Изучение лирического произведения (М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»)

17
0
Материал опубликован 1 September 2023

Разработка технологической карты урока


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс:

9

Тема урока:

Изучение лирического произведения (М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»)

Уровень изучения:

базовый

Тип урока:

урок-исследование

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности;

стремиться к речевому самосовершенствованию

формировать мировоззрение в соответствии с эстетическими канонами;

различать основные нравственно-этические понятия, сопоставляя с канонами XIX и ХХI века;

проявлять интерес к русской природе через строки стихотворения М.Ю. Лермонтова;

формировать границы собственного знания и «незнания»;

применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные:

развитие коммуникативной компетенции через фронтальную работу и работу в группах;

уметь слушать и отвечать на вопросы других;

осуществлять самоконтроль;

извлекать информацию из различных источников, используя свой жизненный опыт, развивая исследовательские действия;

выделять основную мысль при работе с текстом;

устанавливать логическую последовательность основных фактов в соответствии с поставленными задачами;

владеть с достаточной полнотой и точностью диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. 

Предметные:

развитие навыков анализа поэтического текста;

искать необходимую информацию, связанную с основным этапом урока;

сравнивать различные объекты информационного поля и делать соответствующие выводы;

осуществлять выразительное чтение текста;

понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, находя нужное решение;

интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций.

Ключевые слова: исследование, анализ, текст, пейзаж, тема, идея, романтизм, реализм, человек, Бог, олицетворение, эпитет, анафора, замысел.

Краткое описание: урок-исследование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», включенный в раздел «Лирика. «Герой нашего времени» по программе И.Н. Сухих способствует выработке лингвистического, эстетического иммунитета, сохранению русского литературного языка. Оборудование и материалы: мультимедийные средства обучения, аудиозапись стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...», электронные ресурсы: словари, тексты произведений, составление кроссвордов (http://gramota.ru/slovari/online/, https://ilibrary.ru/text/1060/p.1/index.html, https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html, https://crossmaker.ru/ru/ ), тетради.


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Приветствия учителя и обучающихся. Орг.момент

Фронтальная форма работы.

Предлагаю посмотреть на картину природы:

http://s3.fotokto.ru/photo/full/426/4268906.jpg

Какие образы включают в себя картины жизни природы (зрительные, звуковые, запахи, осязательные)?

Когда и где вы видели подобные картины природы? Часто ли вы бываете на природе? На кого из вас природа оказывает благотворное влияние, а кто к ней равнодушен? Вспомните, в каких произведениях литературы авторы создали образы природы?

Планируемые результаты.

Личностные: осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности

Метапредметные: развитие коммуникативной компетенции через фронтальную работу

Предметные: высказывать предположения

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Фронтальная форма работы.

Чтение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» учителем (или звучит аудиозапись)

Какое настроение у этого стихотворения? (радости, покоя, счастья…)

Как вы думаете, при каких обстоятельствах могло быть написано это стихотворение?

Нельзя до конца понять смысл этого стихотворения, не зная, при каких обстоятельствах оно было написано. Прослушайте

выступление … («После распространения произведения «Смерть Поэта», за нарушение воинской дисциплины в лейб-гвардии гусарском полку Лермонтов был арестован и содержался в здании тюрьмы. По воспоминаниям Шан-Гирея (троюродного брата и близкого друга Лермонтова), к поэту «пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завёртывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, писал стихи.

«Узник», из которого мы узнаём о тягостном самочувствии заключённого:

Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом…;

«Сосед»о тяге героя к людям, желании понять беду «случайного товарища»:

Тогда, чело склонив к сырой стене,

Я слушаю – и в мрачной тишине

Твои напевы раздаются.

О чём они – не знаю; но тоской

Исполнены, и звуки чередой,

Как слёзы, тихо льются, льются…

Эти произведения связаны с переживаниями, раздумьями поэта в дни заточения (этот цикл стихов назван «тюремным»)

Планируемые результаты.

Личностные: осуществлять самоконтроль

Метапредметные: владеть с достаточной полнотой и точностью диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Предметные: устанавливать поле читательских ассоциаций

Этап 1.3. Целеполагание

Это стихотворение-загадка, стихотворение-парадокс. Каково ЛЗ слова «парадокс»? Обратимся к толковому словарю…

Цель нашего урока – понять, в чём заключается парадокс этого стихотворения, разгадать его тайну.

Запишите дату, тему, цель урока в тетради.

Планируемые результаты.

Личностные: формировать личностный смысл учения

Метапредметные: уметь слушать и отвечать на вопросы других.

Предметные: понимать значения терминов

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Индивидуальная работа.

