12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кызынгашева Ирина Владимировна467
Россия, Хакасия респ., село Пуланколь
Материал размещён в группе «О малой РОДИНЕ с любовью...»

Исследовательская работа

по теме «История села Ковран»

учителя русского языка и литературы,

МБОУ «Ковранская СШ»

Кызынгашевой Ирины Владимировны

 

История села Ковран

 

Село Ковран - находится в южной части района на береговой полосе Охотского моря, в 4 километрах от побережья в 57°12'00'' Северной Широты, 156°53'18'' Восточной Долготы в 12 метрах над уровнем моря на левом берегу одноименной реки. Площадь сельского поселения составляет 0,665 кв.км. На начало 2007 года насчитывалось жителей — 356 чел., в том числе - 301 чел. ( 84,5 % населения), коренные народности Севера.

Из материалов К.Н.Халоймовой, учителя Ковранской школы, автора первого букваря на ительменском языке:

«Что обозначает название Ковран? Вот что рассказывает бабушка М.И.Павлуцкая.

1 версия «На зиму мыши много корней сараны и кимчиги (эмкен и лкл,м) собирают в свои магазины-антучи, которые расположены под небольшим слоем дерна. На том месте трава бывает чисто срезана. Так выгрызает траву полевая мышь(лэлькочъ), употребляющая траву на выстилку своего гнезда. Кроме того над подобным мышиным «амбаром» имеется небольшое возвышение. Весной, когда мыши переходят на новую еду, остатки этих корней сараны и кимчиги начинают прорастать. Это обильное, очень красивое цветение называют каврвен. Поэтому считается что от этого слова и образовалось название села Ковран.

2 точку зрения доказывал учитель, пенсионер Краснояров В.П., который считал, что название села связано с ительменским словом к,а,а,н, что значит корюшка. Это версия имеет право на существование, так как река Ковран издавна славится корюшкой, которую местные рыбаки вылавливали ранее до 200 т.

3-й точки зрения придерживался Попов М.И. Слово Ковран он связывает с корякским словом кав,ъян, что значит поворот. Действительно, в районе бывшего Коврана есть крутой поворот, изгиб реки. Хотя многие сомневаются в этой точке зрения, так как кав,ъян – это поворот в обратном направлении, а такого нет.»

 

В 2001 году в долине р. Ковран на Камчатке на средства индивидуального гранта проводились исследования в окрестностях села Ковран.

Раскопки проводил Н.А.Кренке, ученый, археолог РАН совместно с жителями с. Ковран Б.Жирковым, Андреем Уксусниковым, жителем г. Елизово В.Рыжковым и другими.

В ходе работ были найдены развалины горшков, осколки каменных орудий труда (VIII – XII в.в. н.э.) Стоянка Ковран является одним из наиболее интересных памятников микрорегиона. Это одно из наиболее крупных поселений в бассейне

р. Ковран

(См. Демонстрационный стол с археологическими древностями Коврана/ рук.-ль Н.А.Кренке, Москва)

В результате исследований выяснилось, что основание жилищ было круглое (почти идеально круглое). На месте их нашли развалины горшков, стяжения угольков, скопление мелких чешуек, отщепов обсидиана в окрестностях Коврана. Были найдены два наконечника стрел (один из халцедона, другой обсидиановый), наконечники дротиков, скребки, вкладыши гарпунов. В пласте 4 были найдены чешуйки, единичные кости, в том числе фаланга нерпы, сгнившие раковины моллюсков. Кроме этого были обнаружены отщепы со вторичной обработкой и сколы с орудий труда, тесла, скребки.

(пласт 1 – от15 до 90см.,

пласт 2 – до 100 см.,

пласт 3 – до 110 см.,

пласт 4 – 110-120 см.,

пласт 5 – 120-130 см.)

