Итоговое сочинение 2021-2022 уч.г. Направление "Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия?"
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Комментарий ФИПИ Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Сочинение оценивается по двум требованиям : 1.Объем; 2. Самостоятельность и пяти критериям : 1.«Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3. «Композиция и логика рассуждения»; 4 «Качество письменной речи»; 5«Грамотность».
Терминология Технологии – совокупность правил, приемов, методов получения, обработки или переработки сырья, материалов, промежуточных продуктов, изделий, применяемых в промышленности. Технологии, понимаемые в более широком смысле, связаны не только с техникой, но и с цивилизационными завоеваниями. Цивилизация – синоним понятия «культура». Это: совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии; Уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый в том или ином обществе; Степень и характер развития культуры определенных эпох и народов.
Особенности направления Две стороны технического прогресса Связь со множеством проблем (в том числе и с глобальными проблемами человечества) Собрано из «негласных тем» в направлениях прошлых лет
Примерные темы Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу? Технический прогресс – зло или благо? Цифровое будущее: благо или зло? Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций? Как современные технологии влияют на жизнь общества? Развитие технологий больше уничтожает природу или сохраняет ее? Почему люди не всегда способны верно распорядиться результатами технического прогресса? Что важнее: технический прогресс или хорошая экология? Какую цену приходится платить за научные достижения?
Примерные темы Должен ли учёный нести моральную ответственность за свои открытия? Способствует ли прогресс науки улучшению нравов? Все ли имеющиеся технологии надо использовать? К чему приведёт технический прогресс: к спасению или к гибели человечества? Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок? Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации? Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса? Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»? Может ли человечество обойтись без научного прогресса? Какие люди способны стать двигателями прогресса?
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца» Литература для подготовки М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца» Дж. Оруэлл «1984» Е. Замятин «Мы» Р. Брэдбери «451 градус по фаренгейту» В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой» Р. Брэдбери «Всё лето в один день», «Улыбка» Д.Киз «Цветы для Элджерона»
Цитаты и афоризмы Создание искусственного интеллекта может стать последним технологическим достижением человечества, если мы не научимся контролировать риски. (С. Хокинг) Необратимая тенденция, часто именуемая прогрессом, ведёт к тому, чтобы лишить человеческое тело и разум их защитных свойств, чтобы переместить их в техническую область искусственного существования. (Ж. Бодрийяр) Дело науки – служить людям. (Л.Н. Толстой) Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред. (М. Монтень) Слишком шумно и промышленно становится в человечестве, мало спокойствия духовного (Ф.М. Достоевский) Опасностью прошлого было то, что люди станут рабами. Опасность будущего – что люди станут роботами. (Эрих Фромм)
«+» Ключевые понятия «+» «-» Научно-технический прогресс, научное открытие, научный прорыв; множество возможностей познавать себя и мир, развитие образования; Развитие средств связи, опосредованной коммуникации; техника и автоматика сделала жизнь человека легче и удобней, комфортней; увеличилась продолжительность жизни, человечество побороло многие смертельные болезни; освобождение от тяжелого, малоэффективного физического труда высвободило время и силы для интеллектуальных занятий Нравственный регресс, духовная деградация, упадок человеческой осознанности; утрачиваются навыки живого общения: человек стал зависим от техники; Непродуманные и неконтролируемые эксперименты; Отрицательное воздействие на природу, экологическую обстановку; угроза страшных войн, которые погубят всё человечество
Структура итогового сочинения Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем. (50-70 слов) Основная часть. Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (200-250) 3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки (40-60 слов)
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Основная часть = Тезис + Аргументы (+ микровывод) Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Пример аргумента Тема: «Способствует ли прогресс науки улучшению нравов?» Тема развития является главной в рассказе М. Булгакова «Собачье сердце». Сначала читатель видит научный прогресс — уникальную операцию, превращающую пса Шарика в гражданина Шарикова. Но чем дальше мы читаем, тем больше осознаем, что настоящий прорыв — это обретение человеком человечности, а вовсе не внешние физиологические изменения. Несмотря на старания Филиппа Филипповича, Шариков так и не смог стать полноценной личностью. Он так и остался на уровне пса, выполняющего команды Швондера, лающего на кошек и людей, оставляющего после себя беспорядок и «разруху».
Пример аргумента Его можно нарядить в костюм, ему можно дать работу и паспорт, можно даже вписать в квартиру, но человеком Шариков не станет никогда, потому что он лишен порядочности, отзывчивости, принципиальности и воспитания. Он не прошел все стадии взросления и формирования, поэтому не может стать полноценным человеком. И Преображенский это понял. Он осознал, что настоящий прогресс — это развитие человечности, которого не достичь даже самой уникальной операцией.