Изучение стихотворения С.А. Есенина «Я покинул родимый дом»
Конспект урока литературы
Тебенькова О.М., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кувинская СОШ»
Тип урока | Урок углубленного изучения литературного произведения |
Форма урока | Урок-беседа |
Цель | Изучение стихотворения С.А. Есенина «Я покинул родимый дом» в единстве содержания и формы. |
Задачи | а) Обучающая. Познакомить учащихся с личной и творческой биографией С. А. Есенина; учить понимать лирические образы, рисуемые поэтом; лиризм. б) Развивающая. Развивать образное мышление, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. в) Воспитывающая. Воспитывать любовь к родному краю через лирику С.Есенина, чувство патриотизма; любовь к отечественной лирике, к творчеству и личности С.Есенина. |
Оборудование | Мультимедийная презентация с видеорядом (старинное село, рязанская земля, село Константиново), песня о родной земле, о Родине; мультимедийная презентация (биография С.А. Есенина, фото родного дома) |
Литературоведческая концепция | |
Система поэтических образов. Главные образы: лирический образ героя, образ Родины, образ родителей (матери и отца); частные образы: луна, три звезды, пурга, дождь, старый клен. Все стихотворение пропитано образом «голубой Руси». Это крестьянские угодья, просторные поля, реки и озера, по которым так скучал автор. Также присутствуют образы луны, воды, пурги, дождя, которые только дополняют картину родной природы, что может выразить любое человеческое чувство. Главной выступает тема Родины, которая прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Отечество для него — это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту. И когда наступает момент прощания с отчим домом, конечно, он испытывает тоску и грусть. Основная тема стихотворения — тоска по голубой Руси, которая осталась в деревне. В отражении луны на тихой воде, в березняке, в яблоневом цвете – во всём этом поэт видит свою родину. Сначала вспоминает время, когда он «покинул родимый дом», затем рисует грусть матери и представляет отца, который стареет без него. Любовь к семье — тоже тема для размышлений автора. Он вспоминает о матери и отце, сравнивая их с природными явлениями. Для поэта семья и Родина были святынями, которых нельзя было разделить: Родина – мать. В третьей строфе автор говорит о том, что ещё не скоро доведётся ему увидеть родной край. Ведь пурга, должно быть, ещё долго будет звенеть. Здесь поэт назвал Русь «голубой». Этот оттенок ассоциируется с чистотой, с цветом неба. Присутствуют образы ночи. Луну Есенин сравнил с лягушкой, которая распласталась на воде. Этот образ позволяет не только живо и красочно представить себе вечерний пейзаж с водоемом, но и придаёт стихотворению необычный динамизм. Образ звезды он вписывает в родную душе природу, в окружающий его быт. Звезда существует в гармонии с природой. Она – часть природы. В изображении седины в бороде отца автор использует выражение «яблонный цвет». Есенин наделяет природные явления почти человеческими качествами. Пурга в стихотворении напоминает живое существо, которое поет и звенит. Можно предположить, что этот образ появился в стихотворении в связи с историческими событиями в России того времени. Например, революцией 1917 года и Первой мировой войной. Пурга – как символ ужаса, смятения, изменений, преобразований. А родимый дом – символ мира и спокойствия. Место, где человек может чувствовать себя безмятежно. Также пурга – это зима, время сна, забытья, а яблонный цвет – весна, время пробуждения жизни, т.е. поэт верит в лучшее, есть надежда. Присутствует в стихотворении и осень – «листьев дождь» - листопад - избавление от старого для обновления. И клён, оберегающий Русь, старый – олицетворяет русскую деревню со старыми традициями укладом жизни, стоит лишь на одной ноге (время перемен) и является собирательным образом русского человека, стоящего на страже своей малой родины. Композиция. Композиция линейная. Сюжет стихотворения получает развитие из воспоминаний автора. Сюжетная линия ярко не наблюдается. Но есть определённая последовательность. С. Есенин начинает со слов «Я покинул родимый дом», затем упоминает грусть матери. Поэт вспоминает отца, который стареет без него. В третьей строфе автор говорит о том, что ещё не скоро доведется ему увидеть родной край. Ведь пурга, должно быть, еще долго будет звенеть. Лирический герой. Лирический герой и образ поэта не разделимы. Такая особенность присуща всему творчеству Есенина. И здесь он также рассказывает о себе, своей жизни, переживаниях и терзаниях, вспоминает родных людей. Мы знаем его прошлое – светлое, чистое, тихое счастье в родном доме. В настоящем героя «поет и звенит пурга». Герой неотделим от своей родины. Своеобразным связующим звеном, которое не позволит отдалить поэта от его родной земли, становится клен, который автор сравнивает с собой. Есенин создает символ надежды в то, что пока он будет вдали от дома, его малая родина не сильно изменится. В сильном и постоянном дереве лирический герой видит своего наместника, который защитит родные земли и напомнит людям о нем, сохраняющем образ Руси в своих произведениях. В тексте присутствует риторическое восклицание, которое может быть обращено как к слушателю, собеседнику, так и к самому себе – утверждение нескорого возвращения. Авторская идея. Испытывая глубокие и сильные переживания, Есенин не находил лучшего способа выговориться, чем написать стихотворение. «Я покинул родимый дом» не стало исключением. Сергей Есенин никогда не видел преград на пути к любви к своей Родине. Так, несмотря на советскую критику, он продолжал воспевать любимую «голубую Русь». Он оставался одним из немногих, кто был свято верен идеалам навсегда исчезнувшей России. Смысл его произведения заключается в ностальгии по родным местам и прошлому, которое он продолжает любить, несмотря ни на что. Главная мысль стихотворения Есенина — это не только личные переживания, но и общественные. Революция не спасала, а подавляла крестьянство, навсегда меняя облик деревни. Конечно, в 1918 году автор еще не мог дать полную оценку тому, что происходило, поэтому в этих строках мы слышим не осуждение, а грусть по прошедшему и смутный страх от настоящего времени. Неслучайно он сравнивает его с пургой, в которой ничего невозможно разобрать. | |
