Нетрадиционные формы поддержки детей в период адаптации к детскому саду
Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу:
- красивые занавески,
- мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки»;
- сделать «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть;
- желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка;
- спортивный уголок;
- уголок изотворчества (в свободном доступе карандаши, фломастеры, маркеры, бумага) дает возможность выплеснуть на бумагу свои чувства;
- игры с песком и водой оказывают успокаивающее и расслабляющее действие.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу, поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Игры с тестом
Заранее готовится тесто по следующему рецепту: 2 стакана муки,1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной воды, 2 столовые ложки растительного масла. Сначала ребенку предлагается просто мять пальцами полученное тесто, потом следует обратить его внимание на то, как тесто меняет форму в руках. Взяв маленькую скалочку, ребенок может раскатывать тесто, а затем резать его пластмассовым ножом, вырезать из него формочками «печенье» и т.п.
Все это будет способствовать тому, что ребенок постепенно привыкнет к спокойным занятиям. Кроме того, подобные игры способствуют развитию мелкой моторики, речи, восприятия. А когда ребенок подрастет, он уже по-настоящему сможет помогать маме.
Игра «пластилиновые узоры»
Детям раздают пластилин и показывают, как отщипнуть от большого куска маленький и скатать из него шарик, как положить шарик на основу и нажать на него пальчиком, как после этого получается круглое пластилиновое пятнышко. А если сначала нажать на шарик, а потом оттянуть палец вниз, - получится пластилиновая линия.
Игра в прятки
Начиная с младенчества и заканчивая младшим школьным возрастом, дети склонны играть в прятки. Эта техника способствует формированию чувства близости и эмоционального равновесия.
Игра может начинаться спонтанно. Если ребенок спрятался за стул, педагог может сказать: «Ой, я тебя не вижу! Где же ты?» эти слова послужат сигналом для начала игры.
Разрывание бумаги
Предлагаемый прием доставляет детям много положительных эмоций, дает выход энергии, раскрепощает.
Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале нужно объяснить правила, что можно рвать только эту бумагу, и потом необходимо все за собой убрать.
Затем педагог начинает разрывать газеты и бумагу, показывая детям, как лучше это делать. Дети присоединяются, и все вместе бросают бумагу в центр комнаты. Когда куча становится большой, все энергично начинают подбрасывать бумагу в воздух, она разлетается по всему помещению, и дети приходят в неописуемый восторг. Данную технику можно использовать в рамках различных сюжетов: «Снегопад», «Листопад», «Праздничный салют» и др.
Фотоальбом
Следует попросить родителей, чтобы они принесли фотографии, связанные с домом. Важно, чтобы ребенок сам выбрал альбом (купил вместе с родителями.)
Когда ребенку становится грустно, он может достать альбом и посмотреть вместе с педагогом на фотографии членов своей семьи.
«Игры с ручками», игры с пальчиками
Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, развивают мелкую моторику, речь детей.
Так же можно использовать: потешки для новичков и уговорушки, игры на самопознание.
Никитина О.Л.
Фомина Олеся Сеогеевна
Аристова Евгения Павловна