Урок на тему «Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы» (8 класс)
Технологическая карта «Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы»
Ф.И.О педагога__Сайтаева Людмила Владимировна________
Тема __Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы__
Характеристика группы: сборная группа обучающихся восьмых классов (14-15 лет), вошедших в проект «МедКластер» (комплексное изучение анатомии, медицины, химии).
Продолжительность занятия – 80 минут (сдвоенный урок).
Оборудование: раздаточные материалы («Краткая характеристика заданий», «Лист самооценки», «Инструкция»), листы с заданиями, материалы для самопроверки, справочная информация, анатомические препараты (сердце), микропрепараты (кровь человека, кровь лягушки), микроскопы, механические и автоматические тонометры, часы или секундомер, ватные диски, антисептик, клей-карандаш, телевизор или проектор, презентация с викториной (фото взяты из сети Интернет).
Цели урока:
1) Знакомство с некоторыми специфическими навыками, связанными с деятельностью медицинских работников через выполнение практических заданий.
2) Развитие умения выстраивать индивидуальный образовательный маршрут.
3)Развитие мотивации к сохранению и поддержанию своего здоровья в процессе изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
В образовательной области |
Формируемые предпосылки к учебной деятельности |
Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми |
познавательное развитие |
Владение информацией об общей специфике медицинских профессий Информация о возможном практическом использовании полученной информации |
Замена внешней мотивации внутренней |
социально-коммуникативное развитие |
Умение договариваться в группе |
Объединение в микрогруппы для выполнения заданий, установление очередности при работе с оборудованием. |
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знают основные показатели, определяющие функциональное состояние сердечно-сосудистой системы;
- умеют работать с лабораторным оборудованием.
Метапредметные:
- умеют работать с различными источниками информации;
- умеют перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умеют работать в группе;
- умеют планировать свою деятельность и оценивать ее результат.
Личностные:
- развитие мотивации к познавательной деятельности;
- развитие критического мышления: соотносят свои ожидания от будущей профессии с реальными навыками, необходимыми для медицинских работников.
Структура учебного занятия |
Содержание учебного занятия |
||||
Этапы учебного занятия, время этапа |
Задачи этапа |
Метод обучения, приемы обучения |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающегося и формы взаимодействия обучающихся на учебном занятии |
Формируемые результаты (предметные, метапредметные, личностное развитие обучающихся) |
1 этап Мотивационно-целевой |
Актуализация имеющихся знаний, формулировка темы занятия.
Определение индивидуальной цели занятия каждым обучающимся. |
Опрос, беседа.
|
Демонстрирует подготовленное для занятия оборудования. Вопросы к обучающимся: «Состояние какой системы органов мы будем изучать на этом занятии?» «По каким показателям мы можем определить способность сердечно-сосудистой системы нормально выполнять свои функции?» Педагог предлагает обучающимся сформулировать тему занятия, записывает ее на доске
Создает для обучающихся возможность выбора: «У каждого из вас были свои причины выбрать проект «МедКластер»: интерес к изучению биологии, возможность изучить собственный организм методами самодиагностики, освоить навыки, необходимые в будущей профессии. Сегодня у вас есть возможность самостоятельно определить цель своей работы на занятии в зависимости от собственных предпочтений». Предлагает привести примеры того, какие цели можно достичь на занятии.
Предлагает каждому сформулировать эту цель в соответствии с темой занятия и записать ее в тетрадь. Выборочно проверяет выполнение задания, консультирует тех, кто затрудняется с выбором или формулировкой цели. |
Обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы. Предполагаемые ответы: - кровеносная, сердечно-сосудистая система. - пульс, давление крови, строение органов кровеносной системы.
Совместно с педагогом формулируют тему занятия: «Изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы», записывают ее в тетради.
Предполагаемые ответы: - определение состояния своего здоровья, - работа с приборами и препаратами, - получение специальной информации.
