Урок-практикум «Избирательное право в Российской Федерации»

3
0
Материал опубликован 2 June 2021

16







Степанова Надежда Ильинична, учитель истории и обществознания, ВКК

Сорокина Анастасия Аркадьевна, учитель истории и обществознания ПКК


МБОУ СОШ №112







Методическая разработка

Урок- практикум


Избирательное право в Российской Федерации















Новосибирск





Избирательное право в Российской Федерации.

Урок- практикум в 10 классе

Цель- углубить и систематизировать знания учащихся по избирательному праву в рамках подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Задачи: - знать основные теоретические вопросы по избирательному праву ;

- способствовать формированию потребности социально- активного поведения личности;

- формировать чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор;

- активизировать интерес у будущих избирателей к институту выборов;

- развивать умение аргументировано отстаивать свои интересы;

- формировать навыки практического применения приобретённых знаний и умений.

Методические рекомендации. Формы и методы обучения соответствуют возрастным и личностным особенностям учащихся. Используются активные формы обучения ( тренинг, ролевая и деловая игра, проблемные задачи, конкурсы). Акцент урока делается не только на передачу и воспроизведение готовых знаний, но и на практико- ориентированные задания, которые должны быть не только различными по сложности, но и побуждать к размышлениям и обобщениям, помогать в расширении и закреплении знаний учащихся по избирательному праву. Выполнение таких заданий с опорой на полученные знания будут способствовать развитию гражданской и политико- правовой культуры будущих избирателей.

Ход урока. I. Целеполагание. Учитель сообщает , что сегодня мы продолжаем изучение избирательного права и указывает цели и задачи урока.

II. Первичная проверка знаний, полученных в 9 классе. Вопросы:

1. Как гражданин может участвовать в управлении делами государства?

Ответ. Конституция РФ в ст.32 устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое решение они принимают на выборах, голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата.

2. Основные формы участия граждан России в управлении делами государства- это непосредственное( прямое) и представительное. Приведите примеры названных форм. Ответ. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Что такое референдум? Ответ. Всенародное голосование, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; проводится по особо важным вопросам государственной жизни. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

4. Что такое голосование? Ответ. Голосование- одна из форм участия граждан в политической жизни страны.

5. Назовите принципы современной российской избирательной системы и кратко их охарактеризуйте. Ответ. Гражданин РФ участвует в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Избирательное право является равным, каждый избиратель имеет лишь один голос. Выборы в РФ являются прямыми, т.е. граждане РФ голосуют на выборах и референдумах непосредственно. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого либо контроля за волеизлиянием гражданина. Избиратели голосуют в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого он проголосовал. Выборы и референдумы - это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

III. История выборов. На доске подготовлена таблица « История избирательного права в России», и в разброс написаны даты и имена правителей. Задание - правильно расположить их в таблице. Правильно выполнить это задание помогут знания по истории.

Законодательный орган

Дата создания или открытия

Имя правителя России

Земский собор

1549г

Иван IVГрозный

Правительствующий Сенат

1711г

Пётр I

Земства

1864г

Александр II

Государственная дума

1906г

Николай II

Учредительное собрание

5 января 1918г

В.И.Ленин

Федеральное Собрание

1993г

Б.Н.Ельцин

IV. Конституция РФ. Работа с текстом .

На проекторе выведена схема « Система органов государственной власти Российской Федерации»

Глава государства - Президент РФ
Законодательная власть Исполнительная власть Судебная власть

Федеральное Собрание РФ- Правительство РФ Суды РФ

парламент России- состоит Конституционный Суд

из двух палат: Совет Федерации Верховный Суд

и Государственная Дума Высший Арбитражный суд

На доске записаны статьи Конституции, по которым будут заданы вопросы, чтобы ускорить процесс работы с источником :

Ст. 32, Ст. 111 , Ст. 81, Ст. 109,Ст. 82, Ст. 117, Ст. 84, Ст.130,Ст. 96.Ст.3

Учащиеся находят правильные ответы и записывают их в тетрадь.

Задания по Конституции РФ:

1. Кто является носителем суверенитета и источником власти в РФ?

Ответ. Многонациональный народ.

2. Граждане России реализуют право на участие в голосовании на различных уровнях власти. Кого избирают в РФ?

