Изготовление панно «В гостях у лета»
Изготовление панно «В гостях у лета»
(мастер-класс по технологии)
Автор: учитель начальных классов МКОУ «Богдановская ООШ» Штукатурова Ольга Львовна, Тульская область
В базисном учебном плане в обязательной части на технологию в 1- 4 классах отведён только 1 час (в предыдущих – 2 часа). Этого недостаточно для формирования прикладных умений и навыков, для развития художественного творчества. Надо учитывать и потребность детей младшего школьного возраста в данном виде деятельности. Поэтому целесообразно проводить во внеурочной деятельности занятия по технологии.
Цель внеурочной деятельности по технологии – оптимальное общее развитие каждого ребёнка средствами предметно-практической деятельности.
Одна из задач курса – формирование способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности. Учитель сам выбирает программы и учебные пособия для проведения занятий. Разнообразие пособий даёт возможность на основании приведённых технологий придумывать новые изделия с учётом возможностей класса.
Представлю изготовление панно «В гостях у лета» из солёного теста. Данное изделие можно изготовить и на уроке технологии по теме «Работа с пластилином», т.к. оно может стать прекрасным подарком ко многим праздникам. Учитель решает в каком классе лучше изготовить данное панно, т.к. это зависит от возможностей класса и поставленных целей.
Рассмотрим один из вариантов работы по данной теме.
Занятие можно начать с беседы про любимое время года. Подвести детей к летней поре. Предложить им закрыть глазки и вспомнить какую-либо ягодку.
Можно прочитать загадку или стихотворение о клубнике (на выбор учителя):
Клубника
Клубника поспела!
Вся грядка горит,
Так сладко к себе
Ароматом манит.
- Бабуля!
Я буду тебе помогать!
Но ты разреши
Хоть клубничку сорвать.
Клубничка
Я - не птичка-невеличка.
Я – полезная клубничка.
Кто подружится со мной –
Не простудится зимой!
Клубника
Что у грядки столько крику?
Собираем мы клубнику!
У кустов усы гусара,
С южным ягодки загаром!
Загадка
Это ягодка на грядке
С детворой играет в прятки.
В красном платье в чёрных точках
Притаится под листочком
И следит оттуда зорко -
Не идёт ли кто с ведёрком!
Ведь она так бархатиста,
Ароматна и душиста!
Так сочна, на вкус что мёд!
Сразу просится нам в рот!
И кладут без сожаленья
Все в компот её, в варенье.
- Мне, дружочек, подскажи-ка,
Что за ягодка? – (Клубника!)
Следствием беседы станет вопрос: «Вы хотите сохранить частичку лета?»
Желательно детям показать иллюстрации, фотографии ягод. Дальше дети приступают к работе, на неё отводится 2 часа:
1 -й час – изготовление заготовок и их сушка;
2- й час – сбор композиции.
Рассмотрим этапы выполнения изделия
1. Приготовление теста.
Для теста понадобиться:
пшеничная мука – 1 ст.
мелкая соль – 1 ст.
вода – ½ ст.
подсолнечное масло – 1 ст. ложка, можно добавить немного клея ПВ
2. Тщательно вымесить тесто из всех ингредиентов. Тесто не должно
прилипать к рукам!
3. Приготовленное тесто разделить на две части.
4. Добавить гуашь, находящуюся в пастообразном состоянии. Получаем кусочки зелёного цвета и красного Тесто можно сразу не делать цветным. Покрывать краской после сушки или до неё.
5. Делаем ягодки, листочки, усики. Можно пользоваться шаблонами. Целесообразно использовать знания детей с основными элементами хохломской росписи, а также городецкой.
6. Сушка заготовок. Можно сушить естественным путём, а можно использовать фен.
7. Покрытие деталей лаком для дерева. В процессе раскрашивания заготовок можно включить песни «Лето», «Песня о лете», «Живёт повсюду красота», «Улыбка» для создания эмоционального фона.
8. Собрать композицию. Из приготовленных деталей можно создать разнообразные композиции, сочетая фон и местоположение. Работать можно индивидуально, в паре.
9. Приклеить на основу в рамке.
В конце занятия организуется выставка детских работ.
Примечание: фотографии этапа работы и изделий сделаны автором мастер - класса.
Потамошнева Наталья Алексеевна