Каждый формулирует цель занятия в соответствии с собственной мотивацией. |
П: Называют показатели здоровья человека. Перечисляют некоторые показатели функционального состояния кровеносной системы.
МП: Самостоятельно определяют цель учебной деятельности.
Л: Проявляют интерес к изучению нового материала.
|
2 этап. Ориентировочный этап. |
Организовать составление обучающимися плана своей деятельности на занятии. |
Беседа. |
Предлагает обучающимся ознакомиться с краткой характеристикой предложенных заданий (прил. 1) и инструкцией (прил. 2), отвечает на вопросы обучающихся, дает пояснения, озвучивает время, отведенное на самостоятельную работу. |
Определяют порядок своей работы на занятии, при необходимости задают вопросы. Делятся на микрогруппы или работают индивидуально. Записывают номера заданий, которые планируют выполнять, в лист самооценки (прил. 3). |
МП: Планируют свою деятельность на занятии для достижения поставленной цели.
|
3 этап. Деятельностный.
|
Создать условия для достижения поставленных обучающимися целей. Применение полученных знаний на практике. |
Практическая работа, анализ информации, демонстрация, эксперимент. |
Выступает в роли консультанта. Следит за соблюдением инструкций и правил техники безопасности на занятии. Через 15 минут (максимальное время выполнения одного задания) предлагает обучающимся определить необходимость коррекции плана своей работы в соответствии с результатами самооценки (в заполняемом листе самооценки). Обращает внимание, что коррекция необходима при более низком, чем предполагалось, темпе выполнения заданий, изменении приоритетов выбора заданий для достижения личной цели. |
Выполняют задания в соответствии со своим планом, проверяют правильность их выполнения, заполняют лист самооценки, при необходимости корректируют свой план (номера и последовательность выполнения выбранных заданий), консультируются с педагогом и одногруппниками. |
П: Знают методы определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы. МП: Умеют работать с различными источниками информации. Осуществляют самостоятельное выделение необходимой информации. Умеют действовать в соответствии с инструкцией. Умеют оценивать результаты своей деятельности и вносить необходимые корректировки, если она недостаточно высокая. Умеют договариваться в группе для выполнения заданий. Л: Проявляют интерес к изучению нового материала. |
4 этап. Закрепление полученных знаний
|
Обобщение и закрепление полученных знаний. |
Викторина. |
Педагог предлагает дополнить записи обучающихся перечислением показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы. «Метод изучения одного из этих показателей мы будем изучать на следующем занятии. Попробуйте угадать, что это за метод». В качестве подсказки выступают ответы на вопросы викторины, которые демонстрируются на экране телевизора (так каждый обучающийся, вне зависимости от количества выполненных заданий, получает краткую информацию обо всех изучаемых на занятии показателях здоровья). Последний вопрос викторины (прил. 4) содержит указание на тему следующего занятия (кардиограмму и ее расшифровку). |
Отвечают на вопросы викторины. Перечисляют показатели состояния кровеносной системы, о которых они узнали: количество гемоглобина и процентное соотношение форменных элементов крови, артериальное давление, пульс, нормальное строение сердца и сосудов, форма эритроцитов. Записывают эти показатели в тетрадь. |
П: Называют изученные на занятии показатели функционального состояния кровеносной системы и способы их изучения. МП: Умеют использовать полученные знания для ответов на вопросы. Умеют перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Л: Определяют возможное влияние своего образа жизни на состояние здоровья |
5 этап. Рефлексия
|
Организовать самооценку обучающимися полученных на учебном занятии результатов. |
Анкетирование, беседа. |
Дает время на заполнение последних пунктов листа самооценки. Получает информацию для обратной связи. Просит каждого проанализировать достижение личной цели (была ли достигнута поставленная цель, каковы были причины неудачи, возможные пути ее преодоления) и кратко записать в тетрадь. Предоставляет возможность желающим высказаться, задать вопросы, поделиться мнением. |
Заполняют до конца и сдают листы самооценки.