Ответ. В РФ избираемыми являются Президент, депутаты Государственной Думы, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных собраний субъектов Федерации, депутаты органов местного самоуправления.

3. Какие избирательные права имеют граждане РФ?

Ответ. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Запись в тетради. Избирательные права граждан бывают активными и пассивными. Активное право- право избирать, а пассивное право- право быть избранными в указанные раннее органы.

Участие в выборах добровольное. Уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы , органы местного самоуправления называется абсентеизм.

4. На какой срок избирается Президент РФ?

Ответ. На 6 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании не более двух сроков подряд.

Дополнения учителя .

Процедура избрания Президента включает следующие этапы: назначение дня выборов Советом Федерации Федерального Собрания РФ; выдвижение кандидатов и их регистрация; предвыборная агитация; голосование ; определение результатов выборов; вступление в должность, с обязательным принесением присяги народу. Вступление избранного главы государства в должность называется инаугурация. Любопытно, что несмотря на то, что 7 мая 2018 года у нас уже была седьмая инаугурация ( 1991, 1996, 2000, 2004,, 2008, 2012), специального закона, регламентирующего эту церемонию, у нас не существует. В 82 ст. Конституции приведён лишь текст присяги, который произносит президент- 33 слова. Тем не менее , успели сложиться неписаные традиции. Церемония проходит в Андреевском зале Большого Кремлёвского дворца. Вначале в зал входят солдаты Президентского полка, облачённые в форму XIX в. Они вносят символы президентской власти- штандарт и знак президента ( уникальная копия ордена « За заслуги перед Отечеством» I степени) В 12 часов дня с боем курантов в зал входит избранный президент. Н подходит к трибуне, где его ждут Председатель Конституционного суда ( он принимает присягу) и спикеры обеих палат парламента. Президент произносит присягу, и Председатель КС передаёт ему символы власти. Именно с этого момента глава государства считается официально вступившим в должность. Церемония обычно завершается краткой речью президента и салютом на Кремлёвской набережной. После инаугурации президент принимает парад Президентского полка, а затем посещает торжественный молебен в Благовещенском соборе Кремля. Потом в Кремлёвском дворце устраивается торжественный банкет для гостей. С 2000 года В.В.Путин заложил традицию торжественного прохода через анфиладу парадных залов Большого Кремлёвского дворца. Новшеством 2018 года стало приглашение на инаугурацию молодёжи.

По возможности церемонию инаугурации можно подготовить заранее учащимися в виде презентации.

5. Кто назначает выборы в Государственную Думу? Ответ. Президент РФ

6. На какой срок избирается ГД, её состав ? Ответ. На 5 лет, состав 450 депут.

V.Объяснение учителя. Записи конспекта.

В РФ используются различные избирательные системы. Основными видами избирательной системы являются: мажоритарная ( голосование по одномандатным округам) и пропорциональная ( голосование по партийным спискам) системы. Остальные в той или иной степени представляют собой смешение элементов этих двух систем. Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам. Избирателям предлагают несколько списков кандидатов, составленных в соответствии с их партийной принадлежностью .( КПРФ, Единая Россия, ЛДПР, Справедливая Россия). Избиратель отмечает список той партии, которой сочувствует ( иногда ему предоставляется право отметить в списке предпочитаемой им партии конкретного кандидата) . При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных голосов. Для определения количества мандатов той или иной партии определяется так называемый избирательный метр- наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. В этом суть действия пропорциональной избирательной системы. Достоинства- отражает интересы меньшинства населения. Обеспечивает более справедливое, чем мажоритарная, соотношение между полученными голосами и местами в парламенте . Недостатки- избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера партии. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе.

Мажоритарная система подразумевает определение результатов голосования, при котором избранным считается кандидат( или список кандидатов по партиям, блокам), получивший по данному избирательному округу ( части территории страны) большинство( абсолютное или относительное) голосов. При этом избирательные округа являются одномандатными, т.е. по ним может быть избран лишь один депутат или депутаты только по одному списку. Остальные кандидаты оказываются проигравшими. Достоинства заключаются в том, что она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. Избиратели голосуют за конкретного человека. Кандидаты знают хорошо положение дел в своих округах. Недостатки- при её использовании меньшинство граждан, исповедующих иные политические взгляды, оказываются никем в парламенте не представлены. В РФ используется смешанная избирательная система ( мажоритарно- пропорциональная). Президент РФ избирается по мажоритарной системе. В случае, если никто из кандидатов не набирает абсолютного большинства в первом туре, проводится второй тур, в котором окончательно определяется победитель. Места в Государственную Думу распределяются по пропорциональной системе. Достоинства- формируется действительно представительный парламент. Недостатки- в большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов. Партии не отражают в полном объёме интересы своих избирателей. Идеальных избирательных систем не существует.