Жилища ительменов: рылась большая круглая яма в 20 кв. м., затем несколько столбовых ям, диаметром 10-20 см. На основании культурного слоя найдены серии отщепов и чешуек, фрагмента керамики, отпечатки текстиля на поверхности и валики под венчиком. Происхождение этих культурных остатков не вполне ясно. Жилище имело земляной пол, с земляной обваловкой стен. (примерно XI - XIII в.в. ). Размеры жилищ 3х5, 5х 6,

4 х 4, 4 х 5, 3 х 4, 6 х 5. В слое дерна были найдены современные предметы: стеклянные банки, кусочки стеарина, напильник, ключ от замка, капкан на соболя, что свидетельствует о том, что на месте древних жилищ позже стояли жилища ительменов, живших в более близкие нам времена.

Таким образом, результаты этих раскопок свидетельствуют нам, что ительмены в данном месте, то есть на месте современного поселения Ковран жили с древних времен и являются древнейшими обитателями полуострова Камчатки. Самоназвание «ительмен», производное от «итэнмэн», что значит «живущий», было впервые зафиксировано российскими исследователями Камчатки, участниками Второй Камчатской экспедиции 1733 – 1743 гг. Г.В.Стеллером и С.П.Крашенинниковым, хотя уже тогда во всех административных документах их называли «камчадалами». В советское время принято было отличать ительменов от камчадалов. Камчадалами называли потомков от браков русских с ительменами.

Первое упоминание о Ковранском поселении ительменов содержится в книге «Описание земли Камчатки», написанной знаменитым русским ученым и исследователем С.П.Крашенинниковым, побывавшем на Камчатке в 1733 – 1743гг. «От Тулагана, которая от казаков Хариузовою называется, в 16 верстах течет река Кавран, над которою в 7 верстах от устья есть острожек Кавран». (стр. 76, том I, ч. 1, гл. 7) 19 августа 1737г. С.П.Крашенинников впервые оказался на берегах Охотского моря. В этих местах он побывал в 1738 - 1739 г.

Река Ковран впадает в Охотское море в 9,5 мили к северу от устья Хайрюзовой. Известна русским со времени камчатского похода пятидесятника, русского землепроходца В.В.Атласова (1697г.) Впервые под названием Кавран наносится на карты Первой камчатской экспедиции В.Й Беринга (1725 – 1730гг.).

 

В конце XIX в. на Камчатку приехал известный русский ученый-географ, доктор В.Н.Тюшов, впоследствии выпустивший труд «По западному берегу Камчатки» (издана в 1906г.) Ученый очень подробно рассказывет о поселениях ительменов Сопочного, Морошечной, Хайрюзова, Коврана. Что же собой представлял Ковран в к. XIX в.? «Ковранское поселение /острожек/ или, просто, Ковран… расположено на левом берегу одноименной реки, правый берег которой почти до самого устья в море образует едва не отвесные кручи какой-то осадочной породы серо-желтого цвета, с ясно заметной слоистостью… Всех домиков в селении двадцать, кроме того имеется убогая часовенька. Жителей по переписи 1897 г. 113 человек. Было бы совершенно излишним и здесь перечислять занятия жителей: они те же, как и в других острожках: рыбо- и звероловство; подспорьем, впрочем очень слабым, служит огородничество и кроме того, скотоводство, содержат примерно 1-2 штук рогатого скота, доставляющих больше заботы о заготовке сена, чем выгоды».

Село Ковран не всегда в теперешнем месте располагалось. Старожилы помнили, что старый Ковран располагался на правом берегу реки, недалеко от того места, где в нее впадает небольшой приток Айвачан. Но и это не было первоначальным местом расположения Коврана, который за свою историю несколько раз менял свою прописку. Но всегда у его жителей была тесная связь с рекой-кормилицей. В 1923 году ковранцы с правого берега перебрались на левый берег реки.

