12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия74
Педагог-психолог
Россия, Кунгур

Методическая разработка

Тема: «Как другие видят нас и как мы видим себя»

Пояснительная записка

Дилеммы развития стрессоустойчивости старшеклассников в наше время привлекают к себе внимание учителей, психологов, врачей. В этот период подростки / юноши сталкиваются с проблемами, которые связанны с возрастными изменениями, с этапами личностного самоопределения, а также подготовки к различным видам экзаменов, итоговой аттестации.

Цель: формирование и развитие у обучающихся старших классов установок на самопознание и саморазвитие, мотивирование их к сохранению психологического здоровья.

Задачи:

Обучить обучающихся старших классов техникам и приемам саморегуляции, тем самым предупредить у них развитие личностной тревожности, рисков подросткового и юношеского возраста.

Помочь осознать и принять свои эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей; стать открытым переживаниям, понять и принять себя.

Адресат: обучающиеся старших классов.

Актуальность:

Нельзя отрицать, что профилактике стрессовых состояний и развитию стрессоустойчивости у старшеклассников уделяется недостаточно внимания. Поиск путей, методов диагностики, а также способов их защиты от эмоционального стресса приобрел огромную практическую значимость. Умение прорабатывать собственные скрытые переживания, негативные эмоции – это профилактика психологического здоровья.

Оборудование: презентация, аудиозаписи музыки, средства мультимедиа, раздаточный материал (брошюра, листы бумаги форматом А4, ручки или карандаши).

Время проведения: 1 час (1час. 30 минут).





Конспект

Подготовительный этап.

Здравствуйте, я очень рада видеть вас!

Стать успешным в жизни непросто.

Что необходимо делать, чтобы стать профессионалом в своем деле? (Несомненно, необходимо работать, иметь фантазию, усердие, любовь к делу, стремление учиться, совершенствоваться, нужно обладать терпением, выдержкой, быть гибким и мобильным).

Что происходит в нашей душе, когда приходится решать множество задач? (Появляются ощущения усталости, раздражения, плохого самочувствия, связанные с переутомлением).

Существуют рекомендации, способные сократить появление симптомов стресса. Например: опирайтесь на поддержку близких, делитесь с ними переживаниями, накопленными в течение дня; хорошо высыпайтесь, занимайтесь спортом, наполняйте свою жизнь приятными событиями; интересуйтесь окружающей вас жизнью – разнообразьте свой досуг.

Надеюсь, наш тренинг позволит открыть для вас дополнительные возможности.

Этап мотивации.

Упражнение «Труд и профессия».

Цель: научиться испытывать радость от работы.

Реквизит: брошюра для участников тренинга. (Приложение 1).

Инструкция:

«Прочтите отрывок из книги Г.Селье «Стресс без дистресса».

Что вы думаете о прочитанном?

Каким образом, по вашему мнению, учеба, труд могут стать источником радости? Поделитесь собственным опытом».

Инструкция:

«Ответьте на следующие вопросы:

Получаете ли вы удовлетворение от своей жизни? Какое именно?

От каких аспектов деятельности вы получаете наибольшее удовлетворение?

Что, наоборот, приносит вам неудовлетворение?

Что можно изменить в вашей нынешней жизни, чтобы испытывать от нее большую радость?

Что зависит в этом плане лично от вас? Что вы сами можете изменить?»

Ответы читаются и обсуждаются.

II. Основной этап.

Теоретические основы.

Говоря о стрессе, следует уточнить понятие.

Что же, по вашему мнению, есть стресс? (Стресс — особая форма переживания чувств и эмоций. Это ответ организма на условия среды и требования, выдвигаемые средой к личности. С английского переводится как «напряжение»).

Что такое эмоция? (Эмоция (от лат. «emoveo» — потрясаю, волную) — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру).

Эмоции включают в себя компоненты:

Переживание как отражение субъектом своих собственных состояний.

Физиологический компонент: вегетативные показатели (ЧСС, артериальное давление, диаметр зрачка и др.), секреторные реакции (слезы, пот и др.), расстройства пищеварительной системы, активность мозга, химический и гормональный состав крови, мочи, слюны и прочее.

Мышечные реакции: напряжение, гипертонус.

Экспрессивный компонент: мимические, психомоторные, звуковые.

Когнитивная оценка полезности или вредности текущих событий.

Эмоциональный стресс не является неизбежным. Различные шаги могут его предотвратить, ослабить влияние негативных психологических факторов или исключить их возникновение.

Упражнение «Список».

Цель: понять и принять себя.

Реквизит: брошюра для участников тренинга. (Приложение 2).

Инструкция:

«Перед вами лист бумаги. (Приложение 3), делим его вертикально пополам и горизонтально пополам. Получится четыре «окна». В левый верхний угол следует написать то, что вам известно о себе и известно другим (имя, цвет волос, пол и т.д.).

Далее берем список качеств. Опишите себя прилагательными из списка, если считаете нужным, можете дописать свои прилагательные, которых нет в списке».

Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека».

Цель: работа с ресурсными состояниями, чувствами и рефлексией.

Реквизит: аудиозапись музыки для релаксации. (Приложение 4).

Инструкция:

«Сядьте поудобнее, закройте глаза, максимально расслабьтесь. Сегодня вы станете писателем. Текст теста. (Приложение 5.)

Обсуждение:

Расскажите о своих чувствах после упражнения.

Отметьте разницу между безоценочной любовью, принятием себя.

Допишите мысли, чувства, которые у вас возникли после выполнения упражнения в левое верхнее «окно», то, что мы осознаём, присваиваем себе.

Техника подчеркивания общности. (Проводится в форме карусели или работы в парах).

Цель: научиться снижать эмоциональное напряжение в общении с помощью подчеркивания общности целей, интересов, личностных характеристик и т.п.

Инструкция:

«Предлагаем поработать в парах. Каждому участнику тренинга следует сообщить другому о том, что его с ним объединяет (не менее 1 качества, а лучше больше до 10). В ответ партнер говорит либо «Согласен!» либо «Я подумаю над этим».

Требования:

общие черты должны быть приятны партнеру достоинства, качества, которые человек принимает в себе сам;

общие черты должны соответствовать деловой или личностной экспертной зонам человека

В этом упражнении пригодится брошюра со списком качеств и таблица. Следует дописать в левом верхнем «окне» качества, которые в вас видят другие, вы принимаете это. (Методическое пояснение. Показать на листе, чтобы участники не запутались).

Если в результате выполнения упражнения вы узнаете о своих качествах, о которых не подозревали, то их следует записать в правом верхнем «окне».

Обсуждение:

Как изменилось ваше эмоционально состояние в результате этого упражнения?

Какого рода общность следует подчеркивать для снижения напряжения? Как именно это нужно делать?

Упражнение «20 обратных связей».

Цель: осознать и принять свои эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей, работа с ресурсными состояниями, чувствами и рефлексией.

Реквизит: аудиозапись музыки для релаксации. (Приложение 4).

Инструкция:

«Опросите максимум участников тренинга. Задайте два вопроса:

Какие мои сильные стороны вы видите?

По какому вопросу вы бы обратились ко мне за советом?

Чем больше ответов будет, тем интереснее получится результат».

Проанализируйте полученную обратную связь:

Какие качества совпали?

Что одинакового отметили ваши респонденты?

Есть что-то, что особенно часто повторяется или что стало неожиданностью для вас?

Подумайте, как можно использовать полученную информацию в повседневной жизни, учебе, семье.

Допишите «окошки» в таблице.

Техника / матрица «Окно Джохари».

Цель: развития самосознания, доверия и общения.

Реквизит: брошюра для участников тренинга. (Приложение 6).

Инструкция:

«Мы уже начали выполнять технику, выполняя предыдущие упражнения. Предлагаем взглянуть на таблицу, до конца ее заполнить».

«Впишите в соответствующие «окошки» все, что приходит на ум и кажется вам реалистичным. Итак, разберемся по порядку.

Левое верхнее «окно» («открытая» зона) или «общественное Я». В нем написано то, что вы знаете о себе, что знают о вас другие, т.е. это те ваши качества, мысли, чувства, которые вы осознаёте, присваиваете себе и открыто предъявляете окружающим вас людям, и они, в свою очередь, признают наличие у вас этих свойств личности.   Это как раз то, что находится в сознании и лежит на поверхности. Необходимо увеличивать размер этой области путем самораскрытия, то есть рассказывать другим о себе.

• Левое нижнее «окно» («скрытая» зона) или «тайное Я». Пишем то, что известно человеку о себе, но неизвестно другим, то, что вы знаете о себе, но о вас не знают другие. Пример: ваши тайны, секреты, предпочтения, надежды, страхи, мысли, чувств. Стоит обратить внимание на то, почему именно это вы скрываете от окружающих людей. Если человеку станет известно больше информации о вас, то качество коммуникации и взаимопонимания будет на уровень выше. 