Прочитайте стихотворение, обратившись к электронному ресурсу: найдите парадоксы, загадки. Сформулируйте по моим наводящим вопросам свои проблемные вопросы, ответы на которые будут в основе нашего исследования, запишите их в тетрадь.

Сколько предложений в стихотворении? 1)Почему одно предложение?

Можем ли мы назвать время действия, какие временные образы представлены в стихотворении?

Временные приметы есть, но единой картины нет, нет зимы, лета и т.п., почему? 2)Почему время нельзя определить, хотя есть временные признаки?

Мы можем без анализа, исследования текста, сказать, о чём это стихотворение? 3)О чём это стихотворение?

Работа в парах: взаимопроверка.

Озвучивание записей. Запись на доске. Эмоциональное поощрение учителем обучающихся.

Фронтальная работа.

Начнём исследование с этого (последнего вопроса: О чём это стихотворение?)

Внимательно прочитайте текст (графическая работа), найдите героев стихотворения (природа, человек, Бог)

В каких отношениях они между собой? Составим схему (на доске и в тетрадях):


t1693600914aa.gift1693600914ab.gif Бог

человек природа

t1693600914ac.gif

творения Бога

Рассмотрим схему (героев стихотворения), о чём стихотворение? (о взаимоотношениях человека и природы, творений Божьих)

Продолжим наше исследование: Почему время нельзя определить, хотя есть временные признаки? (работаем по 1,2,3 строфам)

Прочитаем первую строчку…(выбор эпитетов)

Обратимся к толковому словарю (http://gramota.ru/slovari/online/), чтобы понять ЛЗ слова «волнуется» …

В каком значении употреблено слово у Лермонтова? (не чисто физическое явление, а переживания, тревога; так видит природу человек)

Обратимся к тексту: какими словами описывает Лермонтов взаимоотношения человека и природы? (см. текст – олицетворения)

t1693600914ad.gif(см. текст – какие отношения «приветливо», «лепечет»)



лепет ребёнка, вслушиваться нужно

не разобрать

Природа наделена способностью жизни, между нею и человеком дружеские отношения

Обратимся вновь к тексту стихотворения, рассмотрим его планы – пейзажи – устное словесное рисование

(1строфа – нива, лес, малиновая слива, 2 строфа – ландыш, 3 – ключ: СВЕРХУ – ВНИЗ)

Как смена планов работает на ритм стихотворения? Опишите, каков контакт с природой у человека в каждой строфе?

(стихотворение замедляется – в природу нужно вглядеться:

1 строфа – человек видит природу

2 строфа – устанавливается контакт с природой

3 строфа – природа вступает в диалог с человеком: ключ «лепечет «сагу про мирный край»)

Какие образы пограничны в 3-4 строфах?

(СТУДЁНЫЙ КЛЮЧ (символическое значение слова: источник, родник (причём чистый, светлый) И ключ для открытия двери – ТАЙНЫ. Связь двух миров: мира природы и мира человека. Тайна в созвучии КРАЙ – РАЙ) – СМУТНЫЙ СОН, «Тогда СМИРЯЕТСЯ души моей тревога» – ГАРМОНИЯ МИРА)

В связи с этим вернёмся к синтаксису (1 проблемный вопрос)

Как построено предложение? Сколько в нём простых? Их вид?

(три придаточных условия… - ТОГДА это (слияние с природой произойдёт, возникнет гармония – ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ)

Рассмотрим 4 строфу:


ТОГДА смиряется

Обратим внимание на морфемный состав слова СМИРЯЕТСЯ – корень --МИР- . В нашем контексте, что значит –МИР-?

(не успокоение, тишина, а звучит мотив РАЯ, БОГА)

ТОГДА расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле…


Счастье – этимологический корень? (ЧАСТЬ) – часть мира, мир самим собой

Зачем нужно одно предложение?

(1 предложение – единство мира и человека – Божьего творения)

Какая стилистическая фигура использована поэтом для построения предложения? (анафора)

Термин «анафора» вам известен как «единоначалие».

В переводе с греческого анафора обозначает «вынесение вверх» – в стихотворении – это повышение интонации, движение кверху человеческого духа (КОГДА, КОГДА, КОГДА…..ТОГДА) – «И в небесах я вижу Бога»

Планируемые результаты.

Личностные: различать основные нравственно-этические понятия, сопоставляя с канонами XIX и ХХI века; проявлять интерес к русской природе через строки стихотворения М.Ю. Лермонтова; применять правила делового сотрудничества

Метапредметные: извлекать информацию из различных источников, используя свой жизненный опыт, развивая исследовательские действия; выделять основную мысль при работе с текстом; устанавливать логическую последовательность основных фактов в соответствии с поставленными задачами; владеть с достаточной полнотой и точностью диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Предметные: развитие навыков анализа поэтического текста; сравнивать различные объекты информационного поля и делать соответствующие выводы; осуществлять выразительное чтение текста; понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, находя нужное решение

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Индивидуальная работа.