Анализируют достижение личной цели и записывают результат в тетрадь. Участвуют в обсуждении итогов занятия. |
МП: Адекватно оценивают результаты своей деятельности, причины успеха или неудачи. Л: Соотносят свои ожидания от будущей профессии с реальными навыками, необходимыми для медицинских работников.
|
Список использованной литературы:
1) Инструкция к автоматическому тонометру (в комплекте с прибором)
2) Инструкция к механическому тонометру (в комплекте с прибором)
3) Инструкция к работе с микроскопом «Микромед» (в комплекте с прибором)
4) Правила измерения артериального давления https://pol10.tomsk.ru/novosti-uchrezhdeniya/pravila-izmereniya-arterialnogo-davleniya/Состав и функции крови https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/transportnaia-sistema-organizma-16070/komponenty-vnutrennei-sredy-organizma-16034/re-8dc3c272-ff75-4319-bd8f-2d3c6edbbe0d
5) Расшифровка анализа крови https://labtest-spb.ru/about/rasshifrovka-analiza-krovi-tablitsa/
6) Строение сердца человека https://ebooks.grsu.by/physiology/-page_id=126.htm
7) Фотографии из сети Интернет
Проект самоанализа непосредственно образовательной деятельности
Этапы НОД |
Формируемые предпосылки к учебной деятельности |
Планируемые достижения результатов совместной деятельности педагога с детьми |
Возможные риски |
Коррекционная работа |
1 этап. Мотивационно-целевой |
Мотивация к познавательной деятельности. Умение определить личную цель учебной деятельности.
|
Обучающиеся называют показатели здоровья человека. Перечисляют некоторые показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Определяют цель своей деятельности. Проявляют интерес к изучению нового материала. |
Обучающиеся не могут перечислить показатели здоровья человека. |
Педагог предлагает воспользоваться конспектами и посмотреть записи предыдущих занятий, задает наводящие вопросы.
|
Обучающиеся определить собственную цель занятия |
Педагог предлагает варианты направлений деятельности («самодиагностика», «работа с приборами» и «профессиональные навыки»), на основе которых обучающиеся формулируют свои цели. |
|||
2 этап. Ориентировочный. этап. |
Умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью и на основе предоставленной информации.
|
Обучающиеся составляют план своей деятельности на занятии для достижения поставленной цели. |
Обучающиеся не могут составить план работы. |
Педагог выясняет причину неудачи. Если она вызвана непониманием инструкции и характеристики заданий (не развит навык смыслового чтения) – поясняет написанное. Если план не составлен из-за проблем с выбором заданий и последовательности их выполнения – предлагает обучающемуся уточнить собственную цель занятия и выбрать наиболее соответствующие ей задания. |
3 этап. Деятельностный.
|
Умение работать с различными источниками информации. Умение действовать в соответствии с инструкцией. Умение адекватно оценивать результаты своей деятельности. Мотивация к исследовательской деятельности. |
Обучающиеся: Знают методы определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы и последовательность действий при их использовании. Осуществляют самостоятельное выделение необходимой информации. Действуют в соответствии с инструкцией для достижения результата. Оценивают результаты своей деятельности и вносят необходимые корректировки, если она недостаточно высокая. Проявляют интерес к изучению нового материала. |
Обучающиеся испытывают затруднения при работе со специальным текстом (инструкции, лист самооценки, справочная информация). |
Педагог предлагает задать вопросы, дает пояснения или предлагает обучающимся, которые успешно это выполнили задание, помочь тем, у кого возникли трудности с его выполнением.
