Конспект урока ИЗО «Изображение предметного мира — натюрморт» (6 класс)
Технологическая карта урока
изобразительного искусства деятельностного формата
Проект урока разработан:
Черепанова Л.А.
МБОУ «СОШ №84», г. Барнаул
Класс 6
Предмет ИЗО
Тема урока «Изображение предметного мира — натюрморт»
Планируемые образовательные результаты/критерии успеха |
|
Личностные |
формировать осознанное, уважительное отношение к предметному миру, воспитывать эстетические чувства, получая впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира |
Метапредметные |
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем, самостоятельно планировать пути достижения целей, анализировать, понимать и принимать задачу групповой работы, участвовать в оценочной и презентационной деятельности |
Предметные |
приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов; осваивать простые композиционные умения организации плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа; уметь выделить композиционный центр; приобретать навыки художественного изображения способом аппликации |
Цели урока |
|
Личностные |
создание условий для осознания ценности и красоты окружающего предметного мира, формирование эстетического чувства, «умеющего выделять» прекрасное в повседневности. |
Метапредметные |
развитие навыков самоорганизации, навыков работы в группе, навыков самопрезентации, аналитических и оценочных умений |
Предметные |
приобретение знаний по значению термина «натюрморт», его видах и умений по композиционному построению натюрморта |
Замысел взаимодействия на уроке
Структура урока/этапы деятельности |
Содержание взаимодействия |
Примечания (краткий комментарий относительно приёмов для включения в образовательный процесс обучающихся) |
|
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
||
Орг.момент
|
Слушают учителя. отвечают на вопросы, участвуют в беседе, делятся личным опытом,
Натюрморт
Изображение предметов, вещей, цветов….
В музеях, на страницах учебника, на школьных выставках, …дома, на даче (они еще не картины, но мы уже чувствуем их красоту)
Бережное отношение к предметному миру. Уважение к предметам быта, обихода, истории. Воспитание аккуратности.
|
«Если видишь на картине Чашку кофе на столе Или квас в большом кувшине, Или вазу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это…»
Так, что же такое натюрморт?
Поделитесь личным опытом, где вы встречались с натюрмортом?
А зачем нам это знание, зачем нам видеть красоту в простых, иногда обыденных вещах?
|
Рифмованное начало урока
|
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения |
работают с учебником, выявляют противоречие, участвуют в дискуссии
Натюрморт – мертвая натура (фр.) или тихая жизнь вещей (голл.)???
|
Красоту мира видели и отражали художники разных стран и народов, разных эпох и направлений
Откройте учебник, стр. 60, прочитайте определение натюрморта. Вы увидели некоторое противоречие?
Так, кто же все-таки прав в определении? «натюрморт» это: 1) механическое изображение неодушевленных предметов 2) изображение предметов, которые продолжают жить и в чем же эта жизнь? 3) или возможно какое – то иное мнение??? |
Столкновение противоречий
|
Постановка учебной задачи
|
Работа у доски желающих по очереди, остальные помогают с места.
Много предметов, хватает на более чем 4 картины, расположены хаотично, они не выставлены композиционно, не указан главный предмет…. Вдохновение, идея, замысел, композиция,…… |
С терминами мы познакомились. Предлагаю поработать с видами натюрмортов. Перед нами на электронной доске разнообразные изображения, необходимо разнести их в таблицу по номинациям натюрморт: аллегорический, со снедью, ботанический, бытовой
Предметы расставлены, а получились ли картины? (...почему нет?)
Определяем, что необходимо помимо набора конкретных предметов, для создания натюрморта.
|
Создай коллекцию |
Решение учебной задачи |
Работа в группах Задание группы в конвертах по тем же номинациям, что на доске (жеребьевка). Внутри листы для фона, шаблоны для аппликации.
|
Постараемся исправить ошибки, для чего поработаем в группах. На столе у каждой группы конверт с заданиями, из предложенных деталей, необходимо составить аппликацию на заданную тему, исключив лишнее, дополнив по желанию. Фон и композиция должны отражать вашу личную оценку, настроение. Также необходимо представить презентацию своего произведения на 1-2 минуты.
|
Я беру тебя с собой |
Закрепление, тренировка, отработка умений.
|
Оценки одноклассников, анализ, похвалы, критика, мнения по поводу того, что они видят на доске.
Собственная презентация работ. |
Перед нами 4 аппликации, сначала послушаем мнение зрителей, а затем авторов работ: необходимо, чтобы критики отметили настроение, композицию, законченность произведения
|
Свои примеры |
Повторение и систематизация изученного |
Ученики участвуют в беседе, высказывают свое мнение
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру (в этом помогают композиция, цвет…)
«Тихую жизнь» надо услышать, здесь требуется особая внимательность и труд души.
|
Скажите, было обидно, если зрители увидели иной смысл, содержание в вашем натюрморте? (…было приятно, что и иные смыслы можно прочитать в ваших работах)
Вернемся к нашей проблеме натюрморт –это мертвая натура, или вещи, живущие тихой жизнью?
В чем задача художника при создании натюрморта?
Задача зрителя?
|
|
Дом.задание |
Предложения учеников: нарисовать натюрморт из дачных овощей, полевых цветов, добавлю веточки облепихи, рябины, грибы и ягоды…сделать аппликацию из природных материалов, найти информацию про алтайских художников, работающих в жанре натюрморта, выполнить натюрморты по группам и индивидуально…. |
Предлагаю вам сформулировать дом. задание, связав сегодняшнюю тему урока с красотой и богатством родного края, фантазия приветствуется.
От себя напоминаю прочитать стр.58-60, помнить определения композиции и натюрморта
|
|
Рефлексия учебной деятельности |
Группы советуются, арбитры выставляют оценки, ребята подсчитывают баллы и видят удачи и недоработки урока |
Ребята, доска разделена на 3 зоны: Теория (учебник, термины) Практика (творческая сам. работа) Общение в процессе творчества Каждая группа должна разделить 5 баллов на эти 3 номинации, посоветуйтесь, делегируйте арбитров, они выставят оценки сегодняшнему уроку и мы поймем на что, следует обратить внимание на следующем занятии |
|
Чек-лист для работы с эл. доской
Аллегорический натюрморт |
Натюрморт со снедью |
Ботанический натюрморт
|
Бытовой натюрморт |
Скрипка, флейта, стеклянный шар, ноты, череп, часы, чернильница, трубка, лупа, кепка, трость, перчатки, грим, зеркало, кисти, палитра, мольберт, статуэтка, шахматы |
Самовар, каравай, туесок, крынка, яблоки, грибы, клюква, баранки, пироги, рыба, яйца, ваза с фруктами, черный хлеб, стакан с чаем, морс в графине, яблоки, грущи, сливы |
Цветы, колосья, веточки, папоротник, кувшинки, рыбки, птички, стрекоза, бабочка |
Кастрюли, части сервиза, утюг, газета, очки, керосиновая лампа, лукошко, лапти, сапоги, удочка, ведро, тяпка, лопата, рубанок |