточным слоевищем
Ответ _____________________