|
Обучающиеся не могут выполнить требующиеся по инструкции действия (трудности в работе с оборудованием). |
Педагог предлагает выполнить порядок действий, описанный в инструкции, в его присутствии и корректирует работу обучающегося. |
|||
Обучающиеся не отслеживают время, оставшееся до окончания самостоятельной работы. |
Педагог проводит промежуточную коррекцию и первичную рефлексию через 15 минут после начала самостоятельной работы. За 5 минут до завершения самостоятельной работы педагог предлагает обучающимся доделать то задание, которое они начали, и перейти к проверке результатов и заполнению листа самооценки. |
|||
Обучающиеся нарушают правила работы с оборудованием. |
Педагог останавливает работу с этим оборудованием и проводит инструктаж. |
|||
Обучающиеся выполняют задания быстрее, чем предполагалось. |
Педагог проверяет правильность выполнения заданий и конспекты тех, кто справился раньше остальных, и предлагает им выступить в роли консультантов для других обучающихся. |
|||
4 этап. Закрепление полученных знаний. |
Умение использовать полученные знания для ответов на вопросы. Умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
|
Обучающиеся: Называют изученные на занятии показатели функционального состояния кровеносной системы и способы их изучения. Используют полученные знания для ответов на вопросы. Определяют возможное влияние своего образа жизни на состояние здоровья |
Обучающиеся затрудняются ответить на вопросы викторины. |
Педагог предлагает воспользоваться сделанными на занятии записями, задает наводящие вопросы. |
5 этап. Рефлексия. |
Умение адекватно оценивать результаты своей деятельности, причины успеха или неудачи |
Обучающиеся: Формулируют вывод о достижении поставленной перед собой цели. Соотносят свои ожидания от будущей профессии с реальными навыками, необходимыми для медицинских работников. |
Обучающиеся не желают озвучивать полученные результаты |
Педагог предлагает дополнительно записать в листах самооценки, была ли достигнута поставленная цель. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Таблица 1. Краткая характеристика заданий
Задание |
Содержание |
Источники информации |
Осваиваемые профессиональные навыки |
Примерное время выполнения задания |
№1. Строение сердца |
Изучение строения сердца млекопитающего |
Анатомический препарат сердца |
Работа с влажным анатомическим препаратом |
7-10 минут |
№2. Кровь |
Сравнение микропрепаратов крови человека и лягушки |
Микропрепараты Специальный текст |
Работа с увеличительными приборами Работа с цитологическими препаратами |
5-7 минут |
№3. Общеклинический анализ крови |
Постановка диагноза по результатам готового общеклинического анализа крови |
Специальный текст |
Работа с терминами Постановка диагноза по результатам лабораторного исследования |
10-15 минут |
№4. Артериальное давление (1). |
Измерение артериального давления механическим тонометром |
Специальный текст Показания прибора
|
Аускультативное измерение артериального давления Самодиагностика |
7-10 минут |
№5. Артериальное давление (2) |
Измерение артериального давления автоматическим тонометром |
Специальный текст Показания прибора
|
Определение функционального состояния сердечно-сосудистой системы Самодиагностика |
5-7 минут |
№6. Пульс |
Изучение влияния физической нагрузки на частоту сердечных сокращений |
Результат эксперимента Специальный текст |
Самодиагностика Измерение пульса методом пальпации |
10-15 минут |
Приложение 2.
Инструкция
1) Ознакомьтесь с перечисленными в таблице №1 заданиями. Выберите те, которые соответствуют вашей сегодняшней цели.
2) Определите для себя последовательность выполнения заданий с учетом времени, которое необходимо для их выполнения. Запишите номера выбранных заданий в лист самооценки.
3) Выполняйте каждое из выбранных заданий по алгоритму:
4) Прочитайте задание и сопроводительную информацию. При необходимости обратитесь за разъяснением к педагогу или одногруппникам, которые уже успешно выполнили это задание.
5) Выполните задание.
6) Сравните полученный результат с образцами для проверки (для заданий 1, 2, 3).
7) Оцените результат своей работы по предложенным в листе самооценки (табл. 2) показателям. Каждый показатель оценивается по шкале от 0 до 2 баллов в соответствии с перечисленными критериями. Получившиеся баллы запишите в таблицу.
8) Запишите в тетрадь важную для вас информацию (например: результаты самодиагностики, правила работы с приборами, термины, методики).
