Мастер-класс для уроков труда в начальной школе «Изготовление ежа из сосновой шишки»
Ярошинская Светлана Эдмундовна
Учитель начальных классов КОУ «Адаптивная школа № 12» г.Омска
Тема урока: Изготовление ежа из сосновой шишки.
Цель: научить обучающихся, изготавливать поделку «Ёж» из сосновых шишек и пластилина.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умений лепить и в правильной последовательности соединять детали;
- закрепление знаний о правилах работы с пластилином;
-ознакомление с диким животным ежом.
Коррекционно - развивающие:
-развитие внимательности при рассмотрении образца;
- развитие мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
- воспитание аккуратности, терпения в работе, интереса к лепке;
-воспитание любви к природе.
Оборудование: презентация, картинки.
Оборудование для учащихся: сосновые шишки, пластилин, стек, салфетки, подложка.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Улыбнулись, подтянулись.
Начинается урок.
- Начинаем ребята урок ручного труда. Но сначала ответим на вопросы:
Какое сегодня число? День недели? Время года?(осень)
Кто назовет осенние приметы?
(похолодало, стали часто идти дожди, птицы улетают на юг; желтеют, краснеют, опадают листья; пожелтела трава, вода в реках и озерах стала холодная. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу)
Назвать все осенние месяцы.
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сегодня на уроке вам понадобятся: пластилин, подложка, специальный нож для пластилина, который называется стек, сосновые шишки, салфетка.
У нас главное правило на уроке: «Кто старается, у того и получается».
Учимся работать аккуратно, старательно, терпеливо.
Мы сегодня на уроке мы познакомимся с интересным зверьком. Попробуйте догадаться кто это? Проведем игру
Игра «Четвёртый лишний»
Посмотрите на экран. Что лишнее и почему?
(лишняя картинка ёжа)
Почему?
(потому что ёж – дикое животное, а корова, кошка, собака – домашние животные)
Отгадайте загадку:
Лесом катится клубок
У него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами.
На спине иголки длинные и колкие.
А свернется он в клубок - нет ни головы ни ног.
Кто это? Правильно Еж.
Описание ежа:
Еж – дикое животное, живущее в наших лесах. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрытая короткими серыми волосками. Черные, как бусинки, глаза кажутся внимательными и умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный! Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. На спине ёж носит колючие иголки. А как же ему без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернется ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй-ка, съешь его.
Загадки:
1) Словно ёлка,
Весь в иголках
2) Нос, как у свинки,
Да колки щетинки
3) Нам нужны иголки для шитья
А кому нужны иголки для житья?
Физминутка:
Хитрый ежик- чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в лесу по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу – всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам.
II.Основная часть.
Постараемся и мы сделать своими руками подделку, а именно ежика.
для изготовления ежика нам понадобятся сосновые шишки, пластилин, стек, салфетки, подложка.
Выполнение под руководством учителя по образцу:
Посмотрите на картинку ежа.
Какая у него голова?
Какой у него носик? Какие ножки?
Инструкция:
Давайте повторим правила работы с пластилином:
работать на подложке, чтобы не испачкать парту и одежду;
перед работой нужно размять пластилин;
после работы с пластилином руки нужно вытереть салфеткой.
Правила работы с природным материалом:
соблюдать осторожность при работе с шишками, чтоб не обрезать пальцы об чешуйки;
не мусорить.
Правила личной гигиены.
работать на подложке.
следить за чистотой рук.
после работы убрать рабочее место, вымыть руки с мылом.
Ребята, расскажите ёжику как подготовить пластилин к работе?
( отрезать нужный кусок пластилина, хорошо размять его в руках)
Чем можно разрезать пластилин?
( специальным ножиком - стэком)
Как слепить шарик?
(скатать его между ладошками, слегка нажимая на пластилин)
Как слепить маленький шарик?
(отрезать от пластилина часть по меньше и скатать её между большим и указательным пальчиками)
Как слепить колбаску (жгутик)?
(раскатать часть пластилина между ладошками или на подложке)
1 этап: Что нужно сделать сначала?
Сначала сделаем из пластилина голову.
Затем сделаем из пластилина 4 лапки.
Потом сделаем носик и глазки.
Сделаем яблоки и грибы.
2 этап:
Теперь присоединяем голову к туловищу. Примазываем.
Соединяем ноги и туловище.
Присоединяем носик и глазки.
И на иголки ёжа насаживаем яблоки и грибы.
Игра «Кто живет в лесу?»
Ежик так долго шёл, что забыл всех своих друзей, которые живут с ним в лесу.
Давайте поможем ему вспомнить. Кто живет в лесу?
Задание для развития памяти:
А чтобы у ёжика была хорошая память, мы вместе с ним сделаем задание.
Посмотрите внимательно на картинку. Что на ней нарисовано?
Запомните все детали. Через несколько секунд я отверну картинку, и вы по памяти расскажите всё, что запомнили.
(лиса, медведь, заяц…)
Ура! Ёжик вспомнил!
Молодцы, теперь у нас будет хорошая память. Ёжик говорит вам: «Спасибо»!
3 этап: презентация своей работы (обучающиеся рассказывают о своей подделке)- оценивают сами и другие учащиеся.
Молодцы! Какие красивые работы у вас получились!
III. Итог урока.
1. Выставка работ.
Вы довольны своей работой? Что получилось? Какие трудности возникли?
2. Рефлексия.
Получившегося ежика, в отличие от настоящего, можно смело брать в руки. Он не будет шипеть, и сворачиваться в клубок, предупреждая об опасности. Этот герой никуда не убежит от маленького хозяина, а благополучно простоит всю осень и даже зиму. Ёжик из шишки не впадает в спячку. Он готов с детьми встречать зиму и новогодние праздники.
Ребята, вы очень хорошо работали на уроке! Молодцы!
Я желаю всем хорошего осеннего дня!
Урок закончен, всем спасибо.
Убираем рабочее место.
Интернет-ресурсы:
1.http://ped-kopilka.ru/blogs/valentina-sotnikova/chto-mozhno-raskazat-rebenku-o-ezhah.html
2. https://ipodelka.ru/osennie-podelki-svoimi-rukam