VI.Закрепление изученного материала.

Работа по карточкам. Задание. Установите соответствие.

Значения Понятия

А. Формирование органов власти из 1. Референдум

представителей общественных объединений

в зависимости от числа набранных голосов

Б. Избрание представительных органов власти 2. Пропорциональная

по одномандатным избирательным округам избирательная система

большинством голосов

В. Конституционное право граждан РФ избирать 3. Предвыборная агитация

и быть избранным в органы государственной

власти и выборные органы местного самоуправления

Г. Деятельность граждан РФ, общественных 4. Мажоритарная

объединений по подготовке и распространению избирательная система

информации , имеющей целью побудить

избирателей принять участие в голосовании за тех

или иных кандидатов( списки кандидатов) 5. Избирательные права

Д. Всенародное голосование по наиболее граждан

важным вопросам государственной и

общественной жизни.

Ответ.А2,Б4, В5,Г3,Д1.

VII.Тренинг. Умей убеждать.

Каждому человеку в жизни обязательно пригодится умение убеждать других людей. Особенно важным это умение является для будущих политиков. Представьте, что перед вами ученик с самыми средними способностями и низкой успеваемостью. Ваша задача : за 3 минуты привести как можно больше аргументов, которые могут повлиять на развитие у него мотивации к учению.

VIII. Игра «Голосование»

Подготовлены распечатанные тексты на отдельных листочках ( карточках), которые учащиеся должны расположить на доске в нужной последовательности правильного порядка голосования.

Содержание карточек :

1. Предъявление избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт, в участковую избирательную комиссию;

2. Подпись избирателя в соответствующей графе списка избирателей после получения избирательного бюллетеня ( документ, выдаваемый избирателю для участия в голосовании на выборах, лично им заполняемый, на основании которого устанавливается волеизлияние избирателя) ;

3. Личное присутствие и голосование избирателя в день выборов на своём избирательном участке;

4. Внесение в список серии и номера паспорта избирателя и проверка избирателем правильности произведённоё записи;

5. Заполненный избирательный бюллетень опускается в урну для голосования;

6. Голосование проводится в отдельной кабине путём внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, соответствующий выбору избирателя;

7. Получение избирателем избирательного бюллетеня.

Ответ. 3, 1, 4, 7, 2, 6, 5.

IX. Беседа. 1. У нас в стране проводятся выборы Президента, парламентские выборы ( выборы в Государственную Думу), выборы в законодательные собрания регионов, выборы в органы местного самоуправления.

Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь и жизнь вашей семьи? Объясните почему.

Что закон называет территориальным местным самоуправлением?

Направления деятельности ТОС. Какие вы знаете ТОС на территории, где вы проживаете, что сделано по их инициативе?

Ответ. ТОС- это самоорганизация граждан по месту жительства на части территории поселения, внутригородской территории города, внутригородского района. Созданы для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. В основном это забота о своём доме и отстаивание интересов жителей. В деятельности ТОС можно выделить 5 основных направлений, которые всегда присутствуют в жизни дома- хозяйственная сфера, финансово- экономическая, социально- культурная, информационная и организационная.

В основном учащиеся называют ТОС- «Больничный городок», «Пятый» и «Плановый». Учащиеся нашей школы всегда активно участвуют во всех мероприятиях ТОС по уборке территории, её благоустройству, праздниках, спортивных мероприятиях.

2. В этом году нашей школе исполнилось 60 лет. Поздравить с юбилеем школы к нам пришли представители власти – губернатор, мэр, депутаты Законодательного Собрания НСО, депутаты Совета депутатов

г. Новосибирска.

