Статья «Как научить ребенка говорить»
Как научить ребенка говорить
С первого дня жизни у ребенка формируется речь. Родившись, ребенок уже слышит голос родителей и общается с близкими криком. К трем месяцам у малыша устанавливается речевое дыхание, при помощи которого он начинает гулить и растягивать звуки.
Важным для детей является общение с родителями, а также зрительное и слуховое восприятие окружающего мира, двигательная активность и прикосновения:
С первого дня жизни нужно разговаривать с ребенком и разговаривать как со взрослым, а не сюсюкаться и коверкать слова. У ребенка будет накапливаться словарь, слушая родных. Так у ребенка усваивается звучность речи, выразительность и интонация, которые будут применятся в речевом развитии.
Даже когда ребенок подрастет, важно продолжать общаться с ним как со взрослым, нужно называть все предметы и вещи их именами. Не говорите — “дай мне вот эту штуку” или “дай мне вот это, что лежит на столе”. Лежит там карандаш, нужно сказать — “дай мне, пожалуйста, карандаш”.
Ребенок запоминает образ, усваивает его, слышит слово, улавливает звуковую структуру. Взрослая речь будет большой помощью в дальнейшем речевом развитии ребенка.
Способы развития речи
Помочь малышу в развитии речи, важно в первые годы жизни ребенка познакомить его с внешним миром с помощью сенсорных ощущений — чувственной реакции, например, прикосновение маминых рук, воды или тепла.
Эксперты выделяют семь чувств, которые напрямую влияют на становление речи:
Слух — речь родителей, звуки природы, музыки, стиральной машины, мяуканье кота и т.д.
Зрение — контрастные рисунки, яркие цвета, движущиеся предметы, люди или животные.
Вкус — грудное молоко, вода, пища (мягкая и твердая);
Обоняние — запах мамы, еды, цветов и др.;
Крупная моторика — движение тела, поворот головы, переворачивание на живот, ползание, сидение, хождение и др.;
Мелкая моторика — игра с небольшими предметами, использование зубной щетки, чашки, столовых приборов и др.
Осязание — контакт с мамой, поглаживания, массаж, тактильные игры с игрушками разных форм.
Особенно важна для развития речи мелкая моторика (выполнение точных мелких движений с помощью кистей рук и пальцев), так как двигательный центр в головном мозге находится рядом с речевыми моторным центром.
Упражнения и игры для развития речи
Упражнения и игры — это эффективные методы развития речи, которые можно разделить на группы:
упражнения на мелкую моторику,
артикуляционная гимнастика,
упражнения для развития речевого дыхания,
музыкальные и дидактические игры.
С помощью разных подходов можно помочь ребенку освоить навык речи и устранить пробелы, которые мешают дальнейшему ее развитию.
Упражнения на мелкую моторику
Развитие мелкой моторики — наиболее важная часть в становлении речи, поэтому в ежедневные игры ребенка стоит включать определённые упражнения. Например:
вырезание ножницами;
лепка фигур из пластилина, глины или теста;
нанизывание макарон или пуговиц на нитку/трубочку;
создание картин из песка;
катание пальцами крупу;
раскрашивание и др.
Артикуляционные упражнения
Как правило, занятия у логопеда начинаются с артикуляционной гимнастики. Самые легкие и эффективные упражнения можно делать и дома, например:
игра со звуками — цоканье лошадки, чмоканье;
развитие мышц — надувание пузырей щечками или показывание языка;
звукоподражание с повторами — “как коровка мычит? Му-му-му!” и др.
Дидактические игры
Дидактические игры — это активная деятельность, во время которой решается какая-либо задача. Дома можно проиграть с ребенком следующие сценарии:
“Угадай что поймал в мешочке” — родитель знакомит ребенка с предметами перед тем, как поместить их в мешок. Далее ребенок достает по одному предмету и называет их.
Сортировка вещей по цвету, размеру, форме.
“Бывает — не бывает” — родитель говорит фразу или предложение с верным или неверным суждением, например, “груша соленая” или “земля круглая”. Ребенок должен опровергнуть или подтвердить правильность выражения.
Музыкальные игры
В основе музыкальных игр лежит пропевание звуков. Так, зачастую, детям легче произнести слово или слог. Есть множество разных вариантов игры, например,:
использование музыкальных инструментов (бубна, колокольчика и др.) с дублированием звука голосом: “динь-динь” или “бум-бум-бум”;
песенки со звукоподражанием — “гуси-гуси, га-га-га”;
простукивание слова на бубне или барабане;
танцы с дублирующими движениями и звуками — “топ-топ”, “хлоп-хлоп” и др.