9) Переходите к следующему заданию.
10) После истечения времени на выполнение заданий, заполните пункты 1, 2 и 3 в листе самооценки.
11) Сдайте листы самооценки.
Приложение 3.
Таблица 2. Лист самооценки
№ задания |
Способность работать с источниками информации 0 – информация не получена; 1 – потребовались дополнительные пояснения, помощь педагога; 2 – вся необходимая информация получена полностью самостоятельно. |
Освоение профессионального навыка 0 – требуемое действие не выполнено; 1 – действие выполнено с чьей-либо помощью; 2 – действие выполнено самостоятельно. |
Общая оценка выполнения задания 0 – задание не выполнено; 1 – выполнено не полностью или с ошибками; 2 – выполнено правильно в полном объеме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из запланированных мной _________заданий были выполнены __________ (укажите количество).
Соответствуют ли требуемые от медицинских работников навыки вашим представлениям о профессии? Подчеркните нужный ответ: да / нет/ частично соответствуют.
Какой из освоенных навыков считаете наиболее полезным для себя? Отметьте один или несколько вариантов:
методы самодиагностики работа с приборами
работа с препаратами работа со специальным текстом и терминами
Приложение 4.
Вопросы викторины (демонстрируются на экране)
Ответ: закупорка коронарной (венечной) артерии.
Ответ: Препарат 2 – нормальная кровь. Анемия диагностируется по снижению количества эритроцитов.
Ответ: на ноже кровь рыбы (в зрелых эритроцитах человека нет ядер).
Ответ: кровеносные сосуды (артерии
Ответ: пальпация пульса
Ответ: физическая активность
Ответ: электрокардиограмма (зачет – ЭКГ, кардиограмма)
Приложение 5. Карточки с заданиями
Задание 1. Строение сердца млекопитающего Соотнесите части анатомического препарата и детали схемы-рисунка «Строение сердца». Вклейте схему строения сердца в тетрадь. Подпишите на схеме указанные части препарата.
На препарате показаны: 2 — правое предсердие 3 — правый предсердно-желудочковый (трехстворчатый) клапан; 4 — правый желудочек; 5 — межжелудочковая перегородка; 6 — левый желудочек; 7 — сосочковые мышцы; 8 — сухожильные хорды; 9 — левый предсердно-желудочковый (двустворчатый, митральный) клапан; 10 — левое предсердие; 12 — стенка аорты; 14 – венечные (коронарные) сосуды; 15 – верхушка сердца 17 - миокард Проверьте правильность выполнения задания по образцу и, при необходимости, исправьте ошибки. Дополните схему, подписав остальные пронумерованные детали, отсутствующие на препарате. Схема для заполнения: Образец для проверки: |
|||||||||||||||
Задание 2. Кровь Подготовьте микроскопы к работе в соответствии с инструкцией. Рассмотрите под микроскопами микропрепараты крови человека и лягушки. Ответьте на вопросы (при необходимости воспользуйтесь предоставленной справочной информацией): Чем кровь человека отличается от крови лягушки? Какие из этих отличий позволяют крови человека более эффективно переносить кислород? Правила работы с микроскопом 1.Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Включите подсветку. 7. Выключите подсветку.
Образец для проверки: Видимое различие в строении крови человека и лягушки – разная форма, размеры и количество эритроцитов. У лягушки они крупнее, овальной формы, содержат ядра. У человека эритроциты мельче, без ядер, в форме двояковогнутого диска, их больше на единицу объема крови (единицу площади микропрепарата). Кровь человека более эффективно переносит кислород за счет следующих особенностей: меньшие по размеру, чем у лягушки, эритроциты: в единице объёма количество эритроцитов больше, чем в крови у лягушки. Чем больше эритроцитов, тем больше кислорода переносит единица объема крови. Отсутствие ядер в зрелых эритроцитах человека: в них помещается больше цитоплазмы с молекулами гемоглобина, связывающего кислород, чем в эритроците лягушки. Двояковогнутая форма эритроцитов, за счет которой увеличивается поверхность клетки и, следовательно, эффективность газообмена.
Справочная информация Форменные элементы крови Кровь – это разновидность соединительной ткани, состоящей из жидкого межклеточного вещества сложного состава (плазмы) и взвешенных в ней клеток (форменные элементы крови): эритроцитов (красных кровяных клеток), лейкоцитов (белых кровяных клеток) и тромбоцитов (кровяных пластинок). Эритроциты – безъядерные красные кровяные клетки, у человека имеющие форму двояковогнутых дисков. Такая форма увеличивает поверхность клетки, и, соответственно, поверхность газообмена, в 1,5 раза. Цитоплазма эритроцитов содержит белок гемоглобин, отвечающий за основную функцию эритроцитов – перенос кислорода и углекислого газа. В своем составе гемоглобин содержит железо. Именно он придает красный цвет эритроцитам. В клетках зрелых эритроцитов отсутствует ядро, что высвобождает дополнительное место для гемоглобина. Лейкоциты участвуют в защитных реакциях, осуществляя реакции гуморального и клеточного иммунитета. Тромбоциты являются клеточными фрагментами больших клеток-предшественников мегакариоцитов костного мозга. Главная функция тромбоцитов — участие в свертывании крови.
|
|||||||||||||||
Задание 3. Общеклинический анализ крови Ознакомьтесь со справочной информацией «Показатели общеклинического анализа крови». По приведенному ниже результату клинического анализа крови взрослого мужчины запишите: Какие показатели, приведенные в таблице, выходят за рамки нормы? Что могло стать общей причиной отклонения показателей от норм (нормы для данного возраста и пола приведены в графе «Референсные значения»)
Образец ответа для проверки: Увеличено количество лимфоцитов (50% вместо нормальных 19-37%) и моноцитов (15,8% вместо нормальных 3-11%). Общая причина – инфекционное (скорее всего – вирусное) заболевание
ПОКАЗАТЕЛИ ОБЩЕКЛИНИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КРОВИ С РАСШИФРОВКОЙ Эритроциты (RBC) – красные кровяные тельца, сплюснутые клетки без ядра, доставляющие в ткани кислород и выводящие из них основной "шлак", продукт метаболизма - углекислый газ. Снижение уровня красных кровяных телец, как ещё называют эритроциты, говорит о возможном дефиците кислорода в тканях. Если же количество эритроцитов повышено, это может говорить о загустевании крови и опасности тромбоза. Гемоглобин (HGB, Hb)– основной белок эритроцита, который имеет высокое химическое сродство к кислороду и углекислому газу. Именно на нем переносятся молекулы жизненно-важного газа в ткани организма, а главного "шлака" организма - углекислого газа, от тканей. Его снижение прямо говорит о наличии анемии, а повышение является следствием обезвоживания организма или сгущения крови. Ширина распределения эритроцитов (RDW - CV)– это процентный показатель, определяющий на сколько самый большой в образце крови по диаметру эритроцит отличается от самого маленького. Отличие более чем на 15% свидетельствует об анемии. Объем эритроцита (MCV)– характеристика среднего размера эритроцитов. Снижение показателя говорит о железодефицитной анемии, повышение указывает на дефицит фолиевой кислоты Содержание в эритроците гемоглобина (MCH)– фактор, снижение которого указывает на железодефицитную анемию, повышение – на дефицит фолиевой кислоты. Концентрация в эритроците гемоглобина (MCHC)- крайне важный и довольно редкий показатель, выявляющий скрытые воспалительные процессы в организме, злокачественные опухоли, анемии в случаях его повышения. Снижение может говорить об увеличенном количестве эритроцитов. Гематокрит (HCT)– показатель, определяющий объем эритроцитов в общем объеме крови. Увеличенный гематокрит говорит о повышении содержания эритроцитов (эритроцитозе), что бывает при обезвоживании. Снижение гематокрита - ещё один фактор выявления анемии. Тромбоциты (RLT)– показатель сообщает количество в литре крови клеток, ответственных за слипание эритроцитов, препятствующее вытеканию крови из сосудов при их травмировании. Повышение уровня тромбоцитов наблюдается после удаления селезенки и при ряде других заболеваний. Снижение показателя указывает на цирроз печени или врожденные заболевания крови. Эозинофилы. Эозинофилы принимают участие в борьбе с паразитарными инвазиями, аллергией. Повышение эозинофилов: злокачественные опухоли, аллергические состояния, паразитарные