Критериальная оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на занятиях по математике

8
0
Материал опубликован 16 March 2022 в группе

Критериальная оценка сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на занятиях по математике

       XXI век – это время стремительного развития. Сегодняшний специалист не готов к новым условиям, изменениям, происходящим в современной социальной жизни, когда человек должен успевать за научно-техническим прогрессом, информационным потоком и т. п.

      Это противоречие привело к тому, что в российской школе возникла необходимость перехода на новый государственный стандарт основного общего образования, в котором отмечается, что, помимо предметных знаний, учитель должен «формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [1, с. 3].

      По мнению А. Г. Асмолова универсальные учебные действия (УУД) – это «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» [там же].

       В своих трудах А.Г. Асмолов выделяет четыре блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные [там же].

       Анализ практической деятельности учителей математики свидетельствует о недостаточном внимании к вопросам формирования коммуникативных УУД на уроках математики. В этом контексте приоритетным становится формирование КУУД у учащихся в процессе математического образования.

       Проблема исследования состоит в том, чтобы наметить пути целенаправленного формирования КУУД у учащихся на уроках математики посредством ее критериальной оценки.

       Мы придерживаемся мнения Н. И. Монахова, что критерий должен включать в себя «определенные компоненты, некие единицы измерения, позволяющие сопоставлять действительность нормой [2, с. 63]

       Изучив мнения ученых и методистов, занимавшихся теорией формирования УУД (А. Г. Асмолов, О. Б. Епишева, Л. Г. Петерсон и др.), а также учителей практиков (Т. В. Бузецкая, О. А. Крабановой, И. Е. Сюсюкина и др.), мы выделили следующую классификацию критериев, показателей сформированности КУУД на занятиях по математике (таблица 1).

Таблица 1.

Критерии и показатели сформированности КУУД у учащихся на занятиях по математике

Критерии

Показатели

умение организовать общение

умение слушать собеседника

умение задавать вопросы

умение эмоционально сопереживать

умение работать в группе

участие в общем обсуждении решения задач

знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими

сотрудничество в поиске и сборе информации по изучаемой теме

разрешение конфликтов

выявление, идентификация проблемы

поиск и оценка альтернативных способов решения задач

выбор способа решения задачи и его реализация

умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

владение монологической и диалогической формами речи

умение определять свое поведение в общении с разными группами людей

 

 

       Для нашего исследования важно определить уровни сформированности КУУД учащихся. С этой целью нами экспериментально выведены три уровня, которые мы вычисляли следующим образом: каждый показатель из таблицы 1 весил 1 балл, наличие данных показателей суммировалось и таким образом, определялся уровень сформированности КУУД учащихся (таблица 2).

Таблица 2.

Уровни сформированности КУУД у учащихся на занятиях по математике

Уровень

Количество баллов

высокий

10-12

средний

7-9

низкий

5-6

 

 

       Эксперимент по критериальной оценке сформированности КУУД был проведен в МОБУ СОШ в 8 классе (36 учащихся). Использовались методы: наблюдение, собеседование и опрос.

       Одной из форм работы с учащимися, в процессе которой можно выявить сформированность КУУД, является математический бой. Поэтому на констатирующем и контрольном этапах были проведены олимпиада, по результатам которой класс разбили на три лиги по 12 человек: высшая, первая и вторая, а затем и математический бой по лигам, в командах по 6 человек.

        На констатирующем этапе во время игры методом наблюдений определены следующие результаты: высокий уровень КУУД ни у кого не был выявлен, средний уровень КУУД показали 19 учащихся, 17 респондентов были соотнесены к низкому уровню КУУД.

       В дальнейшем была проведена беседа с учащимися, не проявившими коммуникационные качества, выяснилось, что 5 из опрошенных респондентов считают свои знания не настолько высокими, чтобы вступать в дискуссии; 2 девочки сказали, что стесняются; 5 – не знали какие вопросы задавать; 3 – хотели быть в другой команде; 2 – им было неинтересно.

       На нескольких уроках математики и занятиях кружка использовали элементы групповой работы: в диадах, в триадах, в командах, по рядам. Каждый раз, обучая учащихся правилам игры, дискуссии; выставляя оценки всей группе, индивидуально; обучая самооценке и взаимооценке; требуя ответов в виде монолога или ответов на вопросы товарищей.

       Приведем пример коллективно-творческой деятельности на занятии математического кружка по теме «Золотое сечение», описанное в статье [3].

       Воспитательная цель занятия: формирование КУУД через групповую деятельность.

      Класс делится на четыре команды по 9 человек в каждой. Создаются ситуации для самостоятельного открытия фактов использования золотого сечения; для рассмотрения свойств золотого сечения; самостоятельного их обобщения. Учитель ставит перед учащимися учебные проблемы и выполняет роль консультанта, поддерживая их самостоятельную творческую деятельность. Коллективно строят те или иные модели математических объектов; разрабатывают инструкции системы заданий, вопросов; обоснованно высказывают свою точку зрения, уважая мнение других; ищут рациональные способы решения с последующим анализом, выводами и обобщениями полученных результатов.

       В конце групповой работы команды защищают свои математические модели. Форму защиты выбирают сами.

       Во время этой работы ребята показали уже большую сплоченность, что говорит о том, что КУУД формируются.

       На контрольном этапе снова проведен математический бой. Результаты наблюдения трех срезов приведем в следующей таблице (таблица 3).

Таблица 3.

Сравнительные результаты распределения учащихся по уровням сформированности КУУД

 

 

Уровни сформированности КУУД (%)

высокий

средний

низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1 срез

0

0

19

52,8

17

47,2

2 срез

9

25

18

50

9

25

3 срез

15

41,7

14

38,9

7

19,4

 

 

       Как видим из таблицы, к концу эксперимента высокий уровень сформированности КУУД был отмечен у 41, 7% учащихся, а на низком уровне остались 19,4% детей. Работа по формированию КУУД у последних будет еще продолжена.

       Таким образом, критериальная оценка сформированности КУУД позволяет мониторить и регулировать результаты работы с учащимися на занятиях по математике. Однако, нам еще предстоит разработать методику организации групповой работы по формированию КУУД на занятиях по математике.

 

Список литературы:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  2. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика (опыт экспериментального исследования) / Н.И. Монахов. – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.
  3. Эверстова В. Н., Иванова А. В., Эверстова Т. П., Иванова Н. А. Исследовательские кейсы как средство формирования УУД учащихся – Красноярск: Изд. Научно-инновационный центр – 2016. 8/64, 235 с. – c. 208–222 / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fjournal-s.org%2Findex.php%2Fsisp%2Fissue%2Fdownload%2F82016%2Fpdf_1419&name=pdf_1419&lang=ru&c=581b2e48f94b (дата обращения: 31.08.2016) ​​​​​​​
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей