12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Жаркова Оксана Александровна942 Имею педагогический стаж - 24 года, высшее образование. Являюсь председателем аттестационной комиссии в ДОУ, руководителем рабочей группы детского сада, членом методического совета педагогического сообщества "Единый Урок. РФ". Россия, Пензенская обл., Нижний Ломов |
Проект «Шаг за шагом»
Проект "Шаг за шагом"
DOCX / 53.92 Кб
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г. Нижний Ломов
Проект
«Шаг за шагом»
Возраст детей: 2-7 лет
Автор: педагог-психолог МБДОУ
детский сад № 11
Жаркова О.А.
Пояснительная записка
Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Деятельность педагога-психолога ДОУ направленна, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Во все возрастные периоды у детей часто возникают определенные сложности, которые бывают связаны: с развитием интеллекта, состоянием психики, адаптацией к детскому саду, формированием произвольного поведения и самоконтроля и т.д. Так в 2-3 года при поступлении в дошкольное образовательное учреждение дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. В 3-4 года ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. У детей 6-7лет, часто при поступлении в первый класс, остаются не сформированными: произвольное поведение, самоконтроль, мотивация к учебе, и как правило, одной из причин не готовности ребенка к школе (психологической готовности) является излишняя двигательная активность, подвижность, импульсивность. Именно поэтому так важно оказывать психологическое сопровождение и психологическую поддержку детей в ДОУ на всех возрастных этапах. Так как единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует, был разработан проект для детей с учетом их возраста и психического состояния.
Проект разработан на основе следующих психологических программ:
1.А.С. Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
2.Н.Ю. Куражевой «Цветик - семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет
3.Н.Ю. Куражевой«Цветик - семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет
4.М.А. Федосеева «Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников 3-7 лет
5.В.Л. Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы». Для детей 5-7 лет.
6.Н.Ю. Куражевой «Цветик - семицветик». Программа психолого – педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет
Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы
- Закон РФ «Об образовании»
- Устав МБДОУ
- Программа развития МБДОУ
- Общеобразовательная программа МБДОУ
- Конституция РФ
- Конвенция о правах ребенка
- Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12 ФЗ
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 № 124-Ф3 (в ред. от 20.07.2000 г.).
Новизна проекта заключается в том, что он охватывает разные возрастные периоды, в которые психика детей бывает наиболее уязвимой - это адаптация к ДОУ, подготовка к школе, введение ребенка в мир общения со сверстниками. Весь методических материал подобран и структурирован таким образом, что психологическая поддержка осуществляется в игровой форме и форме тренингов - это позволяет детям наиболее успешно адаптироваться к новым условиям ДОУ, развить произвольное поведение, самоконтроль, коммуникативные навыки, учит детей управлять своими эмоциями и желаниями.
Направление проекта
Направление проекта - это комплексное развитие психически здорового ребенка с интеграцией по всем образовательным областям в рамках ФГОС.
Направление "Психологическая диагностика"
Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным является связь такой оценки эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Цель диагностической деятельности педагога-психолога: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Психологическая диагностика проводится по плану и внепланово ( по запросу родителей или педагогов в течение учебного года)
Направление "Развивающая работа и психологическая коррекция"
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности по данному направлению становится не исправление недостатков у воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы и, как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
Задачи данного направления уточняются в зависимости от конкретных проявлений проблем и используемого психологического инструментария. Задачи решаются в процессе проведения циклов занятий.
Направление "Психологическое консультирование"
Консультирование проводится по вопросам психического развития ребенка. Задачи психологического консультирования родителй и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а так же индивидуальных вариантов развития.
Консультирование проводится по следующим разделам:
- по проблемам трудностей в обучении;
- по проблемам детско-родительских взаимоотношений;
- по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе;
- по проблемам адаптации детей;
- по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Актуальность проекта в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога.
Цель проекта:
Раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей.
Задачи проекта:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных способностей, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Содержание проекта строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития, ведущего вида деятельности.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.
Построение проекта для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитие ведущего психического процесса или сферы психики.
Все занятия направлены на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий прописанными в основной общеобразовательной программе ДОУ.
Структура проекта
Предлагаемый проект опирается на возрастные особенности детей, особенности познавательного и эмоционального развития, при этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка.
Возраст 2-3 года, 3-4 года, 5-6 лет, 5-7 лет.
Формы работы с детьми в рамках проекта
Продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Возраст | Продолжительность |
2-3 года | 15 минут |
3-4 года | 20минут |
4-5 лет | 20 мин |
5-7 лет | 25 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему может варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдения психолога.
Принципы проведения занятий:
- Системность подачи материала.
- Наглядность обучения.
- Цикличность построения занятий.
- Доступность.
- Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
- Организационный этап.
Создание эмоционального настроя в группе.
Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
- Мотивационный этап.
Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
- Практический этап.
Подача новой информации на основе имеющихся данных;
Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.
Обработка полученных навыков на практике.
- Рефлексивный этап.
Обобщение полученных знаний.
Подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа
Этот вид работы включает различные виды диагностики познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении индивидуальной развивающей программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями
В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Методы работы.
- Психогимнастические игры.
- Этюды.
- Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, воображения.
- Игры и задачи, направленные на развитие произвольности.
- Релаксационные методы (с использованием стихов, музыки, записи звуков природы, релаксационной музыки).
- Методы и приёмы развития эмоциональной сферы: открытое проявление социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
- Методы и приёмы развития коммуникативных способностей: рассматривание иллюстраций с последующим диалогом между взрослым и детьми; работа в парах и мини командах; вопросы и ответы при разыгрывании ситуаций или обсуждение чего-либо во время тренинга; задания, требующие от ребёнка развёрнутого ответа, собственного мнения, суждения.
- Методы и приёмы развития культуры жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, пантомимики, движений, осанки, позы.
Планируемые результаты
Психологический эффект будет заключаться в доверии ребенка к педагогу-психологу, стремлении к контакту с ним, открытости и интересе к занятиям, а также снижении эмоциональной напряженности, в психологическом комфорте и позитивных чувствах, в от реагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний, в снижении частоты конфликтов с детьми и взрослыми.
Развивающий эффект занятий проявится:
- в интересе и желании эти занятия продолжать;
- в стремлении поговорить с педагогом-психологом об услышанном вне занятий;
- в том, что поведение детей станет улучшаться, эти улучшения они заметят сами;
- дети смогут использовать полученные умения в других видах деятельности: в игре, учении, общении.
Вторая группа раннего возраста
К концу года у детей должно сформироваться:
Эмоциональное развитие:
- ребенок должен адаптироваться к условиям и режиму детского сада;
- уметь обратиться за помощью к взрослому;
- стараться не мешать другим детям в процессе игры;
- быть инициативным в общении с взрослыми;
- уметь выражать свои желания и намерения;
- принимать активное участие в занятиях психолога;
- проявлять самостоятельность;
- оценивать себя положительно, проявлять жизнерадостность и активность во взаимоотношении стремиться достигать результата;
- проявлять интерес к действиям взрослого, адекватно реагировать на замечания старших.
Познавательное развитие:
- правильно ориентироваться в группе детского сада;
- понимать содержание несложной сюжетной картинки;
- соотносить и группировать разнородные предметы по одному из признаков;
- ориентироваться в трех контрастных величинах;
- целенаправленно действовать с предметами;
- эмоционально откликаться на общение со взрослыми;
- уметь слушать и понимать рассказ без показа;
- понимать речь и отвечать на вопросы взрослого о содержании рассказа.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими;
- владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,
- стремится двигаться под музыку;
- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Младшая группа
Планируемые достижения детей на конец года
Эмоциональное развитие
- выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, жестов, осанки, позы,
- взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения,
- проявлять любовь и внимание к членам семьи,
- разрешать межличностные конфликты,
- общаться с взрослыми в процессе совместной деятельности,
- распознавать эмоциональное состояние героев сказки,
- подчинять свое поведение в подвижных играх с правилами.
Познавательное развитие:
- определять свои отличительные особенности во внешности;
- определять свои предпочтения по отношению к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам;
- пользоваться правилами и нормами поведения;
- называть по имени всех детей и педагогов в группе;
- называть свой состав семьи;
- название некоторых базовых эмоций.
Подготовительная к школе группа:
Планируемые достижения детей на конец года
Эмоциональное развитие.
- выражать изменение эмоциональных состояний (радость, восторг, грусть, удивление, спокойствие, гнев, ярость);
- различать черты характера (доброта, злость, жадность, щедрость, капризность, уравновешенность, лень, трудолюбие);
- владеть способами волевой регуляции поведения;
- должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности;
- сформировать в себе позитивное отношение к себе, родным людям, друзьям;
- знать основные способы разрешения конфликтных ситуаций;
- самоконтроля и произвольного поведения;
- различать черты характера.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Тематический план занятий вторая группа раннего возраста.
Название занятия | Месяц | Цели, задачи | Образовательные области |
1.Знакомство. Мячики | Сентябрь | Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения действовать соответственно правилам игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле; развитие зрительного восприятия (цвета, формы); развитие внимания, речи, памяти и воображения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
2. Божья коровка | Сентябрь | Сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; снижение излишней двигательной активности; обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету; | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
3. Прогулка в осенний лес | Октябрь | сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений; развитие ориентации в пространстве; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
4. Знакомство с курочкой Рябой | Октябрь | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие координации движений; развитие ориентации в пространстве; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
5. Настольный театр курочка Ряба | Октябрь | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие координации движений; развитие ориентации в пространстве; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
6. Курочка Ряба знакомит с цеплятами | Октябрь | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие координации движений; развитие ориентации в пространстве; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
7. Сказка | Декабрь | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие координации движений; развитие ориентации в пространстве; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
8. Знакомство с друзьями курочки Рябы | Декабрь | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие координации движений; развитие ориентации в пространстве; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
9. Собачка | Декабрь | Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие координации движений; развитие ориентации в пространстве; развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
10. Домик для собачки | Декабрь | Развитие мелкой моторики руки; развитие восприятия, памяти; обучение приемам конструирования | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
11. В гости к мышке | Январь |
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
12. Рыбка | Январь |
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
13. Мышка | Январь |
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
14. Зимний лес | Февраль |
| Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
15. Колобок | Февраль | Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей моторики; развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; развитие тактильного восприятия, внимания, речи | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
16. Зайка | Февраль | Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого; развитие координации движений, общей моторики; развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
17. Мыльные пузыри | Февраль | Снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности, импульсивности; обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
18. Мамин день | Март | оптимизация детско-родительских отношений; воспитание доброго отношения к маме; развитие двигательных навыков; развитие восприятия, внимания и речи | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
19. Музыканты | Март | Создание положительной эмоциональной обстановки; сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей; развитие образности слухового восприятия; развитие слуховой и зрительной памяти; развитие общей моторики; развитие внимания, речи и воображения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
20. Мишка | Март | Сплочение группы, развитие эмпатии; снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности; развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры; развитие координации движений, общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
21. Непослушные мышата | Март | Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет; формирование положительной самооценки; развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм; развитие слухового внимания, быстроты реакции; развитие общей моторики; развитие чувства юмора, речи и воображения. | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
22. Сказка Колобок | Апрель | сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие восприятия; развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
23. Котята | Апрель | Формирование положительной самооценки; развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга; снятие мышечного напряжения; развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость); развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки; развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле, развитие пространственных представлений; развитие внимания, речи и воображения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
24. Веселый петрушка | Апрель | Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха; закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик); закрепление пространственных представлений («верх», «низ»); развитие общей моторики; развитие восприятия, речи и воображения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
25. Путешествие в сказку | Апрель | Сплочение группы, развитие эмпатии; развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию; снижение излишней двигательной активности; развитие восприятия, речи и воображения. | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
Тематический план занятий младшая группа
Название занятия | Месяц | Цели, задачи | Образовательные области |
1. Знакомство | Сентябрь | Познакомить детей друг с другом, создать благоприятную атмосферу на занятии | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
2. Давайте дружить | Сентябрь | Сплотить группу, сформировать положительное отношение к содержанию программы | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
3. Правила поведения на занятиях | Сентябрь | Развитие коммуникативных навыков, навыков культурного общения, развитие произвольности | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
4. Я и моя группа | Сентябрь | Включить детей в ситуации взаимодействия для решения проблемных практических задач, создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
5. Радость | Октябрь | Знакомство с “эмоцией радость”, привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
6. Грусть | Октябрь | Знакомство с эмоцией “грусть”, привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
7. Гнев | Октябрь | Знакомство с эмоцией “гнев”, развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения, тренировка мимических навыков | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
8. Словарик эмоций | Октябрь | Привлечь внимание к эмоциональному миру человека, обучение распознаванию и выражению эмоций, закрепление мимических навыков | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
9. Восприятие цвета.обобщение: фрукты, овощи. Разноцветный паровозик | Ноябрь | Развитие восприятия (цвета), развитие умения различать цвета, развитие мыслительной операции “обобщение” | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
10. Восприятие формы. “Пригласительный билет” | Ноябрь | Развитие восприятия формы: круг, квадрат, треугольник, развитие умения различать геометрические фигуры по цвету, размеру и форме | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
11. Восприятие величины | Ноябрь | Развитие восприятия величины,развитие мыслительной операции”сравнение” | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
12. Здравствуй, зима | Декабрь | Развитие познавательных психических процессов, обобщение пройденного материала | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
13. Диагностика-1 | Декабрь | Диагностика зрительной памяти, эмоциональной сферы, внимания, мышления | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
14. Диагностика-2 | Декабрь | Диагностика слуховой памяти, внимания, мышления, восприятия, коммуникативной сферы | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
15. Восприятие длины(длинный-короткий) | Январь | Развитие восприятия длинны, развитие умения соотносить предметы по величине | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
16. Восприятие величины (широкий- узкий) | Январь | Развитие восприятия ширины, развитие умения соотносить предметы по величине | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
17. Сказка “Сбежавшие игрушки”. Обобщение: игрушки | Январь | Развитие навыков общения, воспитание бережного отношения к вещам, игрушкам, развитие познавательных психических процессов | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
18. Сказка “Теремок”. Обобщение: животные | Февраль | Развитие навыков общения, развитие познавательных психических процессов | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
19. К.И. Чуковский “Федорино горе”. Обобщение: посуда | Февраль | Развитие коммуникативной и эмоциональной сфер детей,развитие познавательных психических процессов | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
20. Л.Ф. Воронкова “Маша-растеряша”. Обобщение: одежда, обувь | Февраль | Развитие познавательных психических процессов, воспитание бережного отношения к вещам | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
21. Мальчики- одуванчики | Февраль | Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка),развивать невербальное и вербальное общение, навыки самоконтроля | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
22. Девочки-припевочки | Март | Развивать умение различать индивидуальные особенности (пол, внешность, лицо, походка),развивать невербальное и вербальное общение, навыки самоконтроля | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
23. Сказка “Три медведя”. Обобщение: мебель | Март | Развитие эмпатии, развитие познавательных психических процессов | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
24. Сказка “Репка”. Дружба, взаимопомощь | Март | Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи, создавать нравственные основы личности ребенка, развитие познавательных психических процессов | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
25. Страна Вообразилия | Март | Развивать фантазию и воображение, формировать интерес к творческим играм | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
26. День смеха | Апрель | Развивать воображение, интерес детей к окружающему миру, развивать творческое мышление | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
27. Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые | Апрель | Подготовка к итоговой диагностике, развитие познавательных психических процессов | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
28. Итоговая диагностика-1 | Апрель | Диагностика коммуникативной сферы, мышления (исключение, классификация), внимания (устойчивость, распределение), зрительной памяти | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
