Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду?
Как помочь ребёнку в период адаптации? Консультация для воспитателей Подготовила педагог-психолог МДОУ ЦРР детский сад №48 Буравкова И.А.
Психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Взаимодействие со взрослым Ребёнок третьего года жизни психологически сильно привязан к матери и родным людям, осуществляющим уход и заботу о нём. Взрослый для двухлетнего малыша – источник защиты, ласки и помощи. Ребёнок ищет утешения у взрослого, нуждается во внимании со стороны взрослого, восприимчив к похвале и порицанию. Воспитатели в группах раннего возраста фактически выполняют роль матери, они – опора и защита, а значит важно давать понять каждому новому малышу, что ему помогут и не оставят один на один с возникающими трудностями и неизвестностью. К концу третьего года жизни во взаимодействии со взрослым появляется деловое сотрудничество. Воспитатель не просто помогает ребёнку, а показывает, как правильно совершать то или иное действие, формирует навыки самообслуживания, учит быть настойчивым и доводить начатое до конца, прилагая усилия. Этот период совпадает с кризисом трёх лет и потребностью ребёнка в большей самостоятельности - «Я САМ»
Взаимодействие с другими детьми Детям раннего возраста взаимодействие с другими детьми малоинтересно, играть друг с другом они ещё не умеют и все игры проходят «рядом», а не вместе. Игры представляют собой манипуляции с предметами. При этом достаточно часто происходят конфликты из-за игрушек, потому что малыши стремятся играть с понравившейся игрушкой в одиночестве. Воспитателю группы раннего возраста приходится постоянно напоминать детям о том, что нужно делиться, играть по очереди, быть дружными, что нельзя выхватывать игрушку из рук другого, что недопустимы драки и ссоры. Желательно учить детей общаться с помощью специально организованных коммуникативных игр. К концу третьего года жизни с развитием речи и воображения дети уже сами начинают играть вместе, но игровые действия простые и разрозненные, не объединены общим сюжетом. Задача воспитателя детей 3-4 лет – это организовывать игровую деятельность с общим сюжетом и с распределением ролей, потому что игровая деятельность – ведущая в дошкольном детстве.
Особенности эмоциональной сферы Детям раннего возраста свойственна сильная выраженность (модальность) эмоций и резкие перепады настроения. Дети раннего возраста импульсивны и ещё не умеют управлять своим эмоциональным состоянием, им тяжело ждать, терпеть и проявлять выдержку. Эти особенности необходимо учитывать педагогам, чтобы не подавить естественную познавательную активность детей этого возраста. 2-3 летние малыши очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, возникает «эффект заражения» (один заплакал и все заплакали, один завизжал и все повторяют) Использование вербальных методов воздействия мало эффективно! Дети до 3-х лет гораздо лучше понимают не смысл слов, а интонацию, мимику и жесты взрослого. Мимика должны быть живой и выразительной. Ребёнку трудно управлять своим поведением по словесной инструкции взрослого, а на тон и выражение лица малыши быстро откликаются. Дети раннего возраста психологически нуждаются в неизменности и постоянстве окружающей среды, поэтому нахождение вне стен родного дома, где нет ни мамы, ни папы, ни своей кроватки, у большинства детей вызывает резкие, отрицательные эмоции – страх, растерянность, гнев, протестные реакции. Часто дети выражают отрицательные эмоции и протест бурным аффектом или истерикой – могут сильно кричать, топать ногами, падать на пол, кидать игрушки и предметы.
Истерики – это нормальный этап в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста, когда дети ещё не умеют справляться со своими отрицательными эмоциями Когда истерики – не норма! Истерики частые, повторяются чаще 5-7 раз в день; Истерики длятся больше часа; Ребёнок в момент истерики начинает терять сознание, плохо дышит, синеет, у него появляется рвота; Ребёнок часто просыпается в истерике ночью.
Детская истерика: что делать взрослому? Оцениваем, не угрожает ли ситуация жизни и здоровью ребёнка, если физически с ним всё в порядке и угрозы его безопасности нет, то на первый план выходит состояние взрослого. Оцениваем своё состояние. Если вас истерика ребёнка раздражает, выводит из себя , вы начинаете нервничать, то помогает ОТСОЕДИНЕНИЕ. Можно сделать два шага от ребёнка и самой успокоиться. Поможет в этом дыхание, например, метод «дыхание квадратом»: вдох – задержка, выдох – задержка и т.д. Или метод активного дыхания : вдох через нос, выдох через рот – и начинаете дышать все быстрее, а потом на пике, когда уже не можете захватывать воздух, замедляетесь и постепенно расслабляетесь. ПРИСОЕДИНЕНИЕ Если вы понимаете, что истерика ребёнка вас не раздражает, то можно присоединиться к ребёнку. Опуститесь так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребёнка, не обязательно, чтобы он смотрел на вас, но вы должны быть на одном уровне. Когда истерика нарастает, ребёнок может не давать себя обнять, отталкивать. Вы не настаивайте, а выполняете «молчаливое присоединение», можно положить руку на плечо, если он разрешает и немного похлопать.
4. Принятие эмоций. Когда волна истерики начинает спадать – ребёнок смиряется с тем, что не получит желаемого, появляются так называемые слёзы тщетности – вы переходите к контактному присоединению, обнимаете, гладите, проговариваете эмоции. Важно не обесценивать переживания ребёнка, не говорить ему «Да это какая-то ерунда» Ребёнок имеет право переживать любые эмоциональные состояния, в том числе и отрицательные. Не надо ставить задачу спасать ребёнка от нахлынувших слёз, нужно дать ему их пережить до конца (выплакаться) 5.Диалог. Когда ребёнок обратит на вас внимание, спросите: Что мы можем сделать? Чем я могу тебе помочь? А ты себе можешь как-то помочь? Чем младше ребёнок, тем больше ответственности мы берём на себя, занимаем сильную доминантную позицию.
Рекомендации воспитателям детей раннего и младшего дошкольного возраста Не будьте многословными. Малыши лучше воспринимают невербальную коммуникацию: интонацию, мимику, жесты, позы, а не смысл сказанных слов. Обращайтесь к конкретному ребёнку. Дошкольники в возрасте до 3 лет часто не воспринимают просьбы, данные всем, поэтому, чтобы ребёнок вас услышал, просто прикоснитесь к нему, назовите по имени и повторите своё обращение. Не сравнивайте детей друг с другом, особенно явно: «Он – хороший, а ты – плохой» В большинстве случаев сравнение не стимулирует малыша равняться на товарища, а вызывает обратный эффект. Ребёнок расстраивается, злится на воспитателя. Хвалите воспитанников за хорошее поведение, появление инициативы, помощь взрослым и т.д. В отличие от замечаний похвала подбадривает ребёнка и стимулирует его к развитию, работе над собой. При этом нужно помнить, что хвалить можно и наедине , и при всех, а замечания лучше делать наедине, без свидетелей. Называйте детям по именам, к которым они привыкли в домашней обстановке. Например, одна Елена привыкла дома быть Алёной, а другая отзывается только на Лену и расстраивается, когда ее называют «чужим» именем. Не кричите и не приучайте к этому детей. Установите правило, что даже на игровой площадке нельзя кричать – если кто-то не слышит, нужно подойти и повторить вопрос, не повышая голос. Вместо наказания лучше предлагать расшалившемуся ребёнку отдохнуть, успокоиться и побыть одному.
Для более лёгкой адаптации детей к условиям ДОУ рекомендуется создание необходимой психологической среды: Создание комфортного режима, индивидуальный подход в адаптационный период; Беседы с родителями вновь поступающих детей, рекомендации по организации домашнего режима и рациона питания, совпадающих с режимом и рационом в ДОУ; «Уголки уединения» в группах, решающие одну из задач ФГОСа - создание благоприятных условий для реализации индивидуальной потребности ребёнка в покое. Уголок может быть оформлен в виде «норки», шатра, ширмы, домика.