Методическая разработка урока на тему: «Семья как социальный институт»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по обществознанию
Тема урока: семья и брак
Цель: углубление и конкретизизация знаний обучающихся о семье как об одном из социальных институтов.
Задачи:
Сформировать у студентов представление об исторических изменениях семейно-брачных отношений, видах и функциях семьи как социального института; прояснить вопросы государственной политики в области поддержки семьи, материнства и детства.
Продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных материалов; развивать опыт публичных выступлений.
Способствовать воспитанию положительного отношения к семье и положительным взаимоотношениям людей в ней.
Планируемые результаты
Личностные
- формирование представления о семье, как одном из самых древних социальных институтов.
Предметные
- умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме;
- умение применять в дискуссии понятийный аппарат обществоведческого знания.
Метапредметные
- владение работы с учебной и неучебной информацией;
-способность организовывать и регулировать свою деятельность;
- способность эффективно взаимодействовать в группе.
- развивать умение анализировать события, факты, давать им
аргументированную оценку.
Тип урока: урок-исследование;
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
в группе.
Оcнащение урока: медиапрезентация к уроку, социологические словари, карточки с заданиями, дополнительные материалы – приложения, листы оценивания, листы рефлексии.
3.2 Методическая разработка урока
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деят.-ть студ.-в |
I Проблемно-мотивационный 2.Информационный 3.Аналитический 4. рефлексивно-оценочный |
Посмотрите на слайды, что объединяет все эти фото? Наш сегодняшний урок будет посвящен семье и браку. Запишите тему. Однако семья сегодня имеет ряд проблем. Посмотрите на фото, сформулируйте проблемы современной семьи. Рост количества неполных семей, разводов, незарегистрированных браков, и другие проблемы, позволяют сегодня говорить, что семья как социальный институт находится в кризисной ситуации. Тема семьи является актуальной для многих наук. Этот социальный институт существует уже со времен первобытного человечества, но и сегодня ежедневно по всему миру происходит объединение людей в семьи. Однако, существует мнение, что институт семьи изжил себя, он уже не нужен, и не играет никакой роли в современной жизни. А что вы думаете по этому поводу? Согласитесь, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, нашего житейского опыта мало. Для того, чтобы больше узнать о семье предлагаю провести наш урок в виде научно-практической конференции, куда будут приглашены представители социально-гуманитарных наук. Каждая группа ученых представит нашему вниманию материалы, которые позволят нам вернуться к решению проблемы еще раз и более полно попытаться ответить на вопрос: является ли семья необходимой современному обществу? На нашей конференции присутствуют представители следующих наук: Историки. Они расскажут нам как изменялся институт семьи от его возникновения до сегодняшнего дня. Социологи. Их задача сформулировать функции современной семьи Психологи. Ознакомят присутствующих с видами семьи Юристы – раскроют понятие семья и брак. Политологи. Познакомят нас с основными направлениями семейной политики в России. Журналисты. Расскажут нам о проведенном ими исследовании по указанной теме среди молодежи. Формат научно-практической конференции позволит всем представителям наук обменяться знаниями и достижениями по своей проблематике с другими учеными, обсудить важные спорные вопросы и составить общее понятие о семье на современном этапе развития общества. Сейчас я попрошу вас ознакомиться с материалами, содержащими необходимую информацию по вашей теме. Работая с материалами, составьте краткий отчет по теме, с которым выступите перед остальными участниками конференции. Чтобы работа в группах была четкой, в каждой группе есть свой руководитель, который оценит в конце урока вклад каждого ученого в работу группы. Поэтому прошу вас быть активными и работать слаженно и быстро. 1 группа историки. Выделите основные этапы исторического развития семьи как социального института. - как вы думаете отчего зависело появление новой ступени в развитии семьи? 2 группа социологи Каковы основные функции семьи? - какие из функций по вашему мнению утратили большее значение в современной семье? Почему? Какие функции наиболее характерны современной семье? 3 группа психологи Какие виды семей выделяются? Какие современные виды семей появились? Почему это произошло, с какими изменениями это может быть связано? 4 группа юристы В чем разница понятий семья и брак? Какой брак называют гражданским? Мы продолжим нашу работу с другими выступающими. Однако сначала давайте попробуем сделать портрет современной семьи. У каждой группы на столе лист и маркер выделите 2-3 ключевых слова, которые по-вашему характеризуют современную семью, и запишите их на лист. Объединим ваши записи и получим наше видение этого явления. Создание кластера. Так все же вернемся к проблеме, поставленной в начале урока. Ответьте на этот вопрос снова. Семья как социальный институт – развивается или умирает? Современные ученые продолжают споры по данному вопросу. Однако большинство склоняется к тому, что семья продолжает развиваться, взамен отмирающих функций, актуализируются новые, появляются другие виды семей, о которых не приходилось говорить ранее. Семья как древнейший социальный институт продолжает существовать. Все выше изученное - теория, а так ли все на практике? Попросим группу журналистов осветить результаты опроса, который был проведен в нашем колледже. 5 Группа журналисты Каково ваше мнение, для современного молодого человека семья - важный элемент? Как вы думаете, какие семейные ценности помогают укрепить брак? Посовещайтесь, и составьте перечень семейных ценностей, которые, по вашему мнению, должны существовать в семье. Ответы аргументируйте. Выслушаем ваши предложения. (по 2 от группы) Семья – важнейшая ячейка современного общества. Ее ценности позволяют передавать важнейший духовный, эмоциональный опыт от поколения к поколению. Именно в семье происходит полноценное развитие человека, его первичная социализация, это понимают и на государственном уровне Проанализируем следующие данные. О чем они свидетельствуют? - прирост населения (2000,2014 г) Исходя из этих данных попытайтесь ответить почему необходима государственная политика в области семьи и брака? 5 группа – политологи Какие меры поддержки семьи, проводятся сегодня? А какие бы вы предложили дополнительные меры для укрепления семьи и брака? Ответ аргументируйте
Наша сегодняшняя конференция была насыщена полезной и интересной информацией. Позвольте мне в ее окончании предложить каждой группе создать синквейн – особую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Правила составления синквейна на слайде. Сейчас я попрошу оценить работу в группах каждого руководителя ваших групп. А теперь, пожалуйста, оцените себя, подчеркнув нужное слово в карточке. Это позволит и вам и мне еще раз оценить урок вашими глазами. Дом. Задание эссе на тему: |
Запись темы в тетрадь
Аргументированные ответы Работа в группах Выступление представителей каждой группы. Выполнение записи конспекта в тетрадях. Обсуждение в группах. Запись и создание кластера. Аргументированные ответы Выступление группы. Составление перечня. Анализ данных Аргументированные ответы Аргументированные ответы Составление синквейна |
Гильманова Ольга Павловна