Проверьте себя. Запишите, в чём заключается парадокс этого стихотворения, его тайна?

Озвучивание записей. Поощрение учителем обучающихся.

Планируемые результаты.

Личностные: стремиться к речевому самосовершенствованию

Метапредметные: выделять основную мысль при работе с текстом

Предметные: интерпретировать прочитанное

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Составьте кластер-ответ на один из вопросов:

какие открытия совершил герой Лермонтова?

что я открыл, прочитав стихотворение Лермонтова?

Планируемые результаты.

Личностные: проявлять интерес к русской природе через строки стихотворения М.Ю. Лермонтова; формировать границы собственного знания и «незнания»

Метапредметные: устанавливать логическую последовательность основных фактов в соответствии с поставленными задачами

Предметные: интерпретировать прочитанное

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Фронтальная работа.

Послушаем романс «Когда волнуется желтеющая нива…» в исполнении Евгении Смольяниновой: какие чувства, ассоциации вызывает эта музыка?

Планируемые результаты.

Личностные: формировать мировоззрение в соответствии с эстетическими канонами

Метапредметные: владеть с достаточной полнотой и точностью диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Предметные: сравнивать различные объекты информационного поля и делать соответствующие выводы

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Индивидуальная работа на карточках (по 3 тестовых вопроса), например:

Какое определение раскрывает понятие «идея художественного произведения»:

1) зримое представление облика человека, предмета, явления

2) главная мысль произведения, отражающая отношение автора к действительности

3) факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические характеры и ситуации, отображённые автором и преображённые в системе данного произведения;

4) равнозначны все определения

Лирика — это:

1) один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренние переживания лирического героя

2) эмоциональное восприятие повествователем описываемого

3) особое свойство литературных произведений, заключающееся в том, что автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы

4) равнозначны все определения

Деталь художественная — это:

1) выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую, идейную, эмоциональную нагрузку

2) авторская оценка характеров героев, тех фактов и явлений жизни, которые писатель изображает

3) один из родов литературы.

4) образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания

Планируемые результаты.

Личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»

Метапредметные: осуществлять самоконтроль

Предметные: отвечать на вопросы, применяя знания, находя нужное решение

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

На уроке использована технология продуктивного чтения: этап “До чтения”, этап “Во время чтения”, этап “После чтения”

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Индивидуальная работа.

Создайте кроссворд с помощью электронных ресурсов по теме «Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и отправьте его на почту учителя.

https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

https://crossmaker.ru/ru/

Планируемые результаты.

Личностные: формировать границы собственного знания и «незнания»

Метапредметные: устанавливать логическую последовательность основных фактов в соответствии с поставленными задачами

Предметные: сравнивать различные объекты информационного поля и делать соответствующие выводы

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Работа в парах.

Ни выбор формы, ни выбор слов – ничто не случайно в художественном произведении. Помог ли такой подробный анализ лучше понять стихотворение? Что вы увидели в этом художественном тексте, чего не заметили сразу, при первом чтении?

Озвучивание ответов после обсуждения. Поощрение учителем обучающихся.

Вы хорошо работали сегодня на уроке, были активны, отметки за урок….

Планируемые результаты.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Метапредметные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке

Предметные: интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

«Двойная рефлексия»:

0 – нет

1 – не уверен

2 - да

Вопрос

Начало урока

Конец урока

Я знаю, какую роль играют эпитеты в лирическом стихотворении



Я умею определять роль эпитетов в лирическом стихотворении



Я знаю, какую роль играют детали в лирическом стихотворении



Я умею определять роль деталей в лирическом стихотворении



Я знаю,..



Я умею…






Оцените себя.
На уроке я работал активно/пассивно
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал/устал
Материал урока мне был понятен/ не понятен

Что было

НОВОЕ

ТРУДНОЕ

ИНТЕРЕСНОЕ

Или предложить показать традиционные смайлики, отражающие отношение к уроку, настроение обучающегося (на партах всегда орфографические словари, в них картинки-смайлы)

Озвучивание записей. Поощрение учителем обучающихся.

Планируемые результаты.

Личностные: осознать смысл учебной деятельности

Метапредметные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке

Предметные: понимать цель чтения

Этап 5.2. Домашнее задание

Каждый из вас приобщился к красоте художественного слова, вы достигли (на пути) полного понимания авторского замысла произведения. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова.



9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации