12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прибылева Галина Григорьевна106
Стаж работы 34 года, 1 квалификационная категория.
Россия, Пермский край, с. Уинское

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня»

Цель: формирование представлений о семье, понимания значимости семьи в жизни человека.

Задачи:

- познакомить детей с понятием «семья»;
- ответить на вопрос почему люди живут семьями;

- вывести законы (правила) счастливой семьи;
- формировать у учащихся чувство ответственности и заботы за семью. 

- развивать умения выражать свои мысли, развивать коммуникативные навыки, учить работать сообща;

- развивать речь, внимание, мышление, память; 

Возраст участников – 3- 4 класс, занятие по группам

Результат - самостоятельное обоснование учащимися ценностной основы семьи; принятие детьми необходимости соблюдения определенных семейных правил; формирование навыков индивидуальной и групповой работы.

Подготовительная работа

Подготовить выступление детей на начало мероприятия. Это мальчик, девочка с Голубой планеты. Для инсценирования отрывка Э.Экзюпери «Маленький принц» : автор, Луна, Звёздочка, странник.

Оформление и оборудование: нарисованные дома (3 шт), солнышко, тучки со словами:лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость.

Карандаши, фотовыставка, презентация – фото семей под песню «Песня о доме». Презентация - по ходу классного часа. Слова: семья, родственники, помогают, живут вместе, трудятся, уважают старших, смотрят за младшими.

Оформление кабинета:

Высказывания: « Я + Я = счастливая и дружная и верная СЕМЬЯ», «Когда семья вместе, так и душа на месте», «Ребенок учится тому,что видит у себя в дому. Родители пример тому», «Как хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня», « Понимание – начало согласия».

Дети распределены на 3 группы по 6 человек.



Ход мероприятия.

Орг. Момент - 1 мин.

Кл. рук. Здравствуйте, дети. Я рада видеть всех вас.

Выходят девочка и мальчик с Голубой планеты.

Девочка. Ой, здравствуйте!

Кл. рук. Здравствуйте, дети! Вы тоже пришли на наш классный час?

Мальчик. Да. Нам очень интересно о чём вы будете говорить?

Кл. рук. Мы будем говорить о семье.

Девочка. Семья? А что это такое - семья? Мы живем на Голубой планете и такое слово слышим впервые.

Кл. рук. Мне вас жаль, дети Голубой планеты. Вы не знаете, что такое семья. Вам обязательно помогут ребята планеты Земля?

Но прежде всего они покажут вам сказку.

Мотивационная часть – 3 мин

Инсценирование отрывка Э.Экзюпери «Маленький принц»

Автор. Давным-давно, много веков тому назад, на небе в ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки...

Луна. Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный?

Автор. Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила...

Звездочка. Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого - то рядом с собой!

Луна. А в какие ночи твой свет становится ярким?

Звездочка. Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?

Луна. Ты узнала тайну спешащих странников?

Звездочка. Да. Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. (появляется странник) Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза..

Луна. А какими были его глаза?

Звездочка. Они светились в темноте от счастья и радости. ( вопросстраннику)

- Чему ты радуешься, странник?

Странник. Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет уют и тепло, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное.

Автор. Звездочка замолчала, а затем ответила...

Звездочка. Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.

Луна (посмотрела на Звездочку) Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?

Звездочка. А разве это возможно?

Автор. Луна махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья!»

Кл. рук. Вам понравилась сказка, дети Голубой планеты?

Дети. Да! Но мы хотели бы поподробнее узнать, что же такое семья.

Целепологание – 3 мин.

О чём хотели узнать дети с Голубой планеты?

- Что такое семья? (вопрос написать на доске)

Что ещё мы можем рассказать этим детям о семье?

Высказывания детей фиксируются. С помощью подводящего диалога кл рук должен наметить основные вопросы

- Где живёт семья?

- Зачем люди живут семьями?

- Что должно быть главным в семье?

4. Основная часть

Кл рук. Садитесь, пожалуйста, ребята с Голубой планеты и внимательно слушайте! А мы попробуют вам всё рассказать.

Ребята, посмотрите на слайд 2-3. Что вы видите? (свободные высказывания детей). Это семья 100 лет назад. В то время жили большими семьями , несколько поколений.

Беседа (2 мин)

- Кто мог жить в семье? (дедушки, бабушки, отец, мать, дети, даже тёти, дяди и их дети тоже жили в одном доме)

- Что объединяло членов семьи? (родственные отношения)

- Почему все жили вместе, в одном доме? (в трудных условиях того времени всем вместе выжить было легче, все помогали друг другу. Одни хозяйством занимались, другие в поле трудились, старшие братья и сестры смотрели за младшими. Жили дружно, весело, почитали родителей. Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем). По ходу обобщения кл. рук. на доску вывешивает слова – родственники, помогают, живут вместе, трудятся, уважают старших, смотрят за младшими.

Семьи были большими и крепкими. Об этом свидетельствует народная мудрость – пословицы.

Работа в группах6 мин

Продолжи пословицу (Пословицы даны по группам по 3 пословицы на группу. Детям нужно соединить и одну объяснить)

Семья в куче не страшны тучи.

В семье и каша гуще.

Дома и стены помогают.

Один горюет, а семья воюет.

Родители трудолюбивы и дети не ленивы

В недружной семье добра не бывает

Добрые дети дому венец, худые дети дому конец.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

Крепкая семья - крепкая страна.

