Статья «Как определить гиперактивного ребёнка?»
Как определить гиперактивного ребёнка?
Всё о гиперактивности.
Итак, что такое гиперактивность? Это неврологически-поведенческое расстройство, которое в медицинской литературе часто называется синдромом гиперактивного ребенка.
Детская гиперактивность — состояние, при котором активность и возбудимость ребенка значительно превышают норму.
Для него характерны следующие нарушения:
-импульсивность поведения;
-значительно повышенная речевая и двигательная активность;
-дефицит внимания.
Несмотря на то, что гиперактивность наиболее ярко проявляется в возрасте около 3-х лет, первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно заметить уже в младенчестве. Ранняя диагностика и своевременное лечение позволит предотвратить множество проблем с развитием, обучением и адаптацией в дальнейшем.
Каковы же причины гиперактивности?
Причины гиперактивности могут быть разными:
- преждевременные или осложненные роды;
- внутриутробные инфекции;
- влияние вредных факторов на работе во время беременности женщины;
- плохая экология;
- стресс;
- наследственная предрасположенность;
- несбалансированное питание в период беременности;
- незрелость центральной нервной системы новорожденного;
- нарушения обмена дофамина и других нейромедиаторов в ЦНС младенца;
- завышенные требования к ребенку родителей и педагогов;
- нарушения пуринового обмена у малыша.
Ребенок растет, ситуация не меняется. Такие дети попадают в детские сады, в школы и естественно требуют особого внимания со стороны педагога-психолога, классного руководителя.
В образовательном учреждении это проявляется таким образом:
- ребёнок часто встает с места;
- при, волнение интенсивно двигает ногами или руками;
-не может спокойно сидеть на стуле, за партой, бесконечно вертится;
-он поднимается резко со стула, и часто бегает;
-ему трудно участвовать в спокойных играх;
-он может выкрикивать с места, шуметь;
-ребёнок отвечает, не дождавшись конца ответа;
-не дожидается своей очереди в игре.
Расселл Баркли сформулировал так называемое «правило 30%»: «Внимание, усидчивость и самоконтроль развиты у детей с СДВГ в той же степени, что и у детей, которые младше на 30%». Это значит, что 6-летний ребенок с СДВГ обладает на самом деле внимательностью 4-летнего. Реальная способность себя контролировать у 8-летнего ребенка с СДВГ (а восьмилетки сейчас учатся уже во 2-3-м классе) еще не достигла нормы для 6-летнего — это даже для первого-то класса недостаточный уровень. Что уж и говорить о выпускнике школы, который ведет себя как шестиклассник. А школа и родители предъявляют к ним требования как ко взрослым, сформировавшимся, ответственным людям.
Как же помочь гиперактивному ребенку:
Достаточно просто избавить его от чрезмерной активности. Все, что для этого придется сделать – это сознательно создать ему такие условия жизнедеятельности, которые оградят его от чрезмерного возбуждения, например, с помощью строгого режима дня. Разумеется, это не должен быть полный покой.
В дневной распорядок обязательно должны входить продолжительные прогулки на свежем воздухе, во время которых он мог бы выплеснуть избыток накопившейся за день энергии. В остальное время следует обеспечить ребенка доброжелательной, спокойной обстановкой в кругу семьи. Тем же родителям, которые и сами склонны к чрезмерной эмоциональности и экзальтации, придется начать с себя, поскольку если не изменитесь вы, то тем боле не изменится и ваш ребенок, который видит в своих родителях пример для подражания. И этот пример будет для него тем более заразителен, поскольку он во многом потворствует его собственной гиперактивности.
Важным элементом воспитания должны стать регулярные похвалы, поощрения, которые должен получать ребенок, когда он доводит начатое дело до конца. Также, используя в качестве примера простые дела и задачи, следует научить ребенка рациональному распределению сил. Нужно так скорректировать режим дня, чтобы ребенок не переутомлялся, не попадал в слишком людные места и не получал чрезмерного количества впечатлений.
И самое последнее – пусть ваш непоседа займется спортом. Для этого существует большое количество разнообразных спортивных секций, где он сможет выплеснуть свою энергию. Для многих родителей, чьи дети проявляли симптомы гиперактивности, спорт стал настоящей панацеей.
Что касается учителей, в работе с гиперактивным ребенком следует:
1. Отвлечь ребенка от его капризов, например, поручить ему выполнение задания, связанное с физическим трудом или спортивным упражнением;
2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
3. Задать неожиданный вопрос.
4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
9.Давайте творческие задания, избегайте монотонной деятельности.
10. Работу стройте индивидуально, такой ребенок должен быть всегда перед глазами, в центре класса, у доски.
11. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).
13. В урок включить физкультминутку.
14. Направить энергию в нужное русло: стереть с доски, раздать тетради, поднять стулья ( по желанию).
Помните, что гиперактивность это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.
Постоянными наказаниями и нравоучениями, вы ничего не добьетесь, а лишь ухудшите ситуацию. Сам же гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно невозможно.