Из входящих документов администрации МО «село Ковран»: «Историческая справка с. Ковран к фонду №5»

«В начале 20-х годов на Камчатке началась гражданская война по установлению Советской власти. Тигиль временно захватили белобандиты во главе с полковником Алексеевым. На территории Тигильского района стали создаваться партизанские отряды. В сводный партизанский отряд из Коврана, который возглавил Александр Никитович Притчин, вошли жители небольших сел района: Сопочного, Утхолока, Морошечного. Соединившись с партизанами села Хайрюзово, оба отряда прибыли в Усть-Тигиль. Вскоре белогвардейцы были уничтожены в с. Наяхане (100км. от с. Тигиль). С установлением Советской власти образуются волостные комитеты. До 1926 года, года образования Тигильского района, село Ковран входило в состав Хайрюзовского волостного революционного комитета. Председателем был избран Меркушев Александр Павлович 6 мая 1923г., секретарем – Писня Матвей Константинович, члены ревкома: Павел Михайлович Миронов, Иннокентий Иванович Шемаев. Эти люди стали первостроителями Советской власти в Хайрюзовской власти. Был организован союз рыбаков. В 1926 г. прошла туземная перепись населения, из результатов которой стало известно, что на время переписи в Ковране проживало 79 человек. В селе имелись 30 лошадей, 46 голов крупного рогатого скота и 582 собаки. За один сезон вылавливалось 123 штуки рыбы разных пород, имелись в наличии 4 байдарки и 43 бата. Кроме рыбной ловли занимались охотой, поэтому были установлены 23 гладкоствольных ружья, 102 капкана, 15 соболиных сетей. З а сезон отловлено 43 красных лисы, 1 выдра, 24 горностая.»

До революции в Ковране не было ни школы, ни больницы. Но после революции в 1926 году был создан местный Совет, его первым председателем ковранцы избрали свою землячку – Ирину Иосифовну Слободчикову. А через год был образован кооператив по обработке рыбы, который возглавил учитель Андрей Кузмич Питтель. В село стали завозить медикаменты, промышленные товары, книги. После образования Корякского автономного округа Ковран в 1932 году становится усадьбой колхоза «Красный Октябрь», который не менял названия до последних дней своего существования, первым председателем был Корсиков Яков Григорьевич.

В 1931 г. открыта Ковранская начальная школа, но здание школы построено было в 1924 году, не работало, так как не было учителей. В 1964 г. была открыта 8-летняя школа, в 1987 году – средняя школа.

В 40 - 50-х годах XX столетия ительмены главным образом жили в селах Тигильского района Камчатской области – Сопочном, Морошечном, Хайрюзове, Ковране, Утхолоке, Напане, Седанке Оседлой. В 1950-х годах в связи с укрупнением колхозов началось сселение ительменов. В 1957 году встают первые дома на том месте, где расположен сегодняшний Ковран. В 1961 году было принято решение о создании укрупненного колхоза на базе сел Ковран, Утхолок, Хайрюзово, Сопочное, Морошечное, Белоголовое. Первым председателем стал Иван Яковлевич Гончаров.

1962г. Жители Сопочного, Морошечного и Утхолока переселились в Ковран, жители Аманино, Напаны, Седанки Оседлой - в Тигиль. Согласно сведениям похозяйственных книг сельских советов, на июль – август 1965 г. ительменов насчитывалось: в Ковране – 354 человека, в Тигиле – 257, в Хайрюзове – 190, в Белоголовом – 45, в Седанке Кочевой – 16, в Усть-Хайрюзове – 50. По данным учета Корякского окрисполкома на 1 января 1985 г. ительменов в Ковране – 325, в Тигиле – 252, в Палане – 243, в Хайрюзове – 151, в седанке – 118, в Усть-Хайрюзове – 110, в Воямполке – 15, в Лесной - 2

Таким образом, на месте старинного острожка в советские годы находилось село Ковран, где располагался отделение национального рыболовецкого колхоза «Красный Октябрь». В 1962 г. колхозы «Красный Октябрь», «Дружба Народов», им. И.В. Сталина, им. А.А.Жданова объединились в одно хозяйство – колхоз «Красный Октябрь». В Ковранском отделении сосредоточен в основном пассивный лов рыбы, сохранившей свои традиционные черты

Из статьи Е. Садовниковой «Язык – исповедь народа»:

«В 50-х годах нынешнее село называлось Чаечное, так как на скалах и на тундре гнездилось огромное число чаек. С начала 60-х, когда стали всех жителей с соседних сел переселили в одно место вновь вернулось название Ковран. Ковран в 60-е годы был колхозом-миллионером, здесь находилась центральная усадьба колхоза «Красный Октябрь», был свой флот, была рыба, был краб, подсобное хозяйство, своя птицеферма, звероферма. В Ковране построены были восьмилетняя школа, интернат, детский сад, больница, магазин, АТС на 50 номеров, сельский Дом культуры, МТФ на 28 коров, свиноферма на 200 животных. «Красный Октябрь» был лидером и часто занимал первые места в социалистических соревнованиях среди предприятий и организаций Тигильского района. Каждая путина для колхоза становилась важным событием, к ней готовились всегда тщательно и добросовестно, так как от ее итогов зависел заработок каждого работника, начиная от начальника цеха и заканчивая простыми рыбаками. Большое развитие получило сельское хозяйство: выращивали тонны картофеля, капусты, огурцов, помидоров, морковки, редиски, свеклы, укропа, петрушки и т.п.

Жизнь кипела, люди работали на славу, жили весело и дружно. Эти строки вызывают ностальгическую грусть, особенно глядя на останки некогда процветавшего села, строившего грандиозные планы.

 

Наверное, это время отражается в стихотворении С.Федосенко «Ительменская река»:

 

Приезжайте,

Полюбуйтесь сами:

Над Ковраном –

Звездный ураган.

Между тундры

Росными коврами

Спит село по имени

Ковран.

 

Трудовой закончен

День июльский.

Звезды скрыл

Нахлынувший туман.

И гудит меж травами

У спусков

Ительменская река

Ковран.

 

Рыбаки ждут

Рунный ход лососей,

Чтоб до срока

Дать рыбацкий план.

…От речных откосов

До покосов

Даже ночью трудится

Ковран

 

В 1986 г. в колхозе «Красный Октябрь» был взят самый высокий в истории хозяйства улов лососей – 3409 т. Это стало возможным в связи с изменением сроков промысла – сетной лов начали с середины мая вместо конца июня. Важным объектом промысла в колхозе долгие годы была добыча крабов, которая давала 30% всех доходов от рыболовства. Кроме того в рыболовецком колхозе с 1962г. стали заниматься животноводством и растениеводством. В Ковране, например, в 1985 г. из 132 семей 127 имели приусадебные участки. Продукцией ковранской молочно-товарной фермы пользовались жители Усть –Хайрюзово, так оставались излишки. До середины 70-х годов колхозная птицеферма размещалась в Ковране, рост продуктивности фермы вызвал трудности со сбытом яиц, поэтому птицеферму перенесли на центральную усадьбу. Традиционное занятие ительменов - собаководство не было так развито, как остальные, в Ковране в 1985 г. имелось всего 6 упряжек, так как собаководству предпочли рыболовство. Собак держат сейчас некоторые ительмены лишь «для души».

По данным райисполкома в 1986г. в селе проживают 445 человек, в ковранском отделении колхоза «Красный Октябрь» работают 112 человек, председатель колхоза М.И.Лапшин

Из газетной статьи И.Коваленко, председателя правления «Камчатрыбколхозобъединения»:

1987г. Проектом плана предусмотрено строительство жилья для жителей колхоза, из них в Ковране до 1990г. на 7 тыс. кв. м (на 14 млн. руб.) Кроме того, силами колхоза в Ковране построена школа-интернат на 192 учащихся с двумя спальными корпусами и столовой. Принято решение по строительству Дома Культуры на 300 мест, которую следует начать не ранее 1991 года. В связи с данным решением предлагался проект ительменского национального театра, с целым комплексом строений, отражающих быт древних камчадалов, который станет музеем под открытым небом в селе Ковран, автор Михаил Иосифович Угрин. Весь комплекс должен был размещаться у излучины реки Ковран, в 200-х метрах от клуба.