Задание. А) Кто сегодня является губернатором НСО? ( с 2018 года А.Травников)

Б) Назовите губернаторов НСО ( В.Муха, В.Толоконский , В.Юрченко, В.Городецкий, А. Травников). С 1991 года Главы администрации ( В.Муха, И.Индинок)

В). Кто мэр города? ( с 2014 года А.Локоть) Выборы намечены на сентябрь 2019 года.

Задание. На проекторе учитель показывает фото депутатов, которые работают в нашем округе , в микрорайоне ОбьГЭС. Учащиеся называют их фамилии и по возможности самые значимые дела.

Ответ. А.Андреев, А. Кондрашкин, Ю.Фоломкин, А.Фельдбуш.

X. Проблемная задача. ( в качестве домашнего задания, если не хватит времени на уроке)

Предлагается для обсуждения следующая проблема. «Молодёжь и её участие в выборах: формы и методы повышения электоральной активности» Электорат- население, которое может принимать участие в выборах.( запись в тетради). Школьникам предлагается обсудить причины этого явления и предложить способы повышения активности этой категории избирателей. Что может в дальнейшем повлиять на вашу активность в выборах. Например, настроение в день выборов, друзья, семья, их активность, просто не хочу идти в выходной день на выборы, ничего не повлияет, буду голосовать всегда

XI. Заключительное слово учителя. Мы изучили и рассмотрели почти все вопросы по избирательному праву в РФ, которые встречаются на ЕГЭ. Вам необходимо всё это выучить и закрепить при решении тестовых заданий. Наш урок заканчивается, но ваша жизнь только начинается. В этой жизни вам часто придётся сталкиваться с ситуацией выбора. И от вашего выбора будет зависеть не только ваша дальнейшая судьба, но и судьба ваших близких, друзей и даже судьба государства, а возможно, и всего человечества. Хотелось бы, чтобы, став совершеннолетними, вы помнили, что кроме прав каждый человек имеет ещё и обязанности. Это обязанности перед своими близкими, друзьями, обществом, в котором вы будете жить.

Одна из таких обязанностей- быть настоящим гражданином, сыном, дочерью своего Отечества. Для этого надо проявлять политическую активность, интересоваться жизнью общества и на избирательном участке делать правильный выбор, поддерживая самого достойного кандидата. Если вы этого не сделаете, то решение за вас примут другие. Участие в выборах- это не только ваше конституционное право, но и ваш гражданский долг.

XII. Проверочные тесты по изученной теме.

1. Круг избирателей, голосующих на выборах за определённую политическую партию.( электорат)

2. Выставлять свою кандидатуру на выборах. ( баллотироваться)

3. Документ, который каждый избиратель получает на избирательном участке. (бюллетень)

4. Лицо, выдвигаемое в установленном законом порядке в качестве претендента на занимаемую посредством выборов должность. ( кандидат)

5. Форма общественной власти, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти. ( демократия)

6. Деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него, них. ( агитация)

7. Уклонение избирателей от участия в выборах. ( абсентеизм).

8. Что такое активное избирательное право? ( право избирать)

9. Что такое пассивное избирательное право? ( право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления)

10.Назовите дату принятия Конституции РФ ( Принята на референдуме 12.12. 1993г)

11.Соотнесите принципы избирательного права в РФ с их характеристиками.

Принципы Характеристики

1. всеобщее а) избиратели голосуют на выборах «за» или

«против»кандидатов непосредственно

2. равное б) никто из голосующих не получает каких-

либо преимуществ, каждый имеет и отдаёт

только один голос

3. прямое в) избирать имеют право все, кроме категории

граждан специально оговоренных в законе

4. тайное голосование г) какой- либо контроль за волеизъявлением

исключается.

Ответ. 1в, 2б, 3а, 4г.

12. Выберите верные суждения о выборах в демократическом государстве.

1. Принцип «народ- источник власти» проявляется в свободных альтернативных выборах в демократическом государстве.

2. Только в демократическом государстве представительные органы государственной власти формируются посредством выборов.

3. Участие в выборах в демократическом государстве являются обязательным.

4. Демократическое государство гарантирует всеобщие и равные выборы.

5. Выборы в демократическом государстве могут осуществляться на национальном, региональном и муниципальном уровнях.

Ответ. 145.

13. В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что в этом государстве развивается демократия?