• Правое верхнее «окно» («слепая» зона, «слепое» пятно). Это то, что другие знают о вас, но вы не знаете о себе. Пример: чувства людей в отношении вас, ваши манеры, привычка перебивать других на полуслове и т.д. Для заполнения «слепого пятна» вспомните все, что когда-либо вам говорили другие люди о вас, ваших качествах, умениях и способностях. Трансформация этой зоны, в зону открытую, достигается за счёт обратной связи от других людей. Обратная связь, это про то, как человек чувствует себя рядом с вами, как он видит вас (тут то вы и можете услышать причину, по которой с вами тяжело общаться, например). Не все хотят слышать эту обратную связь, называют это «общественным мнением, на которое им плевать». Это все прекрасно, до тех пор, пока вас устраивает ваша социальная жизнь. А если вы одиноки и никто не хочет вступать с вами в близкие (и не только) отношения, то, скорее всего, имеет смысл прислушаться к этим людям и встретиться со своими проблемами лицом к лицу. 

• Правое нижнее «окно» зона неизвестного или «неосознанное Я». Это то, что ни вы, ни другие о вас не знают. Для работы с «неизвестной зоной» вспомните занятия, которые не стали вашим хобби, но которыми вы когда-то эпизодически занимались. Это может быть что угодно, что приносило чувство удовольствия и воодушевления. Возможно, именно в этих занятиях кроется ваша зона роста.

Размер створок окна Джохари может изменяться: если мы разговариваем с другом, то самой большой створкой является открытое окно; если мы сидим на экзамене, то для нас самым большим окном может являться слепое (мы не знаем, что в этот момент думает о нас преподаватель) или закрытое (если мы списываем под партой). В начале процесса общения, когда вы встречаете кого-то, размер «открытой» области не очень большой, ввиду того, что не было возможности обменяться информацией. В процессе самораскрытия и получения обратной связи эта область увеличивается. А когда мы знаем, с чем имеем дело (с какими своими страхами, комплексами, дефектами характера), только тогда мы можем что-то изменить. Другие люди выступают для нас в качестве зеркала, позволяющего увидеть себя со стороны.

Эта модель показывает, насколько хорошо вы знаете самого себя. Используется для того, чтобы понять: как люди выстраивают контакт с самими собой и с другими; как люди представляют себе себя и других; как люди воспринимают свое место в мире.

После того, как вы заполнили «Окно Джохари», можно осознанно заняться
расширением открытой зоны следующими способами:

1.Уменьшить спрятанную зону, публично демонстрируя
известные самому себе качества, и, таким образом, проявиться
для окружающих с ранее неизвестной для них стороны.

2.Уменьшить слепую зону, задавая вопросы о себе окружающим
людям и анализируя обратную связь.

3.Уменьшить неизвестную зону, составив список качеств,
которые хотелось бы приобрести, наметив пути их приобретения и реализовав намеченное.

4.Уменьшить неизвестную зону (от противного), узнав у
окружающих, какие качества, по их мнению, в наименьшей степени соответствуют вам («Чего, по вашему, мне не хватает?»), и далее обрести эти качества».

Рефлексия. Шеринг в конце тренинга.

Что нового узнали о себе, других людях, об эмоциональных переживаниях?

Что из того, что узнали и научились на тренинге, вы будет использовать в своей дальнейшей жизни?

Может быть, у кого-то осталось в душе что-то неприятное, обидное? Тогда выскажите это чувство, чтобы не уносить его с собой.

Заключительный.

«Волшебный мешочек».

Цель: формирование оптимистичного восприятия жизненных событий.

Непосредственно перед сном, уже лежа с закрытыми глазами, постарайтесь проанализировать весь прошедший день и вспомнить все позитивные, приятные, интересные моменты, события, которые вызвали у Вас приятные переживания, пусть даже минимальные. Положите мысленно эти события в мешочек, а мешочек положите себе под подушку.

Интересно, что это упражнение не только способствует концентрации на позитивных переживаниях, ощущению, что день прожит не зря, при длительном и регулярном выполнении упражнения (обычно в течение около нескольких недель) возникает концентрация на позитивных переживаниях уже в течение дня «да, вот это я могу сегодня положить в свой мешочек».

Список литературы.

Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями (Психологический тренинг) / Ю. В. Саенко. Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 222 с.

Чутко Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л.С.Чутко, Н.В.Козина. – М.: МЕДпресс-информ, 2013. – 256 с.

Окно Джохари. [Текст]. — Режим доступа: https://www.b17.ru/article/okno-dgohary/

Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека». [Текст]. — Режим доступа: https://vk.com/@psyhology-test-motiv-vzglyad-na-sebya-glazami-vlublennogo-cheloveka

Приложение 1.

