12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна Валерьевна185
Художник-преподаватель
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Методические рекомендации к уроку.

«Изображение натюрморта из фруктов в технике сухой пастели»

Крупеня Анна Валерьевна

преподаватель художественного отделения

МБУ ДО «ДШИ им. Е. М. Беляева»

г. Клинцы, Брянская область

В данной методической рекомендации, делюсь своим опытом в работе таким художественным материалом как сухая пастель.

Пастель – это уникальная техника изобразительного искусства. С графикой ее роднит использование линий и штриховки в процессе работы, а с живописью – большое разнообразие выразительных возможностей.

В программе ДШИ уделяется достаточное количество часов для развития живописных навыков у детей, особенно, тех, кто учится по программе «Живопись», но хотелось бы предложить немного другой подход к изображению натюрморта. Обычно выбирают ограниченную гамму из 4 цветов. Для развития живописных навыков, можно выбрать более широкую цветовую палитру из всех цветов, которые имеются у учащихся. Это сделает работу более живой, поможет развить навыки штриха, а также лучше видеть цвет.

Перед началом урока необходимо провести беседу с учащимися о значении выбора бумаги. Она должна быть рельефной фактуры, так как цветовой пигмент должен хорошо закрепиться на основе. В качестве альтернативы допускается выбор бумаги для акварели. Пастельная бумага должна обладать довольно высокой плотностью, так как мелок может повредить слишком тонкую основу. Также можно рисовать на почтовой бумаге, картоне, наждачной бумаге. Важен при выборе бумаги, правильно подобранный цвет основы, который повлияет на всю композицию в целом. Для изображения натюрморта подойдут нейтральные бежевые, коричневые, серые оттенки. Также необходимо подсказать, что существуют различные фирмы производители бумаги для пастели, она может быть разной по структуре и какая- то подойдет лучше для рисования именно сухой пастелью.

Далее расскажите о структуре самого мелка, какая бывает пастель (в виде мелка или карандаша), какие существуют виды пастели (восковая, сухая, масляная, акварельная), чем они отличаются друг от друга, а также их цветовые свойства.

Познакомьте учащихся, о том, какие еще материалы могут понадобиться при работе над рисунком (например, бумажная растушевка, кисточка «Белка», губка, ватный диск) и как их использовать.

Изображение натюрморта из фруктов

Для написания картины потребуется:

- бумага для пастели (я выбрала фирму «Canson»);

- сухая пастель (я выбрала фирму «Сонет»).

Интересный рисунок получится, если выбрать фрукты контрастных цветов. Для своего натюрморта я выбрала 4 фрукта: гранат, зеленое яблоко, хурма и красное яблоко. Фрукты в своем натюрморте я положила на окно. Вашим вариантом могут быть фрукты на тарелке.

Этапы работы над натюрмортом.

1 этап. Иногда в начале работы художник намечает простым карандашом, то, что он хочет изобразить. Дело в том, что этот натюрморт не сложный, поэтому я начинала свой рисунок с изображения формы самим мелком нейтрального цвета, который не слишком отличался от цвета бумаги. На первом этапе работы мы компонуем на формате свое изображение, намечаем падающие и собственные тени.

2 этап. Следующий этап работы – это нанесение основного цвета фруктов. Цвет можно накладывать штрихом или пятном и немного растушевывать. В начале работы лучше начинать основными цветами ( на моем рисунке – это зеленый для яблока, оранжевый для хурмы, красный для яблока, малиновый для граната), а потом переходите к другим, менее распространённым в рисунке.

Начальный этап работы предполагает растушевку кончиками пальцев. Так вы лучше почувствуете материал. Растушевкой вы сможете добиться мягких и перистых эффектов. Растягивать рисунок можно при помощи плоских кисточек или кусочков губки.

В продаже предлагаются бумажные растушевки разных размеров и сделаны они из мягкой намотанной бумаги. Также вы можете пользоваться микропористыми губками-аппликаторами. Они бывают разных форм. Для растушевки подходят мягкие кисточки из натуральных волос пони. Некоторые пользуются ватными палочками, дисками. Также важно приобрести ластик для пастели или клячку.

3 этап. Работать нужно от цельного к подробному. Нельзя дробить, выделять и тем более обводить по контуру объект так, чтобы тот выделялся. Картина должна быть объёмной и ровной. Выделите яркие и тёмные моменты, потом постепенно конкретизируйте их.

4 этап. Соблюдайте структуру светотени, на начальных этапах обозначьте её. Чуть размажьте полученный результат, чтобы выполнить «подкладку», похожую на подмалёвок. Далее можно начать прорабатывать детали.

5 этап. Необходимо подобрать цвет для окна, обозначить форму рамы, заполнить цветом. Для обозначения цвета стекла я выбрала : охру, серый, немного голубого цвета. Также изображаем и то, что может быть видно за окном. Слишком стекло не детализируйте, обобщите цветом.

6 этап. В завершение работы добавляем блики на фрукты. В данном натюрморте фрукты теплого цвета, поэтому тени от фруктов падают холодные (сине-зеленого цвета). В зависимости от расположения фруктов тени ближних фруктов более контрастные.

Пример работы, которая получилась у меня. Работу можно считать законченной в 2 вариантах (см. фото). Она может выглядеть либо как этюд (за 2-3 урока) или как завершенный рисунок, который выполняется за большее количество часов.

t1622357020aa.png t1622357020ab.jpg

Фото 1. Этюд

Фото 2. Завершенный рисунок.

В завершение урока, ученикам необходимо рассказать, как закрепить и оформить работы после их написания. Существуют специальные фиксативы (лаки) для закрепления цветового пигмента, чтобы в дальнейшем работа дольше сохранила свою яркость и четкость штриха. Также фиксативы есть различных производителей, они отличаются и по цене и по свойствам, это тоже необходимо понимать при выборе. Оформлять работу в технике сухая пастель лучше под стекло или пластик в раму, так она лучше сохранится.

Список литературы

Пастель: полное руководство для художников / Ольга Абрамова. – Москва : Эксмо, 2020. – 128 с.: ил. ISBN 978-5-04-095695-1



Пастель. Пленэр.: книга посвящена технике пастели применительно к пленэрным пейзажным зарисовкам и содержит иллюстрации - пастели автора : [альбом] / Сергей Усик. - Санкт-Петербург : Артек, 2013. - 79 с. : ил., цв. ил., портр. - ISBN 978-5-905059-35-3: Б. ц.

Пастельная живописьРусская реалистическая школаучебное пособие для вузов : 16+ / Ю. Ю. Дорофеева, А. А. Моисеев. - Москва : ВЛАДОС, 2014. - 95 с., [16] л. цв. ил., портр. : ил., портр.; 23 см. - (Изобразительное искусство).; ISBN 978-5-691-01942-5





4


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.