Структура урока | Мотивация. Целеполагание. Первичное восприятие материала. Анализирующее наблюдение. Концептуальное осмысление. Художественная интерпретация произведения школьниками (выразительное чтение). Оценка и самооценка. Рефлексия. |
Ход урока. | |
Мотивация. | -Слайд – фильм (виды старинного села, Рязанщина, Константиново) - Беседа Чем прекрасны места, которые вы увидели? Что создает прелесть этих мест? Какие были у вас чувства, ощущения при просмотре? Почему? С чем ассоциируется увиденное? |
Целеполагание. | Слово учителя: Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Есенина «Я покинул родимый дом» и постараемся понять, что хотел автор нам передать, о чем прежде хотел сказать. |
Первичное восприятие произведения. | Слово учителя: Ребята, пожалуйста, закройте глаза и постарайтесь представить то, что услышите в тексте, постарайтесь увидеть эту картину внутренним взором. Выразительное чтение стихотворения учителем. Устное словесное рисование: опишите словами картину, которую вы увидели. какой цвет преобладает в вашей картине? Комментарий (в сопровождении презентации) 1914 – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.1917 – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.1918 – попытка захвата территории России войсками стран участников Первой мировой войны. – Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта? (События, происходившие в России, заставили поэта воспринимать свою малую родину как сказочную землю, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать.) Беседа Почему стихотворение Есенина без названия? |
Анализирующее наблюдение | Прием «Лексическая цепочка» Задание: выберите и запишите детали в 1 колонку, связанные с образом Родины, во 2 колонку - детали, связанные с душевным состоянием лирического героя. 1 - родимый дом, голубую Русь, в три звезды березняк, луна распласталась на тихой воде, словно яблонный цвет, старый клен на одной ноге, стережет; 2 – покинул, оставил, теплит матери старой грусть, у отца седина, не скоро вернусь, долго, знаю, есть радость в нем, старый клен на меня похож. Прием «Беседа» Обратите внимание на детали, связанные с образом Родины. Почему поэт называет Русь голубой? Какой образ возникает благодаря этому эпитету? Обратите внимание на детали, связанные с душевным состоянием лирического героя. Что мы можем рассказать о его прошлом, о его чувствах в прошлом? (родимый – нежность, душевная близость; тепло, тихо, радостно) А какие чувства герой испытывает в данный момент? (ностальгия, сожаление, смятение) Кому предназначено восклицание: «Я не скоро, не скоро вернусь!»? (собеседнику, случайному слушателю или самому себе) В буре событий, захвативших молодого поэта, малая родина стала восприниматься им как сказочная земля, где все осталось по-прежнему, где его ждут отец и мать. Какими изображены родители в стихотворении? Какие сравнения использует поэт? Прием «Ассоциация» Запишите (параллельно на доске и в тетрадях) ассоциации, возникающие у вас со словом пурга (можно записать на лучах снежинки). К акой смысл вложил поэт в образ пурги? Прием «Беседа» Кто, по мнению С. Есенина, сможет защитить голубую Русь? Образ клёна, который «стережёт голубую Русь», Есенин прямо ассоциирует с самим собой. Почему возникла такая ассоциация у поэта? Клен является олицетворением русской деревни, символом надежды в то, что пока поэт будет вдали от дома, его малая родина не сильно изменится. Его душа неизменно обращена к родным краям. В сильном и постоянном дереве лирический герой видит своего наместника, который защитит родные земли и напомнит людям о нем. Надо отметить, что этот образ клёна, который поэт связывает со своими ощущениями и переживаниями, будет ещё не раз повторяться в его лирике. Есенин - подлинный народный художник слова, искренне и страстно любивший и воспевавший свою великую Родину, ее людей, природу, радости и заботы. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – вот то главное, что выделяет Сергей Есенин в своей поэзии, в чем видит её устремленность. Обратите внимание на палитру стихотворения «Я покинул родимый дом». Какими цветами она наполнена? голубой, белый, желтый, золотой, разноцветные листья клена. Рассмотрите внимательно фотографию родного дома Сергея Есенина в Константиново. Присутствуют ли на ней эти же цвета? Что нам подсказывают эти цвета? Обратите внимание на композицию стихотворения. Что можно отметить? Поэт последовательно говорит о том, что покинул родимый дом, затем о родителях, о своем нескором возвращении и старом клене. Как можно назвать такой вид композиции? Что она помогает выразить? Композиция линейная, что обозначает движение, развитие. |
Концептуальное осмысление | Прием «Эвристическая беседа» Меняется ли восприятие мира поэтом в конце стихотворения? Какими чувствами наполнена последняя строфа? Утверждение радости жизни, вера и надежда в лучшее. Сергей Есенин никогда не видел преград на пути к любви к своей Родине. Так, несмотря на советскую критику, он продолжал воспевать любимую «голубую Русь». Он оставался одним из немногих, кто был свято верен идеалам навсегда исчезнувшей России. |
Художественная интерпретация произведения школьниками | Выразительное чтение стихотворения школьниками. Кто хотел бы выразительно прочитать стихотворение? |
Оценка и рефлексия | Прием «Беседа» Что вы сегодня открыли для себя, обратившись к стихотворению С.А. Есенина «Я покинул родимый дом»? |
Домашнее задание | Выучить стихотворение наизусть. Подобрать к стихотворению картины художников (по желанию). Нарисовать свою иллюстрацию к стихотворению (по желанию). |