 

1987 г. – председатель сельского совета молодой и энергичный Олег Запороцкий, участник «круглого стола», на котором собралась интеллигенция села для решения насущных проблем: ительмены не знают родного языка, нет клуба для занятий ансамблю «Эльвель»

Из статей И.Каплина и Б. Киле:

«Ительменский хореографический ансамбль «Эльвель» создан в 1968 году при Доме культуры поселка Ковран под руководством Бориса Киле, Татьяна Евстроповна Гуторова – вдохновитель ансамбля, автор легенды «Эльвель». Первое выступление в 1970 г. в с. Тигиль, в юбилейном концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Ленина; в 1972г.- ансамбль стал лауреатом Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности; в 1982г. выступление в Москве на ВДНХ в творческом показе самодеятельного искусства народностей Севера; сегодня ансамбль «Эльвель» участник фестивалей и смотров всероссийского и международного уровня; объездила не только просторы нашей необъятной родины, но и покорила зарубежные страны – Канада, штат Юкон, международный фестиваль; США, г. Сан-Франциско, фестиваль этнических танцев, города Санта-Круз, Хенфлинг, Палас-оф-Файн Арт. Ему рукоплескали зрители Вьетнама (1988г.) и Германии (1996г.). С 1982 г. художественным руководителем и балетмейстером коллектива был Борис Александрович Жирков»

В 1999г. на базе самодеятельного танцевально-хорового ансамбля «Эльвель» был создан «Ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель» со штатом 14 человек, работающий на профессиональной основе. За многие годы существования ансамбля при нем работает детский коллектив-спутник «Сузвай». С декабря 1999 года обоими коллективами руководит Кручинина Лидия Кронидовна, которая постоянно обновляет репертуар коллектива. Ансамбль представляет самобытную культуру ительменского народа на престижных фестивалях в Норвегии, Франции (2001г.), Канаде, США (2002г)

 

1987 г.Из газетной статьи «Восхождение на «Эльвель»» В. Кравченко, член Союза журналистов СССР (управляющий в колхозе?) :

«Ковран – единственная точка на карте, где есть еще реальная возможность спасти, возродить и показать широкому миру удивительное и необходимое явление - традиционную культуру ительменов. Это развитие и сохранение ансамбля «Эльвель» - единственного ительменского хореографического коллектива, возглавляемого талантливым балетмейстером Борисом Жирковым, и изучение ительменского языка в школах Тигильского района, в частности в школе Коврана.

Одним из важных свидетельств возрождения национальной культуры явилось проведение массового праздника «Алхалалалай», который прошел в конце 1988 года в Ковране. Борис Житков, по сути, совершил важнейший шаг в развитии народных традиций. Поставив «Алхалалалай» прежде силами своего ансамбля на сцене, он сумел перенести его на улицы села, сумел вовлечь в действие многих жителей и детвору. Короче говоря, восхождение на «Эльвель» началось.»

Ительменский праздник «Алхалалалай», впервые проведённый на Камчатке в селе Ковран Тигильского района 25 лет назад, с тех пор он устраивается ежегодно. Ещё с древних времен ительмены праздновали конец лета и благодарили природу за дарованный ею урожай, принося дары рыбному богу Хантаю. В этот день можно было забыть обо всех заботах и полностью погрузиться в атмосферу праздника. По традиции на Алхалалалае надо корчить гримасы, отпугивая злых духов, и обязательно танцевать. Алхалалалай – это и традиционный танцевальный марафон, который с прошлого года приобрёл статус открытого первенства России по танцам коренных народов Севера Камчатского края.

1970-80-е годы – период активного обучения ковранцев в высших учебных заведениях. Перестроечные годы раскидали наших специалистов по всей Камчатке. «Алхалалалай» возвращает их на родину хотя бы на 7 дней, чтобы поддержать земляков, свой народ.

В этом же 1987 году восьмилетняя школа стала средней. В 1988 году была открыта новое здание школы, в котором учатся сегодняшние дети.