Отрывок из книги Г.Селье «Стресс без дистресса».

«Труд есть биологическая необходимость. Мышцы становятся дряблыми и атрофируются, если мы их не упражняем. Мозг приходит в расстройство и хаос, если мы не используем его постоянно для достойных занятий. Средний человек уверен, что работает ради материального достатка или положения в обществе, но, когда к концу самой удачной деловой карьеры он приобретает то и другое и ему не к чему больше стремиться, у него не остается никакого просвета в будущем, а лишь скука обеспеченного монотонного существования. Лучший способ избежать дистресса – найти работу, которую вы сможете любить и уважать». (Селье, 1982).

Приложение 2.

Веселый, Взрослый, Внимательный, Возмужавший, Гордый, Дружественный, Доверчивый, Заботливый, Зависимый, Задумчивый, Застенчивый, Здравомыслящий, Знающий, Идеалистический, Изобретательный, Интравертный, Ищущий, Любвеобильный, Мечтательный, Мудрый, Надежный, Напористый, Напряженный, Независимый, Нервный, Осторожный, Остроумный, Отважный, Отзывчивый, Помогающий, Понимающий, Преданный, Приспособляющийся, Радостный, Расслабленный, Рациональный, Религиозный, Скромный, Слабый, Сложный, Собранный, Сочувственный, Спокойный, Спонтанный, Счастливый, Талантливый, Тихий, Уверенный, Умный, Упорный, Храбрый, Чувствительный, Щедрый, Экстравертный, Энергичный.

Приложение 3.

Лист бумаги. Формат А4.





Приложение 4.

Рекомендуемая классическая музыка: «Хор пилигримов» Р.Вагнера, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковский, скерцо №1 этюд №1й2, соч. 10 Ф.Шопена.

Релаксационное воздействие «Баркарола» П.И.Чайковский, «Пастораль» Ж.Бизе, «История любви» Ф.Лей.

Приложение 5.

Тест-мотив «Взгляд на себя глазами влюбленного человека».

Вам надо решить, кто из людей, вам известных, любит вас. Не так важно, любите ли вы его, но чрезвычайно важно знать, что он любит вас. Выберите себе этого человека и представьте следующее…

Вы сидите за столом, перед вами клавиатура компьютера, или бумага, ручка. Напротив окно, в которое вы время от времени выглядываете. Там, где-то за окном живет и что-то делает в эту минуту тот самый человек, который любит вас. Пришло время в вашей книге написать о нем. Вы откидываетесь на спинку стула, размышляете о нем, думаете, как бы могли описать этого человека, выразить словами то, что делает его особенным. Вы подбираете такие слова, которые позволят читателям увидеть этого человека вашими глазами – таким, каким видите его вы, поэтому вы описываете все его своеобразные привычки, выражения, манеру поведения, которые отличают этого человека от других. Вы вспоминаете и описываете словами его чувство юмора, ум, глупости, сильные стороны, маленькое и большое, все то, что в сочетании создает его уникальную личность.

Вы прислушиваетесь к собственному описанию и стараетесь проанализировать свои чувства по отношению к этому человеку, там, за окном.

Ваше описание подходит к концу. Вы стараетесь посмотреть на сделанное с другой позиции и точки зрения.

Вы плывете из своего кресла, в котором только что сидели и плывете в воздухе в направлении описанного вами человека. Вы соединяетесь с ним. Вы становитесь тем человеком, который любит вас. С этой новой позиции вы всматриваетесь в себя.

Вы видите собственные слова, жесты, мимику, манеры, описанные человеком, который вас любит. Вглядывайтесь в себя глазами этого человека, узнавая качества и свойства, которые вам не были известны до настоящего момента или которые привыкли считать недостатками…

Вы «просматриваете» мысли и воспоминания человека, который вас любит и понимаете, что вас есть за что полюбить. Вы понимаете. Что можно просто быть и тем самым делать жизнь другого человека полнее и значимее. Вы видите и слышите все то, за что этот человек так ценит в вас.

Хорошо запомните все только что услышанное и увиденное, вы начинаете возвращаться в самого себя, зная, кто вы есть для человека, который вас любит.

Приложение 6.


Знаю я

Не знаю я

Другие видят

Открытая зона

качества, которые мы любим, которые принимает общество

Слепое пятно

качества, о которых мы не подозреваем и узнаем о них благодаря обратной связи

Другие не видят

Скрытая зона

качества, о которых мы знаем и не спешим делиться

Неизвестная зона

не знаем мы и окружающие (ресурсы, потенциал)

t1585913508aa.jpg t1585913508ab.jpg










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.