29. Итоговая диагностика-2 | Апрель | Диагностика коммуникативной сферы, мышления (анализ, исключение), внимания (слуховое, концентрация) | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
Тематический план занятий средняя группа
Название занятия | Месяц | Цели, задачи | Образовательные области |
1. Знакомство | Сентябрь | Познакомить детей друг с другом, создать благоприятную атмосферу на занятии | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
2. Давайте дружить | Сентябрь | Сплотить группу, сформировать положительное отношение к содержанию программы | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
3. Волшебные слова | Сентябрь | Продолжить знакомство детей друг с другом, развивать навыки культурного общения, создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
4. Правила поведения на занятиях | Сентябрь | Развивать коммуникативные навыки, развивать навыки культурного общения, произвольность | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
5. Радость и грусть | Октябрь | Развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в группе, привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека, обучить выражению радости, грусти и их распознанию | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
6. Гнев | Октябрь | Развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в группе, привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
7. Удивление | Октябрь | Развитие коммуникативных умений и навыков, привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека, обучить распознаванию и выражению эмоций радость, грусть, гнев, удивление | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
8. Испуг | Октябрь | Развитие коммуникативных умений и навыков, наблюдательности, обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления, профилактика страхов у детей | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
9. Спокойствие | Ноябрь | Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров, привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
10. Словарик эмоций | Ноябрь | Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека,обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления, | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
11. Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) | Ноябрь | Развитие восприятия сенсорных признаков предметов, развитие мыслительных процессов | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
12. Восприятие свойств предметов | Декабрь | Развитие восприятия свойств предметов, развитие мышления (сравнение, исключение, анализ), внимания (зрительное, слуховое), Воображения и логического мышления | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
13. Диагностика-1 | Декабрь | Диагностика зрительной памяти, мышления (анализ, исключение), внимания (концетрация, распределение), коммуникативных навыков | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
14. Диагностика- 2 | Декабрь | Диагностика слуховой памяти, внимания (распределение), воображения, коммуникативных навыков | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
15. Мои помощники глазки | Январь | Совершенствование восприятия, тренировка зрительных ощущений, развитие зрительного внимания.ю зрительной памяти, активизация творческой активности, закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
16. Мой помощник носик | Январь | Совершенствование восприятия, тренировка обоняния, активизация творческой активности, закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
17. Мой помощник ротик | Январь | Совершенствование восприятия, тренировка вкусовых ощущений, активизация творческой активности, закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
18. Мои помощники ушки | Февраль | Совершенствование восприятия, тренировка слуховых ощущений, активизация творческой активности, закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств, развитие слуховой памяти, внимания | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
19. Мои помощники ручки | Февраль | Совершенствование восприятия, тренировка тактильных ощущений, активизация творческой активности, закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания, формирование позитивной мотивации общения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
20. Мои помощники ножки | Февраль | Совершенствование восприятия, формирование позитивной мотивации общения, развитие двигательной активности | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
21. Из чего же сделаны наши мальчишки? | Февраль | Развитие коммуникативных навыков, закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков, работа по развитию самоконтроля | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
22. Из чего же сделаны наши девченки? | Февраль | Развитие коммуникативных навыков, закрепление знаний об особенностях поведения девочек, способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тете | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
23. Страна Вообразилия | Март | Развивать воображение, продолжать формировать вербальное общение, умение слушать, развивать мелкую и общую моторику,развитие самосознания | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
24. Прогулка по городу | Март | Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение, развитие коммуникативной, эмоциональной сферы | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
25. Здравствуй весна! | Март | Развить воображение, на основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы, развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений слов | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
26. День смеха | Апрель | Развить воображение, творческое мышление | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
27. В гостях у сказки | Апрель | Развить воображение, память,пантомимическую и речевую выразительность, закрепить знание содержания сказок, развить творческое мышление | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
28. Диагностика-1 | Апрель | Диагностика зрительной памяти, мышления (анализ, синтез, исключение, обобщение) | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
