Рекомендации на тему «Работа с родителями гиперактивного ребёнка»
Светлана Михайловна Федянина,
учитель начальных классов,
МБОУ «гимназия № 1», г. Липецк, Липецкая область
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия. Увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая такой необходимой для него поддержки взрослых. Некоторые же родители, слыша и в детском саду, и в школе непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которое, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка). Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе линии поведения с ребенком. Поэтому с ними необходимо проводить планомерную разъяснительную работу. Прежде всего, надо объяснить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат его. Для этого целесообразно организовать постоянно действующий лекторий, в рамках которого родители могут задавать конкретные вопросы специалистам, а также проводить совместные тренинги родителей и детей. В итоге они лучше станут понимать друг друга.
С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.
Довольно часто гиперактивные дети обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и быстро «схватывают» информацию, отчего у родителей создается впечатление, что обычная программа обучения в детском саду или школе слишком примитивна для них, и они записывают ребенка в различные кружки, на факультативы. Однако завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок зачастую ведут к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.
Бывает, что родители, уверовав либо в исключительность своего чада, либо в невозможность что-то изменить, выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать взрослыми. А поскольку такому ребенку для ощущения собственной безопасности просто необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого.
Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо часто хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные: Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро раскусят вас и перестанут доверять.
Однако, помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально.
Если взрослый хочет добиться того, чтобы его гиперактивный ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. В противном случае ребенок просто «выключится» и не услышит вас. Родители не должны давать ребенку несколько заданий сразу, например: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и приходи за стол…» Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Причем необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребенка и физически, и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.
В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить (например, ребенку нельзя гулять одному, нельзя брать спички т. д.), то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, родители должны быть
очень последовательными при исполнении санкций. В противном случае ребенок каждый раз будет жертвой настроения мамы или папы станет бояться не конкретного наказания со стороны взрослого, а любой неожиданной «эмоциональной бури». Все это приведет лишь к
тому, что ребенок начнет стараться скрывать происшествия от родителей.
В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет»
«нельзя». Гиперактивный ребенок, импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией. В этом случае, во-первых, надо говорить с ребенком спокойно и сдержанно, даже если вы что-либо ему запрещаете, а во-вторых, желательно не говорить ребенку «нет», а дать ему возможность выбора. Например, чтобы израсходовать избыточную энергию, родители записывают своих чад в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребенка. Кроме того, большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается авторитарного жесткого стиля воспитания, если во время пребывания ребенка в кружке он подвергает многочисленным наказаниям и ограничениям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию гиперактивности. Если секцию посещает большое количество детей, они заняты только групповыми видами занятий (например, игра волейбол, футбол), и гиперактивный ребенок взаимодействует с тренером один на один, то очевидно, он тоже вряд ли успокоится, а после занятий дома вынужден будет выплеснуть накопившуюся энергию. Хорошо, когда ребенок занимается, например, плаванием, бегом др. видами спорта. Но бывают случаи, когда ребенок так и не может приспособиться к занятиям в многочисленной группе сверстников. В таких ситуациях совместные занятия родителей с детьми принесут ему гораздо больше пользы.
Полезны гиперактивному ребенку и спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно, наедине поговорить с ребенком, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
ПРИМЕРНАЯ СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА.
1. Сознательно выстраивайте отношения с гиперактивным ребенком, придерживаясь следующих правил:
- уделяйте ребенку достаточно внимания;
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
- помните, что поступки ребенка не всегда бывают умышленными;
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок!;
- не прибегайте к физическому наказанию!;
- при любой возможности осуществляйте с ребенком телесный (погладить, обнять, взять за руку, легкий массаж тела и т.д.) и визуальный контакт (посмотреть ребенку в глаза желательно на одном уровне с ним, т.е. присесть);
Никогда не отказывайте ребенку в общении!
2. Создайте благоприятный климат в семье:
- выработайте единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи;
- по возможности, проводите досуг всей семьей;
- обязателен ровный спокойный тон взаимоотношений в семье и особенно по отношению к ребенку;
3. Помогайте ребенку регулировать свою деятельность и поведение:
- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ему приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
- не давайте ребенку одновременно несколько указаний;
- воспитывайте у детей навык управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
- объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться;
- повторяйте свою просьбу спокойным тоном одними и теми же словами много раз;
- по возможности, для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
4. Организация режима дня и занятий:
- установите твердый распорядок дня для ребенка и всей семьи;
- показывайте ребенку, как выполнить задание;
- снижайте воздействие отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- ограничьте время просмотра телепередач и занятий на компьютере;
- по возможности, избегайте больших скоплений людей;
- регламентируйте нагрузки:
интеллектуальные;
эмоциональные;
физические.
При этом необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок. Если проигнорировать это состояние ребенка и продолжать нагрузки, ребенок может заболеть. Если устал – дать возможность отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе.
Даже превышение эмоционально положительных
нагрузок может привести к неблагополучным результатам.
Помните! Вербальные средства убеждения, призывы, беседы
редко оказываются результативными, т.к. гиперактивные ребенок
еще не готов к такой форме работы.
Помните! Вслед за понесенным наказанием необходимо
позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».
Помните! Невозможно добиться исчезновения
гиперактивности за несколько месяцев или даже лет. Причем
признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а
импульсивность и дефицит внимания сохраняется и во
взрослой жизни.
Необходимым условием успеха является понимание
родителями проблем ребенка!
Список литературы
Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте: Учеб. Пособие. М.:Академия, 2005.
Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь. Речь, СПб.,2007
Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб.,1997
Психологический словарь. Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1997.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Москва, 1998.
Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.