1. утверждение всеобщего избирательного права

2. создание многопартийной системы 3. введение обязательной идеологии

4. создание новых СМИ 5. защита прав и свобод личности

6. осуществление цензуры в СМИ. Ответ. 125.

14. Выберите верные суждения о пропорциональной избирательной системе.

1. Избиратели голосуют по партийным спискам

2. Граждане наделяются правом самовыдвижения в кандидаты

3. Правом выдвижения кандидатов наделяются политические партии

4. Для избрания кандидату необходимо получить большинство голосов участвовавших в голосовании избирателей.

5. Партия получает число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за её кандидатов на выборах.

Ответ. 15.

15. Гражданка России Д. решила выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента РФ. Однако, ознакомившись с её документами, избирательная комиссия отказала ей в регистрации. Найдите в списке возможные причины отказа.

1. гражданке Д. недавно исполнилось 30 лет

2. гражданка Д. не является гражданкой РФ по рождению

3. гражданка Д. является атеисткой

4. гражданка Д. на территории РФ постоянно проживает 3 года

5. гражданка Д. не имеет высшего образования.

Ответ. 14.

16.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «избирательная система»? Составьте 2 предложения: одно, содержащее информацию о типах избирательных систем, и одно, раскрывающее один из признаков любой из этих систем.

Ответ. 1. Смысл понятия, например, «избирательная система- это порядок выборов депутатов в представительные органы»

2. одно предложение, содержащее информацию о типах избирательных систем, например, « Различают мажоритарную и пропорциональную избирательные системы»

3. одно предложение, раскрывающее один из признаков любой системы, например, «Пропорциональная избирательная система предполагает голосование за партийные списки»

17. Установите соответствие между элементами избирательного права и выборами в РФ.

Элементы избирательного права Выборы в РФ

А. Выборы проводятся по мажоритарной 1. Президента РФ

избирательной системе 2. Депутатов ГД

Б. Кандидатами являются граждане РФ, достигшие

возраста21 года

В. Выборы проводятся по смешанной избирательной системе

Г. Кандидаты должны постоянно проживать в РФ не менее 10 лет

Д. Кандидатами являются граждане РФ, достигшие

возраста 35 лет.

Ответ.А1, Б2,В2,Г1,Д1.

18. В государстве А. был принят новый закон о выборах. Найдите в перечне факты, которые свидетельствуют об утверждении в государстве А мажоритарной избирательной системы.

1. установлено всеобщее, равное и прямое избирательное право

2. баллотироваться могут члены политических партий и независимые кандидаты

3. депутаты нижней палаты парламента должны получить большинство голосов избирателей в своём избирательном округе

4. регулярные выборы главы государства и парламента осуществляются на альтернативной основе

5. установлен пятипроцентный избирательный барьер

6. проводятся выборы местного самоуправления.

Ответ. 23

19. Участие граждан РФ в выборах и референдуме является

1. обязательным, но почётным 2. свободным и добровольным

3. желательным и контролируемым 4. независимым, но подотчётным

Ответ. 2.

20. С какого момента мэр города Новосибирска приступает к исполнению полномочий?

1. с момента официального опубликования результатов выборов

2. с момента принесения им присяги

3. с момента принятия Новосибирской городской муниципальной избирательной комиссии решения о результатах выборов мэра города Новосибирска. Ответ. 2.


Литература.

1. Азбука избирателя. Избирательная комиссия Новосибирской области. Новосибирск, 2014

2. Барабанов В.В. Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ, М, АСТ, 2017

3. Боголюбов Л.Н, Матвеев А.И Обществознание. Учебник для 9 класса, М, Просвещение, 2011

4. Боголюбов Л.Н и др. Обществознание. 10 класс, М, 2012

5. Баранов ПА, Шевченко С.В. Обществознание. ЕГЭ . подготовка к экзамену. М, АСТ, 2017

6. Иванов Г. Время церемониться. Статья в газете «Аргументы и факты», №18, 2018 г.

7. Конституция РФ, Новосибирск, 2016

8. Кравченко А.И, Певцова ЕА. Обществознание. 9 класс.

9. Лазебникова А.Ю, Коваль Т.В. Обществознание. ЕГЭ. Типовые тестовые задания. М, Экзамен, 2018.

10. Первый по праву. О статусе Президента РФ. Избирательная комиссия Новосибирской области. Новосибирск, 2017












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.