заражения. Снижение эозинофилов: роды, гнойные инфекции, шок, оперативное вмешательство. Базофилы. Выходя в ткани, базофилы, превращаются в тучные клетки, которые отвечают за выделение гистамина - реакцию гиперчувствительности на пищу, лекарства и пр. Повышение базофилов: ветряная оспа, реакции гиперчувствительности, хроническое воспаление пазух носа, гипотиреоз. Снижение базофилов: беременность, острые инфекции, гипертиреоз, стресс. Моноциты (MON)– это разновидность лейкоцитов, количество которых рассчитывается отдельно. Эти клетки превращающийся в макрофаги - очень крупные клетки крови, работа которых состоит в поглощении и переработке бактерий и погибших клеток организма. Увеличение количества моноцитов - характерный признак инфекционных заболеваний. К снижению числа моноцитов часто происходит под воздействием препаратов, подавляющих иммунитет. Также снижение их наблюдается после тяжелых травм, операций или голодания. Лимфоциты (LYM, LY%)– ещё одна разновидность лейкоцита, присутствующая в нормальной крови. Лимфоцит специализируется на борьбе с вирусами и некоторыми бактериями, и относится к клеткам гуморального иммунитета. Нарастает показатель при вирусных инфекциях, лучевой болезни, приеме некоторых препаратов, заболеваниях крови. Снижается при различных иммунодефицитах, характерных для почечной недостаточности, длительном голодании, переутомлении, ВИЧ.
|
|||||||||||||||
Задание 4. Артериальное давление (1) Ознакомьтесь со справочной информацией и инструкцией по работе с механическим тонометром. Измерьте свое артериальное давление, сравните его с нормальными для вашего возраста показателями и сделайте вывод о функциональном состоянии своей сердечно-сосудистой системы на основании этого показателя. Справочная информация Артериальное давление - это давление крови в крупных артериях человека. Различают два показателя артериального давления: Систолическое (верхнее) давление - в момент максимального сокращения сердца. Диастолическое (нижнее) давление в момент максимального расслабления сердца. Нормальные величины артериального давления приведены в таблице 1. Таблица 1. Показатели нормального артериального давления
Аускультативный метод измерения артериального давления, его также называют методом Рива-Роччи – Короткова ('Riva - Rocci'), основан на определении звуков пульсации артерии, выслушиваемые при помощи стетоскопа во время прохождении тока крови под манжетой тонометра, обернутой вокруг плеча пациента. Инструкция по использованию механического тонометра 1) Сядьте прямо и разместите согнутую в локте левую руку на ровной поверхности. 2) Наденьте манжету на левую руку, при этом трубки манжеты должны быть направлены в сторону ладони 3) Оберните манжету вокруг руки так, чтобы нижняя кромка манжеты находилась на расстоянии 2-3 см от локтевого сгиба. Часть руки с манжетой должна находиться на уровне сердца. 4) Закрепите манжету так, чтобы она плотно облегала руку, но не перетягивала ее. 5) Расположите головку стетоскопа так, чтобы она находилась во впадине выше локтевого сгиба. 6) Вставьте бинауральную трубку стетоскопа в уши. 7) Закройте воздушный клапан на груше, повернув его по часовой стрелке. Сжимая грушу, накачивайте манжету, прослушивая пульс стетоскопом. После того как Вы перестанете слышать пульс, накачайте манжету еще на 30 мм рт. ст. больше (шаг 2 на рисунке). 8) Медленно приоткрывая воздушный клапан, поворачивая его против часовой стрелки, стравливайте давление в манжете. Следите за тем, чтобы давление в манжете падало со скоростью 2 - 4 мм рт. ст. в секунду. 9) Как только Вы услышите слабые удары пульса, запомните показание манометра. Это Ваше систолическое (верхнее) артериальное давление (шаг 3). 10) Давление в манжете продолжает падать с той же скоростью (2-4 мм рт. ст. в секунду). Вы продолжаете слышать пульс. Звуки, которые Вы слышите, будут изменяться. В отличие от первых ударов, они станут более мягкими, похожими на шуршание. В тот момент, когда Вы практически перестанете улавливать пульс, запомните показание манометра. Это Ваше диастолическое (нижнее) артериальное давление (шаг 4). 11) После завершения работы нанесите немного антисептика на ватный диск и протрите оливы стетоскопа (насадки на концах дужек, вставляемые в уши).