- Посмотрите на этот слайд – 4 (современная семья).

- Кого вы видите на слайде? (дети и родители)

Современная семья, это часто только родители и дети. Наши семьи не такие большие как много лет назад. Но давайте посмотрим, похожа ли наша современная семья на семью 100 лет назад?

Учитель обращает внимание детей на слова: родственники, живут вместе, помогают, трудятся, уважают старших, смотрят за младшими.

- Подходят ли эти характеристики для современной семьи?

Можем ли мы сказать детям с Голубой планеты, что такое семья?

Учитель впереди слов ставит слово – СЕМЬЯ - родственники, живут вместе, помогают, трудятся, уважают старших, смотрят за младшими.

На слайде открыть понятие слова семья по словарю.

Семья - основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общим бытом, взаимной ответственностью и взаимопомощью. (Большая советская энциклопедия) Слайд 5

- Скажите ребятам с Голубой планеты, кто входит в состав семьи. (ответы)

Но нужно помнить, ребята, что семья — это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. (слайд - 6)

Физкультминутка (2 мин)

А сейчас поиграем в игру «Аплодисменты».

Встаньте те кто похож на папу? Аплодисменты!
- кто похож на маму? Аплодисменты!
- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!
- в чьей семье занимаются спортом? Аплодисменты!
- у кого нет секретов от родителей? Аплодисменты!
- к кому приходят друзья в гости? Аплодисменты!
- кто помогает родителям по дому? Аплодисменты!
- кто любит свою семью, дорожит ей! Аплодисменты

Работа над сказкой» 3 мин

Сядьте поудобнее, а я для вас и для детей с Голубой планеты расскажу сказку «Про домовёнка Кузю» из книги (слайд 7-8) (Приложение 1)

- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом, в свою семью?

- Какая должна жить в доме семья, чтобы Кузе в ней понравилось?

(свободные высказывания детей)

Дом охраняет человека от всяких бед. Он дает тепло уют, покой. Спасает от холода и жары, ветра и дождя. Очень важно иметь свой дом. Без него, а значит и без семьи человек не может быть счастлив.

Послушайте как в этой песне рассказывается о доме.

Звучит песня «Песня о доме». (Приложение 2) 2 мин

Под музыку перелистываются слайды презентации с семейными фото.

- Зачем же человеку семья и дом? Чтобы ответить на этот вопрос поработаем вместе.

Работа в группах 6 мин

1 группа:  К слову ДОМ подберите слова – прилагательные. Каким должен быть дом, в котором живёт семья? Дома приготовлены заранее. (Приложение 3)

( Надёжный, любимый, красивый, уютный, тёплый, …) 

2 группа: К слову ДОМ подберите слова действия (глаголы). Зачем он нам нужен. (Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит, ….).

3 группа: К слову ДОМ подберите слова, обозначающие тёплые взаимоотношения между членами семьи, что должно быть главным в семье.  (доброта, понимание, уют, забота, уважение, любовь, …) 

- Давайте послушаем какой должен быть дом и семья в доме, чтобы всем было хорошо. (1 группа)

- Зачем человеку дом и семья? (2 группа)

- Что должно быть главным в семье, доме? (3 группа)

Поочерёдно выходят дети, читают надписи на домах, прикрепляют на доску, под вопросами, которые были записаны в начале занятия)

Посмотрите над нашим домом ходят маленькие тучки, давайте разгоним эти тучи, а вмести с ними пусть уйдут все беды из нашего дома.

(снимаем тучу, читаем от чего мы хотим избавиться - лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость).

И вот уже над нашим домом светит яркое солнце (учитель прикрепляет рисунок солнца).

- Захочется Кузе жить в таких домах?

А дети Голубой планеты обязательно расскажут своим, какие у нас дома и какие семьи живут в этих домах.

5. Итог занятия 2 мин

- Согласны ли вы с этим утверждением?

КАК ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ СЕМЬЯ, КОТОРАЯ ОТ БЕД ХРАНИТ МЕНЯ!

А как семья может хранить от бед? (свободные высказывания).

Вот и подошел к концу наш классный час. Ребята Голубой планеты, вам у нас понравилось?

Девочка. Да, очень. Нам очень захотелось вернуться на свою Родину и рассказать о семьях планеты Земля, с которыми познакомились.

Мальчик. А для того, чтобы наш рассказ был убедителен, мы хотели бы сделать фотографию на память. Эта фотография станет самым главным украшением Голубой планеты!

Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения. (слайд 9)

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!




Приложение 1


- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовенок Кузя.

Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна! Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо. (открыть слайд – показать Кузю и книгу «Домовёнок Кузя»)


Приложение 2

Звучит песня

Исполняется «Песня о доме».

(слайды семейных фотографий)

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака.

Шел человек, была дорога нелегка,

А человек мечтал о том,

Что он построит где-то дом,

И поселится счастье с ним в домике том.

И когда он уставал,

То непременно напевал

Песню любимую свою,

Ту, что пою.

Дом, как известно всем давно, –

Это не стены, не окно,

Это не стулья за столом –

Это не дом.

Дом – это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Радостным, добрым,

Нежным, злым,

Еле живым...

Дом – это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где забываешь о плохом –

Это твой дом.





Приложение 3





t1673542012aa.jpg


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.