Исследовательская работа «Из истории добровольческого движения в селе Побегайловка: от тимуровца до волонтера»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №19 с.Побегайловка
Минераловодского района Ставропольского края
Номинация: Исследовательская работа
Исследовательская работа
Из истории добровольческого движения в селе Побегайловка:
от тимуровца до волонтера
Автор: Чепур Артем Дмитриевич, учащийся 8 класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 19 села Побегайловка
Минераловодского район Ставропольского края
Адрес: Минераловодский район, с.Побегайловка,
ул. Юбилейная д.34
Руководитель: Гукепшева Мархаба Хасановна
учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 19 села Побегайловка
Минераловодского городского округа Ставропольского края
Адрес: Минераловодский район, с.Побегайловка,
ул. Луговая, д.1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. История тимуровского и волонтерского движений……………………4
2.Тимуровское и волонтерское движения в селе Побегайловка ………….6
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….10
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………10
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..11
ВВЕДЕНИЕ
Проблема духовного здоровья нации является одной из важнейших для современных государств. Как оказалась эта проблема актуальна и для России. О падении нравственности и разрушении семейных ценностей в обществе , кризисе патриотизма среди молодёжи, говорят как в народе, так на уровне государства. Невольно задаешься вопросом «Неужели всё так плохо и мы превратились в равнодушную и бездуховную нацию?»
Я с большой уверенностью могу сказать, что это не так, наше общество знает массу примеров добровольной бескорыстной помощи пострадавшим во время пожаров или наводнений, тяжелобольным в хосписах и малышам в детских приютах. С гордостью можно говорить и о людях : молодых и пожилых, помогавших в проведении сочинской олимпиады или чемпионата мира по футболу. Эти примеры социального служения во благо именуется добровольчеством. [1.1]
Термин «добровольчество» в современном его понимании это деятельность по разрешению социально значимых проблем на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения).
Тема добровольческого движения затронула меня, и естественно возник вопрос: добровольчество – это новое явление в обществе или хорошо забытое старое?
На этот и другие вопросы я попытался ответить в своей исследовательской работе « Из истории добровольческого движения в селе Побегайловка: от тимуровца до волонтера». Данная работа связана с изучением добровольческих организаций, а именно волонтёров и тимуровцев.
Тема достаточно актуальна, потому что изучение истории, сохранение и популяризация деятельности детских добровольческих организаций необходимо для воспитания молодого поколения.
Новизна исследования состоит в том, что в нашей стране практически не изучен эффект от участия детей в волонтёрской деятельности, что лишний раз подтверждает актуальность темы.
Гипотеза: тимуровское и волонтерское движение играет огромную роль в формировании как социума в целом, так и личностных качеств
Цель работы : провести теоретическое исследование и практически доказать, что участие в добровольческих движениях дает возможность полноценно развивать свой персональный творческий потенциал и уверенность в себе.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
-Изучить исторические аспекты развития тимуровского и волонтерского движений в целом, а в частности в школе села Побегайловка
- Определить роль тимуровского и волонтерского движений;
- провести социологический опрос учащихся;
- провести анализ результатов социологического опроса;
Объект исследования: тимуровское и волонтёрское движение в селе Побегайловка.
Предмет исследования: роль тимуровского и волонтерского движений в общественной жизни.
Методы исследования: изучение научной литературы, наблюдение, практическая работа, анкетирование, результаты исследования, интервьюирование.
Материал исследования: научная литература, архив школы,
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
История тимуровского и волонтерского движений
В процессе работы над темой исследования мне удалось понять, что добровольческие движения в нашей стране существовали давно, но просто имели другое название. В царской России это службы сестёр милосердия. Пионерское и тимуровское движения в советское время или волонтёрское движение в современной России.
Тимуровское движение возникло перед Великой Отечественной войной, после того, как свет увидела повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». ( Приложение 1)
Герой повести, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям. Стихийно возникшие «команды» (отряды), совершали добрые поступки, так как это было описано в повести. Современным языком, ребят, которые помогают ближним, можно было бы назвать волонтёрами. Но в советское время они именовались тимуровцами.
«Тиму́ровец» — понятие обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. [3.2 ]
В годы войны произошло слияние тимуровцев и пионеров. Тимуровские дела стали дополнительной формы работы пионерской организации. Тимуровские команды и отряды действовали во всех в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях. Тимуровские команды брали шефство не только над семьями солдат и офицеров, но и над госпиталями, они помогали собирать урожай, работали в фонде обороны, ухаживали за могилами погибших воинов.