28. Диагностика-2 | Апрель | Диагностика слуховой памяти, мышления (зрительный синтез, установление причинно-следственных связей), внимания, развития коммуникативных навыков | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
Тематический план занятий старшей и подготовительная к школе групп
Название занятия | Месяц | Цели, задачи | Образовательные области |
1. Знакомство | Сентябрь | Познакомить детей друг с другом, развивать невербальное и вербальное общение, снять телесное и эмоциональное напряжение | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
2. Наша группа | Сентябрь | Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств, развивать вербальное и невербальное общение, снять телесное и эмоциональное напряжение, развивать навыки самосознания | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
3. Правила поведения на занятиях | Сентябрь | Познакомить детей с правилами поведения в группе, развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, развивать мелкую и общую моторику, снять телесное и эмоциональное напряжение, | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
4. Страна “Психология” | Сентябрь | Развивать вербальное и невербальное общение, снять телесное и эмоциональное напряжение | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
5. Радость и грусть | Октябрь | Познакомить детей с чувством радости, грусти, обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию, формирование навыков адекватного реагирования на совершенное действие или поступок | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
6. Гнев | Октябрь | Познакомить детей с чувством гнева, обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию, формирование навыков адекватного реагирования на совершенное действие или поступок | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
7. Удивление | Октябрь | Познакомить детей с чувством удивления, обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию, формирование навыков адекватного реагирования на совершенное действие или поступок | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
8. Испуг | Октябрь | Познакомить детей с эмоцией испуг, учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям, развивать умение справляться с чувством страха, учить детей выражать чувство страха на рисунке | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
9. Спокойствие | Ноябрь | Познакомить детей с чувством спокойствия, учить детей узнавать чувство спокойствия по его проявлениям, формирование навыков адекватного реагирования на совершенное действие или поступок, снятие эмоционального напряжения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
10. Словарик эмоций | Ноябрь | Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия, развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека, обогащение и активизация словаря детей обозначающих различные эмоции | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
11. Страна “Вообразилия” | Ноябрь | Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений, развивать невербальное и вербальное общение, формировать интерес к творческим играм | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
12. В гостях у сказки | Ноябрь | Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность, закрепить содержание знание сказок, развивать творческое мышление | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
13. Занятие №1 | Декабрь | Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, целенаправленного внимания и наблюдательности, мышления и речи, совершенствование коммуникативных навыков | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
14. Занятие №2 | Декабрь | Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, целенаправленного внимания и наблюдательности, мышления и речи, совершенствование коммуникативных навыков, совершенствование элементарных математических представлений | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
15. Занятие №3 | Декабрь | Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, целенаправленного внимания и наблюдательности, мышления и речи, совершенствование коммуникативных навыков, совершенствование элементарных математических представлений | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
16. Занятие №4 | Декабрь | Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания,, мышления и речи, развитие общей и мелкой моторики | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
17. Занятие №5 | Январь | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наблюдательности, мышления, речи, общей и мелкой моторики, совершенствование коммуникативных навыков | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
18. Занятие №6 | Январь | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наблюдательности, мышления, речи, общей и мелкой моторики, совершенствование коммуникативных навыков | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
19. Занятие №7 | Январь | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наблюдательности, мышления, речи, общей и мелкой моторики, совершенствование коммуникативных навыков | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
20. Занятие №8 | Февраль | Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наблюдательности, мышления, речи, общей и мелкой моторики, совершенствование коммуникативных навыков | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
21. Этикет. Внешний вид | Февраль | Познакомить с правилами личной гигиены, сформировать представления о внешнем виде культурного и опрятного человека, продолжать формировать навыки вербального и невербального общения,воспитывать нравственные чувства | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
22. Общественный этикет | Февраль | Познакомить с общественным этикетом, развивать слуховое и зрительное восприятие, развитие самосознания, продолжать формировать навыки вербального и невербального общения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
23. Столовый этикет | Февраль | Познакомить детей со столовым этикетом, сформировать представления о культуре проведения за столом, развивать логические операции посредством речевого общения, развивать внимание, развитие самосознания, продолжать формировать навыки вербального и невербального общения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
