Логопедический массаж проводят малышам с нарушениями речи старше 2-х лет, а также детишкам от 3-х месяцев в профилактических целях. Конечно же, лучше, если массаж вашему ребёнку будет проводить квалифицированный специалист, но при желании любая мамочка сможет овладеть основами массажа и самостоятельно в домашних условиях заниматься со своим чадом.
Тело ребенка перед началом сеанса массажа необходимо привести в правильное положение. Это поспособствует расслаблению и нормализации мышечного тонуса, сделает дыхание более свободным. Наиболее оптимальными при логопедическом массаже являются следующие положения:
- ребенок находится в кресле с высоким подголовником в положении полусидя;
- ребенок в положении лежа на спине. Под шею ему следует подложить небольшой валик, что позволит немного откинуть голову назад и приподнять плечи. Ноги должны лежать свободно и при этом быть чуть-чуть согнутыми в коленях, для этого также можно подложить под колени валик; руки вытянуты вдоль тела;
- ребенок находится в откидывающемся детском стульчике или сидячей коляске в положении полусидя.
Начинать логопедический массаж следует с общего массажа лица. Это способствует развитию оральной сферы и мимических средств общения.
Процедура массажа лица длится около 3-х – 5-ти минут. Это время должно быть приятным ребёнку, не вызывать никакого дискомфорта, поэтому совмещая приятное с полезным, во время массажа можете, например, рассказывать сказки, петь песни, словом, увлекать и развивать ребёнка.
Основными приёмами должны быть лёгкое поглаживание, при котором кожа не будет собираться в складки, и вибрация (движение выполняется фалангами пальцев и напоминает процесс просеивание муки через сито).
Массаж лица проводите в следующих направлениях:• От бровей к волосистой части головы.
• От середины лба к вискам.
• От внешнего угла глаза к внутреннему на нижнем веке, и в обратном направлении – на верхнем.
• От уголков рта к ушным раковинам.
• От корня носа к вискам.
• От середины подбородка к мочке уха.
• Снизу – вверх по передней поверхности шее, и сверху – вниз – по боковым.
Для того, чтобы расслабить мышцы шеи, что в свою очередь, вызовет расслабление корня языка, нужно слегка покачать головой ребёнка. Поместите правую руку под голову малыша и плавно поверните его голову сначала в одну, затем, в другую сторону, при этом слегка покачивая ею вперёд.
После такой разминки, можно перейти к логопедическому массажу.
Массаж губ.1. Поставьте указательные пальцы у крыльев носа и проводите поглаживающие движения с лёгким нажатием по носогубным складкам к уголкам рта. Повторите 8-10 раз.
2. Поставьте указательные пальцы на середине верхней губы и растирайте её к уголкам рта. Повторите 8-10 раз. То же самое повторите и с нижней губой.
3. Указательным и большим пальцами пощипывайте сначала верхнюю губу от одного уголка рта к другому, затем, нижнюю. Повторите 8-10 раз для каждой губы.
4. Указательным пальцем выполните постукивания над верхней и нижней губой по часовой стрелке. Начните с совсем лёгких движений, и постепенно набирайте силу воздействия.
5. Расположите указательные пальцы в уголках губ и собирайте верхнюю губу к середине, затем, наоборот, слегка растяните её. То же самое повторите 8-10 раз и для нижней губы.
Массаж языка.При выполнении этого массажа обратите внимание на следующие моменты:
- Движения в основном направлены от корня языка к кончику. По характеру воздействия они должны быть довольно активными и интенсивными.
- Основными приёмами являются перетирание и разминание.
- При сниженном тонусе мышц языка, как правило, снижен и рвотный рефлекс, поэтому область корня языка можно так же активно массировать.
- Повышенное слюноотделение неизменно сопровождает пониженный тонус мышц, поэтому в процессе массажа и перед его выполнением предлагайте ребёнку проглатывать слюну.
Активизирующий массаж языка может включать в себя следующие движения:
1. Положите большой палец сверху языка, а средний и указательный – снизу. Начните перетирания в горизонтальном направлении от корня к кончику сначала с одной стороны языка, затем, с другой.
2. Не меняя положения пальцев, выполните перетирание мышц языка спиралевидными движениями, постепенно увеличивая силу давления. Направление движения то же, что и в предыдущем упражнении.
3. Сохраняя исходное положение пальцев, выполните перетирания в поперечном направлении сначала с одной стороны языка, затем, с другой.
4. Расположите большой и указательный пальцы на боковых поверхностях
языка, сожмите язык с боковых поверхностей. Удерживайте язык в сжатом
положении 2 секунды, затем немного переместите пальцы и повторите движение.
5. Положение пальцев не меняйте. Правой рукой сожмите язык с боковых поверхностей. Указательным и большими пальцами выполните перетирающие движения, постепенно передвигаясь от корня языка к кончику.
6. Выполните пощипывающие движения по краю языка большим и указательным пальцами.
7. При помощи рифлёной поверхности ручки или зубной щётки выполните похлопывания мышц языка.
8. На нижние зубы ребёнка положите валик из марли. Возьмите деревянный шпатель (карандаш) и выполните им вибрацию языка.
Логопедический массаж – это не всё, что нужно делать, если у ребёнка есть нарушения речи, поэтому, как только вы их обнаружите, обратитесь к квалифицированному специалисту.