Тренировочная работа к уроку русского языка в 11 классе «К ЕГЭ шаг за шагом. Теория и практикум задания №8»
Готовимся к ЕГЭ -2019
ЗАДАНИЕ 7
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Таблица 1
1) между подлежащим-местоимением и сказуемым
№ |
Пример с ошибкой |
Исправленный пример |
Вид ошибки |
1.1 |
Кто из сестер вам об этом сказала? Ничто, даже проливные дожди, не могли помешать состязаниям |
Кто из сестер вам об этом сказал? Ничто, даже проливные дожди, не могло помешать состязаниям |
Неправильное согласование подлежащего, выраженного местоимениями кто, никто, что, ничто, и сказуемого |
№ |
Пример с ошибкой |
Исправленный пример |
Вид ошибки |
1.2 |
Те, кто поехал на экскур- сию, остался очень доволен. Многие из тех, кто любит русский Север, стремится еще раз посетить Кижи |
Те, кто поехал на экскурсию, остались очень довольны. Многие из тех, кто любит русский Север, стремятся еще раз посетить Кижи |
Неправильное согласование подлежащего и сказуемого в главной части СПП с кон- струкциями типа те, кто; многие из тех, кто; все, кто |
2) между подлежащим с приложением и сказуемым
1.3 |
Пьеса «Вишневый сад» на- писан…. В газете «Московском комсомольце» опубликовано… |
Пьеса «Вишневый сад» напи- сана…. В газете «Московский комсомолец» опубликовано… |
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – название художественного произведения, периодического издания и др. |
1.4 |
Улица Арбат расположен в центре Москвы. Порт Ялта была закрыта. Озеро Байкал – самый глубокий в России |
Улица Арбат расположена в центре Москвы. Порт Ялта был закрыт. Озеро Байкал – самое глубо- кое в России |
Неправильное согласование сказуемого с подлежащим, при котором есть приложение – географическое название |
Нарушение норм управления
Таблица 2
Пример с ошибкой |
Исправленный пример |
Вид ошибки |
|
2.1 |
Превосходство перед со- перником |
Превосходство над соперником (над чем-либо, над кем-либо) |
Неправильный выбор предло- га зависимого слова |
2.2 |
Разъяснение о смысле указа |
Разъяснение (чего?) смысла указа |
Неуместное использование предлога в беспредложной конструкции |
2.3 |
Потребность средств для производства Заведующий кафедры |
Потребность (в чем?) в средс- твах для производства. Заведующий (чем?) кафед- рой |
Неправильное употребление па- дежной формы зависимого слова |
2.4 |
Согласно указания дирек- тора. Вопреки прогнозов синоп- тиков. Благодаря правильного лечения. Ввиду сложностью мар- шрута |
Согласно (чему?) указанию директора. Вопреки (чему?) прогнозам синоптиков. Благодаря (чему?) правиль- ному лечению. Ввиду (чего?) сложности маршрута |
Неправильное употребление падежной формы существи- тельного с предлогами благо- даря, согласно, вопреки, ввиду |
Нарушение в построении предложений с однородными членами
Таблица 3
Пример с ошибкой |
Исправленная ошибка |
Вид ошибки |
|
3.1 |
Побывали не только в Москве, а также в Санкт- Петербурге. |
... не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге Или Побывав в Москве, а также в Санкт-Петербурге |
Смешение компонентов двой- ных союзов – создание непра- вильной пары |
3.2 |
Дополнительный мате- риал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов. |
Дополнительный материал я брал не только из учебной литературы, но и из газет и журналов |
Нарушение порядка слов в пред- ложении с двойным союзом. Каждая из частей двойного союза ставится перед соответс- твующим однородным членом |
3.3 |
Встретить на улицах, площадях, скверах |
... на улицах, площадях, в скверах |
Пропуск предлога в падежных формах, входящих в ряд однородных членов |
3.4 |
В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия |
… представители различных стран: Англии, Франции, Бельгии. (род. п.) |
Нарушение согласования в падеже обобщающего слова и членов однородного ряда |
3.5 |
Необходимо снижение се- бестоимости продукции и улучшать качество то- варов. Все были рады, счастливы и веселые |
Необходимо снижать себес- тоимость продукции и улуч- шать качество товаров. Все были рады, счастливы и веселы |
Соединение в ряду однород- ных членов разных частей речи (сущ. и глагол); разных форм слова (например, совме- щение полной и краткой форм прил.) |
3.6 |
Я хотел сказать о значе- нии спорта и почему я его люблю. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно работа- ют на уроке |
Я хотел сказать о значе- нии спорта и моей любви к нему. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно работающих… или …учеников, которые стре- мятся к знаниям и активно работают… |