|
|||||||||||||||
Задание 5. Артериальное давление (2) Ознакомьтесь со справочной информацией и инструкцией по работе с автоматическим тонометром. Измерьте свое артериальное давление, сравните его с нормальными для вашего возраста показателями и сделайте вывод о функциональном состоянии своей сердечно-сосудистой системы на основании этого показателя. Справочная информация Артериальное давление - это давление крови в крупных артериях человека. Различают два показателя артериального давления: Систолическое (верхнее) давление - в момент максимального сокращения сердца; Диастолическое (нижнее) давление в момент максимального расслабления сердца Нормальные величины артериального давления приведены в таблице 1. Таблица 1. Показатели нормального артериального давления
Инструкция по использованию автоматического тонометра
1) Сядьте прямо и разместите согнутую в локте левую руку на ровной поверхности. 2) Наденьте манжету на левую руку, при этом трубка манжеты должна быть направлена в сторону ладони 3) Оберните манжету вокруг руки так, чтобы нижняя кромка манжеты находилась на расстоянии 2-3 см от локтевого сгиба. Часть руки с манжетой должна находиться на уровне сердца. 4) Закрепите манжету так, чтобы она плотно облегала руку, но не перетягивала ее. 5) Нажмите на кнопку, запускающую работу тонометра. 6) Дождитесь, пока цифры на дисплее перестанут изменяться. Верхнее число – систолическое давление, среднее – диастолическое, нижнее – пульс.
|
|||||||||||||||
Задание 6. Пульс Ознакомьтесь со справочной информацией. Определите функциональное состояние своей сердечно-сосудистой системы по влиянию физической нагрузки на частоту сердечных сокращений, проделав эксперимент: 1) измерьте пульс за 1 минуту в состоянии покоя (проделайте это 3 раза и найдите среднее арифметическое). Результат зафиксируйте. 2) Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Быстро сядьте на стул и подсчитайте число пульсовых ударов за 10 секунд сразу после нагрузки. Результат зафиксируйте. 3) Определите, во сколько раз увеличится частота сердечных сокращений после 20 приседаний. 4) Сделайте вывод на основе полученного результата: если частота сердечных сокращений возрастает на 30% и меньше — нормальное состояние сердечно-сосудистой системы; если частота сердечных сокращений возрастает больше, чем на 30% - недостаточная тренированность сердечно-сосудистой системы.
Справочная информация Пульс – ритмическое движение стенок артерий, вызываемое деятельностью сердца, за единицу времени. Частота сердечных сокращений (ЧСС) – число ударов сердца за тот же промежуток времени. У здорового взрослого человека в спокойном состоянии ЧСС равен пульсу. Самым простым способом измерения пульса является его пальпация (прощупывание) на определенных участках тела:
|
Надежда Алексеевна Паршукова
Сайтаева Людмила Владимировна