24. Подарочный этикет | Март | Познакомить детей с правилами подарочного этикета, развивать слуховое и зрительное внимание, развитие самосознания, продолжать формировать навыки вербального и невербального общения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
25. Гостевой этикет | Март | Познакомить детей с гостевым этикетом, закрепить представления о культуре внешнего вида и навыки правильного поведения за столом, развитие самосознания, продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, развивать слуховое и зрительное внимание | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
26. Волшебные средства понимания | Март | Сплотить группу, развивать вербальное и невербальное общение, формировать отношения доверия, умения сотрудничать | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
27. Мамины помощники | Март | Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, тете, расширить и уточнить словарь детей по теме “Женские профессии” | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
28. Я и моя семья | Апрель | Воспитывать любовь и уважение к семье, расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, развивать слуховое и зрительное внимание, зрительную память, мышление, речь, развивать вербальное и невербальное общение | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
29. Я и мои друзья | Апрель | Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям, раскрыть значимость моральной поддержки друзей, воспитывать доброе отношение друг к другу | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
30. Я и мое имя | Апрель | Идентификация ребенка со своим именем, формировать позитивное отношение ребенка к своему имени, стимулировать творческое самовыражение | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
31. Я особенный | Апрель | Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств, самовыражению, совершенствовать умение выступать перед группой, учить детей понимать себя, свои желания, чувства, развивать самосознание, снять телесное и эмоциональное напряжение | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
Название занятия | Месяц | Цели, задачи | Образовательные области |
1.Путешествие золотой рыбки | Декабрь | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других, способствовать снижению уровня тревожности, развивать образное мышление, тактильную чувствительность | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
2. Солнечный мальчик | Декабрь | Воспитывать доброе отношение к окружающим, развивать уверенность в собственных силах,развивать умение работать коллективно | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
3. Принцесса и дракон | Декабрь | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других, способствовать снижению уровня тревожности, развивать тактильную чувствительность | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
4. Заколдованный город | Декабрь | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других, способствовать снижению уровня тревожности, развивать тактильную чувствительность | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
5. Мир наоборот | Январь | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других, способствовать снижению уровня тревожности, развивать тактильную чувствительность, образное мышление, совершенствовать навык регуляции мышечного напряжения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
6. Воробьиная семья | Январь | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других, способствовать снижению уровня тревожности, развивать тактильную чувствительность, образное мышление, совершенствовать навык практического общения | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
7. Пчелка в темноте | Январь | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других, способствовать снижению уровня тревожности, развивать тактильную чувствительность | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
8. Брыкающаяся лошадка | Февраль | Совершенствовать навык практического общения, развивать воображение, образное мышление, тактильную чувствительность | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
9. Два брата | Февраль | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других, способствовать снижению уровня тревожности, развивать тактильную чувствительность | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
10. Дедушка и внучек | Февраль | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других, способствовать снижению уровня тревожности, развивать тактильную чувствительность, образное мышление | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
11. Белки и орехи | Февраль | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других, способствовать снижению уровня тревожности, развивать тактильную чувствительность, образное мышление | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
12. Добрые волшебники | Март | Развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, прислушиваться к себе и мнению других, способствовать снижению уровня тревожности, развивать тактильную чувствительность | Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие |
Список литературы
1. В.Л. Шарохина, Л.И. Катаева Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы.-М.: ООО “Национальный книжный центр”, 2014..-120 с. +CD.- (Психологическая служба)
2. “Цветик-семицветик”. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет. / Н.Ю. Куражева и др.; прод ред. Н.Ю. Куражевой– СПб.: Речь; М.: Сфера, 2014.- 160 с.
3. “Цветик-семицветик”. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 4-5 лет. / Н.Ю. Куражева и др.; прод ред. Н.Ю. Куражевой– СПб.: Речь; М.: Сфера, 2014.- 160 с.
4. “Цветик-семицветик”. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет. / Н.Ю. Куражева и др.; прод ред. Н.Ю. Куражевой– СПб.: Речь; М.: Сфера, 2014.- 160 с.
5. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. - Волгоград : Учитель, 2015.- 122 с.
6. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012.-72 с.+СD-диск (Психологическая служба)