Методические рекомендации «Избавляемся от слов-паразитов»
ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ СЛОВ-ПАРАЗИТОВ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5. | Название ресурса | Избавляемся от слов-паразитов. |
6. | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7. | Дисциплина | Рекомендации универсальны, подходят для всех дисциплин. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
11. | Актуальность | Методические рекомендации актуальны, так как у многих студентов в речи присутствуют слова-паразиты. |
12. | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о методах и приемах борьбы со словами-паразитами. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 | https://www.psychologies.ru/standpoint/izbavitsya-ot-slov-parazitov-i-govorit-effektno-kak/ |
Избавляемся от слов-паразитов.
Величина проблемы.
Для избавления от слов-паразитов необходимо осознать масштаб проблемы. Для этого:
1) попросите друзей посчитать количество слов-паразитов, которые вы употребили в течение беседы;
2) запишите себя на диктофон.
После этих двух действий возможно осознать картину того, с чем боретесь и следить за прогрессом.
Контроль.
Далее следует сложный процесс контроля речи, но сложным он представляется лишь на начальном этапе. Потом контроль речи становится привычкой. Можно повысить уровень мотивации, если ввести награды для себя, например, систему баллов: каждое сказанное слово-паразит отнимает один балл, а каждое несказанное – прибавляет балл. Также можно ввести систему призов, например за 10, 20, 30 и так далее баллов.
Словарный запас.
На следующем этапе нужно расширять словарный запас, так как порой бывает сложно выразить свои мысли – он недостаточен.
Способы увеличения словарного запаса:
- чтение книг;
- подбор синонимов;
- игра в слова;
- составление собственного словаря;
- ведение дневника.
Каждый может выбрать для себя то, что больше нравится.
Пример.
Очень важно брать пример с лучших, а для этого желательно найти нескольких лекторов, спикеров, актёров, декламаторов, блогеров, чья речь вам по душе, вы считаете ее высоким образцом речевой культуры. Полезно создать плейлист с их выступлениями и прослушивать в свободное время - на слуху примеры грамотной речи.
Темп речи и паузы.
Темп речи может быть очень быстрым, слова могут «сливаться», «проглатываться», и на этом месте большая вероятность появления слова-паразита. В такой ситуации лучше замедлить темп речи и сделать короткую паузу - такие приемы помогают сосредоточиться на дальнейшем ходе мыслей.
Настрой на выступление/беседу.
Слова-паразиты могут возникать в связи с неуверенностью или волнением. В таком случае очень эффективна дыхательная гимнастика и небольшая репетиция речи. Во время выступления спокойно делайте паузы и «выдыхайте». Это намного лучше, чем вставлять слово-паразит или мычать.
Колышкина Елена Владимировна
Калягина Ирина Владимировна