12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лещева Виктория Сергеевна123
Россия, Челябинская обл., Миасс

Как научить ребенка говорить

С первого дня жизни у ребенка формируется речь. Родившись, ребенок уже слышит голос родителей и общается с близкими криком. К трем месяцам у малыша устанавливается речевое дыхание, при помощи которого он начинает гулить и растягивать звуки.

Важным для детей является общение с родителями, а также зрительное и слуховое восприятие окружающего мира, двигательная активность и прикосновения:

С первого дня жизни нужно разговаривать с ребенком и разговаривать как со взрослым, а не сюсюкаться и коверкать слова. У ребенка будет накапливаться словарь, слушая родных. Так у ребенка усваивается звучность речи, выразительность и интонация, которые будут применятся в речевом развитии.

Даже когда ребенок подрастет, важно продолжать общаться с ним как со взрослым, нужно называть все предметы и вещи их именами. Не говорите — “дай мне вот эту штуку” или “дай мне вот это, что лежит на столе”. Лежит там карандаш, нужно сказать — “дай мне, пожалуйста, карандаш”.

Ребенок запоминает образ, усваивает его, слышит слово, улавливает звуковую структуру. Взрослая речь будет большой помощью в дальнейшем речевом развитии ребенка.

Способы развития речи

Помочь малышу в развитии речи, важно в первые годы жизни ребенка познакомить его с внешним миром с помощью сенсорных ощущений — чувственной реакции, например, прикосновение маминых рук, воды или тепла.

Эксперты выделяют семь чувств, которые напрямую влияют на становление речи:

Слух — речь родителей, звуки природы, музыки, стиральной машины, мяуканье кота и т.д.

Зрение — контрастные рисунки, яркие цвета, движущиеся предметы, люди или животные.

Вкус — грудное молоко, вода, пища (мягкая и твердая);

Обоняние — запах мамы, еды, цветов и др.;

Крупная моторика — движение тела, поворот головы, переворачивание на живот, ползание, сидение, хождение и др.;

Мелкая моторика — игра с небольшими предметами, использование зубной щетки, чашки, столовых приборов и др.

Осязание — контакт с мамой, поглаживания, массаж, тактильные игры с игрушками разных форм.

Особенно важна для развития речи мелкая моторика (выполнение точных мелких движений с помощью кистей рук и пальцев), так как двигательный центр в головном мозге находится рядом с речевыми моторным центром.

Упражнения и игры для развития речи

Упражнения и игры — это эффективные методы развития речи, которые можно разделить на группы:

упражнения на мелкую моторику,

артикуляционная гимнастика,

упражнения для развития речевого дыхания,

музыкальные и дидактические игры.

С помощью разных подходов можно помочь ребенку освоить навык речи и устранить пробелы, которые мешают дальнейшему ее развитию.

Упражнения на мелкую моторику

Развитие мелкой моторики — наиболее важная часть в становлении речи, поэтому в ежедневные игры ребенка стоит включать определённые упражнения. Например:

вырезание ножницами;

лепка фигур из пластилина, глины или теста;

нанизывание макарон или пуговиц на нитку/трубочку;

создание картин из песка;

катание пальцами крупу;

раскрашивание и др.

Артикуляционные упражнения

Как правило, занятия у логопеда начинаются с артикуляционной гимнастики. Самые легкие и эффективные упражнения можно делать и дома, например:

игра со звуками — цоканье лошадки, чмоканье;

развитие мышц — надувание пузырей щечками или показывание языка;

звукоподражание с повторами — “как коровка мычит? Му-му-му!” и др.

Дидактические игры

Дидактические игры — это активная деятельность, во время которой решается какая-либо задача. Дома можно проиграть с ребенком следующие сценарии:

Угадай что поймал в мешочке — родитель знакомит ребенка с предметами перед тем, как поместить их в мешок. Далее ребенок достает по одному предмету и называет их.

Сортировка вещей по цвету, размеру, форме.

Бывает — не бывает” — родитель говорит фразу или предложение с верным или неверным суждением, например, “груша соленая” или “земля круглая”. Ребенок должен опровергнуть или подтвердить правильность выражения.

Музыкальные игры

В основе музыкальных игр лежит пропевание звуков. Так, зачастую, детям легче произнести слово или слог. Есть множество разных вариантов игры, например,:

использование музыкальных инструментов (бубна, колокольчика и др.) с дублированием звука голосом: “динь-динь” или “бум-бум-бум”;

песенки со звукоподражанием — “гуси-гуси, га-га-га”;

простукивание слова на бубне или барабане;

танцы с дублирующими движениями и звуками — “топ-топ”, “хлоп-хлоп” и др.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.