 

Село приходит в упадок

 

1997г. Из статьи «Как живешь, ительмен?» Н.Толман, члена Совета Возрождения ительменов Камчатки «Тхсаном»:

« В 60—70-х годах, конечно, колхозы и совхозы развивались, благосостояние жителей улучшилось. Но прошедший год (1996г.) поставил Ковран на еще более низкую планку нищеты. С Нового года до середины июля умерло 13 человек. Похороны за похоронами. Понаехали омоновцы в Ковран (1995г.), которые отобрали у старичков сети. Дед Стрельчиков не вынес, ушел из жизни. А браконьеры прячутся по кустам и продолжают свое черное дело. Но жизнь берет свое. Черемша, корюшка, цветущая тундра отвлекают от горестей. В один из таких солнечных дней в Ковран приехали канадцы, пожелавшие увидеть своими глазами жизнь исчезающего народа ительменов. Их познакомили с родовой общиной «Каврал», встретились с активом Совета Возрождения ительменов «Тхсаном», отведали национальную пищу, посмотрели разделку нерпы, посмотрели национальные танцы в исполнении ансамбля «Эльвель», побывали в краеведческом музее Ковранской школы, посмотрели видеофильмы о традиционном празднике «Алхалалалай». Также узнали, что у этого села нет перспективы развития. В селе нет врача, клуб сгорел, безработных – полсела…»

Таким образом 70-80-ые годы для Коврана являются периодом расцвета и процветания. 90-ые годы – период упадка, разрухи.

 

Что же переживает сегодняшний Ковран ?

 

В национальном селе Ковран (Тигильский район) впервые за последние 15 лет отметили ительменский обрядовый праздник «Вскрытие реки «Каврал». Это древний обычай, суть его заключается в следующем: местные жители радуются по случаю очищения реки ото льда и находятся в предвкушении богатой рыбалки. Чтобы задобрить реку и богов, на воду спускают кору тополя с кусочками сахара и хлеба. Ковран - небольшая река протяженностью всего около 100 километров. На берегах ее веками жили ительмены - прирожденные рыболовы. Кстати, на ительменском языке Ковран звучит как «Каврал». Традиционный праздник «Алхалалалай» проводится ежегодно. Продолжают радовать артисты ансамбля «Эльвель» своими зажигательными танцами и песнями жителей Коврана, Камчатского края и зрителей многих городов и селений России и ближнего и дальнего Зарубежья.

 

«Из исторической справки, составленной Н.А.Крамнистой,

главного специалиста по отделам архива администрации Тигильского района»

Сегодня в муниципальном образовании сельского поселения «с. Ковран» функционируют следующие учреждения, организации, предприятия, родовые общины: МБОУ Ковранская школа, директор школы Тихонова Светлана Юрьевна; в школе 34 учащихся, 10 учителей;

работает муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Ийаночх», заведующий садом Хан Наталья Ю-Сиевна, в саду 20 детей и 15 человек персонала;

СДК, руководитель Томенюк Ж.П.; районное муниципальное учреждение культуры ительменский фольклорный ансамбль «Эльвель»; ФАП, где в этом году проводится капитальный ремонт, сельская библиотека, библиотекарь Сенотрусова И.К.; отделение почтовой связи; администрация муниципального образования сельского поселения «села Ковран», председателем которого является Бей В. И. Родовые общины «Каврал», «Тхмехичен», «Чаечная» «Хэвлыч» занимаются традиционным ловом рыбы. Работает котельная, которая обеспечивает теплом жителей Коврана. В селе 3 магазина, ООО ИП «Комяков», ИП Поспелов, ИП Панков И.В.»; пекарня, пожарный пост, метеопост села Ковран и другие небольшие, но очень важные организации, которые поддерживают жизнь жителей сегодняшнего ительменского поселения Ковран.

На сегодняшний день (на 5 августа 2011г.) в Ковране живет 251 человек

Проделанная работа и использованная литература

1. С.П.Крашенинников «Описание земли Камчатки» в 2-х томах. Санкт-Петербург, «Наука», Петропавловск-Камчатский «Камшат», 1994г.

2. «История и культура ительменов» под ред. А.И.Крушанова. Ленинград «Наука» , 1990г.

3. Альбом газетных публикаций (вырезки статей), взятая в сельской библиотеке «Лучше нет моей Родины»

4. Альбом «О селах Тигильского района»

Опубликовано в группе «О малой РОДИНЕ с любовью...»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.