В послевоенные годы пионеры- тимуровцы включили в круг своей деятельности заботу об инвалидах и ветеранах войны и труда, об одиноких стариках и бездомных детях, уход за могилами погибших воинов, участие в трудовых десантах, поисковую работу и так далее. Такая действенная форма общественно полезной деятельности детей, способствовала их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности. [3.2]
Вот как вспоминает свое тимуровское прошлое моя бабушка, Чепур Надежда Петровна «Мы убирали в квартирах у инвалидов, пожилым людям носили воду, подметали дворы, помогали в огородах, присматривали за маленькими детьми. Все это делали добровольно, а не из-под палки. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи, и сделать это бескорыстно было нормальной человеческой реакцией.
Я гордилась тем, что могу принести своей стране пользу и сделать для кого-то что-то хорошее. Так думали и мои школьные друзья. Так нас воспитывали». [2.1. ] ( Приложение 2)
Бабушка была активистской, выполняла серьезные пионерские поручения: пионервожатая, командир отделения (звена) тимуровцев, председатель совета пионерского отряда.
Она до сих пор помнит торжественное обещание и пионерские песни. Я с интересом слушаю ее рассказы о пионерском галстуке, о записной книжке пионера, о пионерских сборах и тимуровских делах. ( Приложение 3) Слушая ее, я думаю, о том, каким же ярким и запоминающим было ее детство. Уверен, именно тогда в ней зародился тот заряд энергии, который помогает ей быть успешной в жизни и в профессии. Бабушка долгие годы работает судебным приставом-исполнителем в Минераловодском районном отделе судебных приставов Ставропольского края, награждена медалью «Ветеран Федеральной службы судебных приставов»
К сожалению, к концу 80-х годов тимуровское движение, как и пионерское окончательно исчезло. В девяностые годы прошлого века и начала XXI века прошли почти без тимуровской работы. Вследствие социально-экономических и политических причин подрастающее поколение было лишено организации, призванной воспитывать их и организовывать разумный досуг. Это привело к всплеску многих негативных явлений, которые начали серьезно беспокоить общество.
Однако желание помогать людям невозможно, искоренить — спустя несколько лет добровольчество постепенно начинает возрождаться. Из сказанного выше мы знаем, что тимуровское движение образовалось самими ребятами, без какого-либо участия взрослых.
В современных условиях подобный опыт самоорганизации был активно поддержан властями. Стали создаваться волонтерские организации разной направленности. [1.1.]
Мое исследование затрагивает общественное волонтёрство.
Из научной литературы я узнал, что волонтёрство - это идея социального служения, ориентированная на сплочение граждан в совместном решении стоящих перед обществом проблем. Это подтверждают и слова нашего президента Владимира Владимировича Путина,- «Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях; сохраняют природу; берегут культуру нашего народа; в знак памяти о тех, кто не вернулся - восстанавливают имена погибших солдат; помогают в проведении крупнейших международных мероприятий». [3.1]
И вновь у подрастающего поколения появилась возможность непосредственно участвовать не только в жизни своего села или города, но и всей страны. Как и раньше, подростки стали помогать нуждающимся, желая быть полезными обществу.
В связи с этим в обществе сложилось такое мнение, что волонтеры продолжатели благородных дел тимуровцев. И это мнение ошибочное.
Волонтёрское движение не является продолжением тимуровского движения, каждое из этих движений имеет свою собственную историю.
Подводя итоги, хотелось бы указать на сходство и отличие волонтёрского и тимуровского движения.
Сходство:
1. Оказание помощи, которая носит общественный характер.
2. Помощь оказывается людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: пожилым, детям, больным и др.
3. Оба эти движения - это бескорыстное служение добру .
Различие:
1. Тимуровцы совершали добрые дела тайно, волонтеры действуют открыто, они имеют личную книжку, куда записываются все добрые дела и заверяются подписью и печатью
2 . В основе тимуровского движения лежит коллективизм, а волонтер – понятие индивидуальное.
3. Тимуровец, сам находил объект заботы, не ожидая зова или приказа. Волонтерство с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны дополняет услуги, предоставляемые государством. [3.1]
Исходя из вышесказанного, я пришел к такому выводу, что тимуровцы и волонтеры — это активные и ответственные люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу общества или конкретного человека.
2.Тимуровское и волонтерское движения в селе Побегайловка
Первая школа в селе Михайловское, ныне Побегайловка, была открыта в 1924 году. Это был о здание из двух маленьких комнат, в которых обучались учащиеся трех классов. В 1936 году под школу отдали здание бывшей церкви, и она стала семилетней, вместе со школой образовался и первая пионерская дружина. Первые выпускники семилетки со школьной скамьи ушли на фронт.
В период оккупации в селе стояли немецкие части, враги приспособили школу под госпиталь. В январе 1943 года после тяжелых боев за освобождения села, местными жителями были найдены тела семерых погибших воинов. Их захоронили на сельском кладбище. Могилы погибших солдат стали первыми объектами заботы тимуровского отряда Побегайловской школы. Тимуровский штаб входил в состав пионерской дружины, которая после войны стала носить имя героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Тимуровцы помогали также вдовам, погибших на фронте солдат, пожилым людям. [1.3 ] ( Приложение 4,5)
В 1955 году останки погибших воинов были перенесены в братскую могилу, где был установлен памятник, уход за памятником и прилегающей к нему территорией взяли на себя тимуровцы. Они же впоследствии организовали поисковую работу. Поисковый отряд собирал материал о солдатах, захороненных в братской могиле. Ребята, вели переписку с родственниками погибших, чьи имена были известны. Не раз обращались в архивы, писали запросы в военкоматы, чтобы выявить имена неизвестных, опрашивали жителей села, очевидцев событий 1943 года. Пионерская дружина организовывала шествие и митинг в День Победы, почетный караул у памятника, пионеры встречались с ветеранами войны, у памятника проходил почетный прием в пионеры. [1.3 ] ( Приложение 6,7,8)
Итогом деятельности тимуровского поискового отряда стало установление имен неизвестных героев. Родственники павших солдат получили возможность на место захоронения родных. Дочь, внуки и правнуки политрука Жукова Ивана Васильевича посещали братскую могилу 9 мая 2018 года. [1.3 ]
Проводя исследование, я выяснил, что большинство учителей нашей школы учились в ней и были активными пионерами- тимуровцами 60-80-х годов. Воспоминая о пионерско- тимуровском прошлом учителя начальных классов Афанасьева ( Силко) Елена Васильевна и Музалевская Галина Федоровна, Полтачева Лариса Владимировна рассказывали как они помогали копать огороды и красить заборы ветеранам войны и пожилым одиноким людям, помогали в уборке урожая совхозу «Кавказ», собирали макулатуру и металлолом. Все они были участницами пионерского хора, защищали честь школы на районных конкурсах патриотической песни. Они рассказали, как организовывали самодеятельные концерты в праздничные дни для ветеранов войны и жителей села. [2.2.] ( Приложение 9,10 )
Одноклассницы учитель географии Светлана Михайловна Сицко и учитель биологии Анна Викторовна Свенская , выполняли поручения звеньевых пионерского отряда имени Лени Голикова, отрядных вожатых.
Этот отряд был инициатором многих тимуровских дел, помимо традиционных ( оказания помощи), ребята организовывали туристические походы, заливали зимой каток, где с удовольствием проводили свой досуг все жители села и взрослые и дети. ( Приложение 11)
«Самым запоминающим эпизодом в моей школьной жизни - говорит Анна Викторовна - была агитбригада. Создали ее собственными силами, сами писали сценарии к праздникам или на злободневные темы, а потом выступали перед рабочими совхоза, студентами, приезжавшими на уборку урожая. Местом выступления могли быть и сцена местного клуба, и совхозная столовая или вообще полевой стан . [2.3.]
О своей жизни в пионерской организации рассказала учитель начальных классов и ИЗО Приходько Инна Николаевна. Интересным оказался тот факт, что она в школьные годы была зачинателем многих пионерских и тимуровских дел в Побегайловской школе, а после окончания осталась в ней старшей пионервожатой и работала до момента, когда пионерская организация перестала играть какую-либо роль в жизни молодого поколения.
По словам Инны Николаевны в конце восьмидесятых тимуровское движение себя изжило, в отдельных пионерских отрядах планировались тимуровские дела, в основном все сводилось к поздравлению ветеранов с днем Победы. Пионерская организация действовала по- прежнему: пионерские сборы, пионерские костры, слеты юных барабанщиков и горнистов, встречи с интересными людьми, сборы макулатуры. ( Приложение 12) При ней пионерская дружина была одной из правофланговых в районе. [2.4]
Таким образом, можно сделать вывод, что тимуровское движение как действенная форма общественно полезной деятельности детей, способствовала их гражданско-нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.
Современные школьники - это даже не дети, а внуки пионеров-тимуровцев. Объединить их под общую идею безвозмездного социального служения обществу становится сложнее.
Но оказалось это несложно сделать там ,где работают учителя с активной гражданской позицией и учатся трудолюбивые, целеустремлённые, общительные, ответственные ребята.
С гордостью могу сказать, что речь идет о нашей школе. У нас всем есть, где приложить руку и сердце, работают различные кружки и детские объединения, в том числе волонтерское движение. Мы активные участники районных, краевых и федеральных конкурсов и акций, недаром на протяжении последних лет школа становится лидером года среди образовательных учреждений района.
Первый волонтерский отряд в школе был сформирован в 2009 году. Куратором отряда стала заместитель директора по воспитательной работе, активная участница тимуровского движения семидесятых годов Неткачева Наталья Тимофеевна. Первые волонтеры участвовали в ремонте здания школы и школьной мебели. Этот труд, как потом рассказывали они, помог им пересмотреть свое отношение к имуществу школы, они стали сами беречь его и учить бережливости младших товарищей.
В дальнейшем полем их деятельности стала помощь ветеранам и пожилым людям, трудовой десант « Чистый парк» , организация праздников для младших классов. ( Приложение 13)
По словам Сотниковой (Назаровой ) Алены Борисовны , члена первого волонтерского отряда: « Мы приобрели определённый жизненный опыт, стали более приспособленными к дальнейшей самостоятельной жизни, обрели уверенность». Она рассказала о своих товарищах, все они получили высшее образование и стали успешными в своих областях деятельности. [2.5]
Например, Михаил Лыков и Александр Руденко окончили Московский институт гражданского строительства и работают в столичных строительных фирмах.
Сама Алена Борисовна окончила Ставропольский институт дружбы народов Кавказа, сейчас работает главным бухгалтером в нашей школе. [1.2]
Волонтерское движение прижилось в школьном коллективе. Все больше и больше детей стали принимать участие в волонтерской деятельности. Причинами этой активности наряду с желанием совершать добрые дела, было также желание подростков самоутвердиться в глазах сверстников, родителей, учителей, желание найти новых друзей, возможность приобрести новые навыки и знания и проведения собственного досуга. Несомненно, одним из плюсов волонтерства является возможность выбрать из множества вариантов именно ту деятельность, которая придется школьникам по душе.
Волонтерская инициатива учащихся затронула проблемы:
1. гражданско-патриотического воспитания, что всегда было традиционно для нашей школы.
2. трудового и экологического воспитания
3. спорта и здорового образа жизни
4. воспитания уважительного отношения к семье, духовным корням, поддержки многодетных семей. [1.2]
На протяжении долгого времени нашему обществу пытались навязать мнение, что значимые для него вещи решаются на макроуровне. Но жизнь показала, что глобальные изменения в окружающей нас жизни начинаются с малого поступка - с посаженного дерева, помощи близкому, другу. Поступок добровольца влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Ученые – психологи считают, что у формирующейся личности есть потребность в социальном опыте. В процессе адаптации круг общения ребёнка увеличивается, развиваются его способность переживать за другого, способность умения встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных. Волонтёрская деятельность одна из форм приобретения социального опыта. Поступок добровольца влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример.
Изучить интерес к такой деятельности у сверстников одна из задач моего исследования. Я провел анкетирование среди своих сверстников (было опрошено 35 учащихся 8-9 классов). (Приложение 13)
Благодаря данному анкетированию стало понятно, что учащиеся проявляют большой интерес к волонтёрской деятельности. Ребята участвуют в большинстве из акций и готовы участвовать в других совместных проектах. А программа школьного волонтёрского отряда включает в себя разнообразные проекты.
Сохраняя давние традиции добровольческого безвозмездного труда, школьная группа волонтеров с интересом пробует в своей деятельности новые формы: такие как сбор пожертвований (фандрайзинг) или спортивное волонтерство. [1.2]
И как показывает опыт работы, применение многих используемых форм достаточно эффективно. Акции, которые проводятся волонтерами всегда поддерживаются учащимися МБОУ СОШ №19. [1.3] ( Приложение 14- 23)
Акции и многие другие дела еще раз доказывают, что помогая другим, мы дети-волонтёры, даём себе возможность почувствовать себя взрослыми и нужными. К тому же даже не очень взрослые волонтеры способны принести этому миру самую настоящую пользу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Приступая к теме моего исследования, я поставил цель провести теоретическое исследование тимуровского и волонтерского движений и определить их роль в общественной жизни. Изучив историю, направления деятельности и проведя опрос среди школьников, я сделал вывод, что хотя понятия тимуровцы и волонтёры различны, направления их деятельности совпадают. Практически доказано, что в духовном оздоровлении нации добровольчества играет огромную роль , а участие в добровольческих движениях дает возможность полноценно развивать свой персональный творческий потенциал и уверенность в себе.
Думаю, что тема моего исследования будет интересной и полезной для взрослых и детей, для всех тех, кого реально заботят нравственные и социальные проблемы общества, судьба своей страны, кто не равнодушен к чаяниям и надеждам нуждающихся людей, живущих с нами рядом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Источники
1.1.. Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России // Молодой ученый. — 2012. — №8
1.2. Материалы, предоставленные педагогом-организатором МБОУ СОШ №19 Неткачевой Н.Т
2. Полевые материалы
2.1. Воспоминания Чепур Н.П.
2.2. Воспоминания Афансьевой ( Силко) Е.В.
2.3.Воспоминания Свенской А.В.
2.4 Воспоминания Приходько И. Н.
2.5 Воспоминания Сотниковой А. Б
3. Интернет-ресурсы
3.1 Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
3.2 http://fb.ru/article/325561/ Тимуровское движение: история возникновения
Приложения
Приложение 1. Кадр из фильма «Тимур и его команда» 1940 год
Приложение 2. Фото Гречишкиной ( Чепур ) Н.П. Школьные годы. 1972г.
Приложение 3.Пионерская книжка «Товарищ»
Приложение 4. Фото учителя Нейлон А.А. и учащихся школы села Побегайловка. Фото 1948 г.
Приложение 5. Поход учащихся к могилам погибших воинов. Фото 1951г.
Приложение 6. Учетная карточка воинского захоронения в селе Побегайловка
Приложение 7. Шествие пионеров –тимуровцев в День Победы 1965г.
Приложение 8 . Почетный пионерский караул у памятника погибшим воинам. Ветераны возлагают цветы к памятнику. Фото 1970 г.
Приложение 9. Удостоверение учителя начальных классов Афанасьевой (Силко) Е.В.о награждении значком «За активную работу»
Приложение 10. Выступает солистка пионерского хора Силко Елена 1981г.
Приложение 11. Каток, залитый тимуровцами. Фото 1976 г.
Приложение 12. Заседание пионерского отряда. Дневник отряда.
Приложение13
АНКЕТА
1. Кто такой волонтер
А. Люди, оказывающие безвозмездную помощь - 80%
Б. Кинологи - 9 %
В. Военнослужащие -11%.
2. В чём заключается волонтёрская работа?
А. Оказание помощи пенсионерам - 37%
Б. Оказание помощи людям с ограниченными возможностями - 32%
В. Решение экологических проблем (посадка деревьев, уборка загрязненных территорий, кормление птиц и т.д.) - 65%
Г. Проведение акций в защиту здорового образа жизни - 30%
Д. Сбор средств в помощь приютам - 30%
3. Как часто вы слышите о волонтёрских акциях?
А. Часто - 55%
Б. Редко - 35%
В. Никогда - 10%
4. Вы выступали в роли волонтёра?
А. Часто - 40%
Б. Редко - 30%
В. Никогда - 30%
5. Вы хотели быть волонтёром?
А.Да - 60%
Б. Нет - 30%
В. Не знаю - 10%
6. Что дает волонтерская деятельность подростку?
А. Самоуважение - 37%
Б. Уверенность в себе -15%
В. Способность сопереживать- 25%
Г. Способность оценивать реальность - 33%
Д. Жизненный опыт - 40%
7. Нужны ли нашему обществу волонтёры?
А.Да - 70%
Б. Нет - 15%
В. Не знаю - 15%
Приложение 14. Акция «Чистый парк»
Приложение 15.Акция « Бессмертный полк»
Приложение 16.Акция « Бессмертный полк»
Приложение 17.Акция « Голубь мира»
Приложение 18.Акция « Обелиск»
Приложение 19. Акция « Вахта Памяти»
Приложение 20.Акция « Каждой пичужке кормушка»
Приложение 21. Акция « Помоги пожилому человеку». Волонтеры в гостях у узницы концлагеря Ведевой М.И.
Приложение 22.Акция « Доброе сердце». Волонтеры в отделении полиативной медицины с подарками для тяжелобольных детей.
Приложение 23. Волонтеры МБОУ СОШ 19 на слете волонтеров.