Неправильное оформление ряда однородных членов (на- пример, совмещение причас- тного оборота и придаточного предложения) |
3.7 |
Говорили о том, как раз- водить и ухаживать за кроликами. Мы любили и гордились по- этом |
Говорили о том, как раз- водить (кого?) кроликов и ухаживать (за кем?) за ними. Мы любили (кого?) поэта и гордились (кем?) им |
Нарушение в управлении об- щим зависимым словом при однородных членах (требуют- ся разные падежные формы зависимых слов) |
3.8 |
Члены кооператива, стро- ящие свой дом и желая въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники |
Члены кооператива, строя- щие свой дом и желающие въехать в новые квартиры как можно раньше, решили устраивать воскресники |
Включение в однородный ряд причастного и деепричастного оборотов |
Нарушение в построении предложений с причастным и деепричастным оборотами
1) с причастным оборотом
Таблица 4
Пример с ошибкой |
Исправленная ошибка |
Вид ошибки |
|
4.1 |
Направляемые молодые специалисты быстро осва- иваются на местах |
Направляемые (кем?) ми- нистерством молодые спе- циалисты… |
Употребление причастия без необходимых зависи- мых слов (неполнота выра- жения) |
4.2 |
Воздух был пропитан ост- рым запахом моря и жир- ными испарениями земли, незадолго до вечера смочен- ными дождем |
…испарениями земли, (ка- кой?) незадолго до вечера смоченной дождем |
Ошибочное согласование причастного оборота: (не- правильный выбор опреде- ляемого (опорного) слова) |
4.3 |
Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвой- ных пород |
Лес, состоящий только из хвойных пород, тянется с севера на юг |
Отрыв причастного оборота от определяемого слова |
4.4 |
Приехавшие родственники из Сибири остановились у нас |
Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. Или: Родственники, приехавшие из Сибири, ос- тановились у нас |
Разрыв причастного обо- рота определяемым (опор- ным) словом |
2) с деепричастным оборотом
4.5 |
Читая текст, возникает такое чувство… |
Когда читаешь текст, воз- никает такое чувство… Или: При чтении текста… |
Употребление деепричастно- го оборота вне связи с дейс- твием подлежащего |
4.6 |
Приехав в Москву, ему стало грустно. |
По приезде в Москву ему стало грустно. Или: Приехав в Москву, он загрустил |
Употребление деепричастно- го оборота в безличном пред- ложении (без инфинитива) |
4.7 |
Слушая музыку, мне трудно было не плакать |
Слушая музыку, трудно было не плакать |
Употребление деепричастно- го оборота в безличном пред- ложении (с инфинитивом), где есть косвенное указание на субъект действия |
Нарушение в построении сложноподчиненных предложений
Таблица 5
5.1 |
Как только перестал дождь, и мы отправились домой. Он пишет то, что возму- щен этим случаем |
Как только перестал дождь, мы отправились домой. Он пишет, что возмущен этим случаем |
Неуместное употребление со- чинительного союза и. Употребление избыточных соотносительных слов (указа- тельного местоимения, наре- чия) в главной части СПП |
5.2 |
Автор пишет, что будто бы... что как он добился... |
Автор пишет, будто бы… как он добился… |
Употребление рядом двух од- нозначных союзов (но однако…, что будто бы…) |
5.3 |
Преданность Гринева Ма- ше Мироновой проявилась в том, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее |
Преданность Гринева Маше Мироновой проявилась в том, что, когда девушка была в руках злодеев, он спас ее |
Пропуск союза |
5.4 |
Когда утром казаки вста- ли, Тарас удивился, когда увидел, что среди них не было Андрия |
Когда утром казаки встали, Тарас удивился, увидев, что среди них не было Андрия |
Загромождение сложного предложения одинаковыми союзами |
5.5 |
Для получения прибыли и чтобы компенсировать затраты на рекламу, из- дательство увеличило цену книги |
Чтобы получить прибыль и компенсировать затраты на рекламу, издательство увеличило цену книги |
Использование синтаксически неоднородных конструкций в качестве однородных |
5.6 |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве |
Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить и ува- жать друзей |
Отрыв придаточного предло- жения от определяемого сло- ва в главной части сложной конструкции |
5.7 |
Последний пример доказы- вает о том, что приобре- тение автомобиля слиш- ком ответственное дело. Чиновник разъяснил о том, что клиент нару- шил инструкцию |
Последний пример доказы- вает, что приобретение ав- томобиля слишком ответс- твенное дело. Чиновник разъяснил, что клиент нарушил инструк- цию |
Неуместное употребление указательного слова при пос- троении СПП и нарушение правильного глагольного уп- равления: доказывает (что?); разъяснил (что?) |
5.8 |
Президент фонда резко сказал оппонентам, что как вы можете не заме- чать… |
Президент фонда резко ска- зал оппонентам, что они не замечают… |
Смешение прямой и косвен- ной речи в СПП с придаточ- ным изъяснительным |
ПРАКТИКУМ
Задание 1. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
№1 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя. 2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах. 3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров. 5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы. 8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. |
№2 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Марко Поло (1254—1324) — венецианский купец и путешественник, по своим торговым делам добравшийся до Китая и проведший там семнадцать лет при дворе хана Хубилая. 2) Решая задачу, ему было трудно. 3) Перголы, арки и трельяжи визуально делят участок на части, обособляя отдельные зоны. 4) Кремом «Софьей» пользуются несколько раз в год для профилактики отёчности ног. 5) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. 6) Тот, кто не жалеет труда, обычно достигают многого. 7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. 8) Перед обсуждением проекта все поглядывают и ищут будущих сторонников и оппонентов. 9) Летнее наводнение 2013 года, охватившее огромные территории российского Дальнего Востока и северо-востока Китая, стало одним из наиболее масштабных стихийных бедствий последнего десятилетия. |
№3 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Ярко окрашенные плоды хурмы, висящие на голых ветвях на фоне ослепительно голубого холодного неба, привлекали внимание многих японских поэтов. 2) Слушая музыку Моцарта, было чувство радости и любви к миру. 3) Я никогда не видел балета «Щелкунчика» в театре. 4) Перестав писать беллетристику, Станислав Лем обратился к философии и публицистике и заслужил звание «краковского оракула», знающего всё и обо всём имеющего собственное мнение. 5) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто. 6) Мы продолжаем публикации архивных материалов о московских зодчих, жившие в XVIII веке. 7) Андрей сказал, что лучше уж пусть мы оставим меня в покое. 8) Молодой Диккенс как-то сказал, что начал писать, для того чтобы в мире стало больше безобидного веселья и бодрости. 9) В мемуарах Александры Осиповны Смирновой-Россет, одной из ярких личностей пушкинского времени, прожившей долгую и удивительную жизнь, есть множество свидетельств о быте, вкусах, отношениях, еде её знаменитых современников. |
№4 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) ошибка в построении предложения с однородными членами Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Внезапно крики прекратились, группа людей. взволнованно загудела и, перекликаясь, неловко заспешила к выходу. 2) Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые. 3) Близких нужно любить и заботиться. 4) Учитель сказал, что, мол, сегодня я не буду проводить опрос. 5) Павел написал нам, что он стал победителем конкурса «Новое поколение» в номинации «Лучшее конструкторское решение». 6) На деревья набросился короед, за несколько месяцев превратив сотни гектаров зрелых ельников в мёртвый лес. 7) Большинство животных, живущих на свободе, заняты решением извечной задачи — собственным выживанием и продолжением рода. 8) Озеро Байкал глубок и полноводен. 9) Собирая грибы, нам нисколько не надоело.
|
Задание 2 Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное построение Б) нарушение в построении В) ошибка в построении |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1)Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» повествует о семье русских интеллигентов и их друзьях, переживающих социальный катаклизм гражданской войны. 2) Первый короткометражный немой фильм по роману Льва Толстого был снят в 1913 году, в котором роль князя Болконского сыграл актёр Иван Мозжухин. 3) Те, кто смотрит сериалы, наверняка знает об экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». 4)По мере развития киноискусства росло 5) Режиссёра Сергея Урсуляка в шолоховской эпопее «Тихом Доне» заинтересовала прежде всего 6)За колоссальную работу над киноэпопеей 7)Быстро усвоив все науки, принц отправился во Францию для получения более глубоких знаний. 8)Экранизируя классические про изведения, 9)Актёр М.А. Чехов говорил, что роль надо |
Ахметшина Наталья Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Устинова Валентина Ивановна
Селиванова Галина Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Селиванова Галина Геннадьевна