Родительское собрание «Как распознать и предотвратить гаджетозависимость»
Как распознать и предотвратить гаджетозависимость
Поколение Z и гаджеты
Детей и подростков, рожденных после 2000 года, называют поколением Z. Это по-новому мыслящие люди, рожденные в эпоху интернета и навороченных гаджетов. Они получают информацию, делают покупки, учатся и работают, общаются посредством интернета. Для них странно и не понятно, как их мамы и бабушки жили без интернета. Современная жизнь такова: мы редко выходим из дома без смартфона, у каждого 2-го ребенка в возрасте 5 – 7 лет уже есть собственный телефон, а среди младших школьников гаджеты есть у 90%. Зависимость от гаджетов – прямое последствие их образа жизни.
Что такое гаджет-зависимость?
Смартфон – это современный способ контролировать свою жизнь. Он позволяет связываться с близкими людьми в любой момент. Удивительно то, что такая вроде бы полезная вещь делает человека не спокойнее, а гораздо более нервным. Если кто-то забыл свой смартфон дома, он испытывает сильнейший стресс, справиться с которым очень нелегко. Главной фобией нашего времени стала номофобия – это боязнь остаться без смартфона. В настоящее время все большее число людей принимают душ со своим мобильным телефоном. Некоторые просто не выпускают его из рук.
Зависимость от гаджетов представляет собой неконтролируемое использование, злоупотребление гаджетами, которое негативно влияет на психическое и физическое здоровье человека, его социальную жизнь.
У современных гаджетов есть масса дополнительных функций, которые только укрепляют зависимость. Безусловно, узнавать последние новости, погоду, дорогу до места с помощью портативного устройства удобно и нужно. Наши предки могли только мечтать о таком уровне техники и сервиса. Но что происходит с современным человеком, если он внезапно оказывается лишённым помощи такого привычного и понятного гаджета?
Растерянность, тревога, ощущение беспомощности, злость и масса других негативных переживаний, большинство из которых мы даже не успеваем осознать. Сильнее всего эти переживания проявляются у подростков. Они же быстрее остальных становятся жертвами гаджет-зависимости. Особенно, если большую часть своего времени посвящают общению в социальных сетях и мессенджерах.
Зависимость от гаджетов, как и любая другая форма зависимости, отравляет нашу жизнь. Чаще всего те, кто находит в себе смелость обратиться с этой проблемой к специалистам – психологам и психотерапевтам, – жалуются на то, что не могут, как раньше, радоваться жизни, не в состоянии стать счастливыми и успешными, теряют друзей и контакт с близкими людьми, испытывают трудности в работе, финансовые затруднения и т.д. В основе всех этих проблем лежит то, что гаджет-зависимые теряют способность сосредотачиваться на действительно важных вещах.
Предрасполагающие факторы:
Неправильное воспитание в семье (нет ограничений в использовании игр и приложений, нет диалога на эту тему, мама и папа сами подают плохой пример).
Стремление к взаимодействию с гаджетами с детства.
Переоценка значения материальных ценностей.
Подверженность чужому мнению, моде, трендам.
Недостаток внимания.
Как определить зависимость от гаджетов у детей?
Гаджет-зависимость у детей можно определить, проведя маленький тест. Предложите ребёнку честно и откровенно ответить утвердительно («да») или отрицательно («нет») на такие заявления:
1.Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств.
2. Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать.
3. Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую.
4. Вру родителям, сколько времени провожу со своими гаджетами.
5. Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать.
6. Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете.
7. Когда я уделяю время компьютеру, смартфону, у меня хорошее настроение, испытываю чувство эйфории.
8. Требую от родителей покупки (установки) новых версий игр, других современных устройств.
9. Иногда после проведенного времени за техническими устройствами у меня болит голова, режут и слезятся глаза, расстраивается сон (отвечать утвердительно, если есть хотя бы один признак).
10. Предпочитаю игру на компьютере, смартфоне встрече с друзьями, прогулке.
Подвести итог просто. Посчитайте ответы «ДА»:
1-4 — нет поводов для беспокойства;
5-6 — тенденция к зависимости;
7-10 — наблюдается зависимость от гаджетов.
Симптомы интернет-зависимости:
• заметное увеличение времени взаимодействия с компьютером и гаджетами;
• постоянная вовлеченность в это взаимодействие (мысли о виртуальной активности, очень частое побуждение проверить мессенджеры, желание быть в курсе всех событий, страх пропустить что-то важное);
• изменение круга интересов, замена прежних мотиваций игровой или любой другой активностью в интернете;
• преобладание в воображении мыслей, связанных с электронными девайсами (то есть даже если человек в конкретный момент не находится онлайн, он мысленно составляет диалоги, чтобы кому-то что-то написать, представляет, как скоро сядет за компьютер, и так далее);
• виртуальная жизнь становится более настоящей и важной для человека, чем жизнь реальная;
• электронные устройства наделяются душой (например, если любимый телефон разбился, человек будет переживать точно такой же стресс, как при потере любимого питомца или даже близкого человека);
• потеря контроля над ситуацией (неспособность выйти из сети, даже если нет действительно стоящих поводов там остаться);
• Недостаток концентрации, низкий уровень внимания и сосредоточенности.
• Проблемы с памятью и другими когнитивными способностями.
• Проблемы с принятием решений.
• Головная боль, ухудшение зрения, боль в шее и спине.
• Постоянная тревожность.
• Ухудшение отношений с другими людьми.
• Бессонница или любые другие нарушения сна.
• Низкая социализация и адаптация.
Игнорирование симптомов зависимости от гаджетов может привести к цифровой деменции. Цифровая деменция — расстройство памяти, которое развивается из-за чрезмерного использования гаджетов. Если вы достаточно молоды, но уже перестали запоминать пароли от почты, даты дней рождения, недавние темы разговора с коллегами и друзьями, то есть вероятность наличия у вас цифровой деменции.
Цифровая деменция распространена у людей в возрасте от 10 до 30 лет. Количество людей с нарушениями памяти, вызванными зависимостью от гаджетов, постоянно растет. Признаками цифровой деменции у подростков и взрослых являются сутулость, кратковременные потери памяти, социальная изоляция, отсутствие движения, депрессия, несогласованность в действиях, хроническая усталость. Признаками цифровой деменции у детей являются задержка развития, неспособность запоминать числовые и вербальные шаблоны, тревога и депрессия, забывчивость, гнев без видимой причины, низкая обучаемость.
Как возникает зависимость
Поведением человека управляют два гормона: окситоцин, гормон близости, благодаря которому мы чувствуем себя нужными, и дофамин, гормон удовольствия, удовлетворения собой и своей жизнью. Так вот через гаджеты нами управляют сразу оба гормона, предоставляя доступный и бесконечный источник радостей. Все игры строятся по принципу дофаминового вознаграждения: что-то сделал – тут же увидел результат, порадовался, какой я молодец. Все соцсети держатся на окситоциновой стимуляции: кто-то поставил лайк под твоим фото или оставил комментарий – и на душе потеплело. Социальное поглаживание такое же приятное, как и физическое.
Но если мозг поощрять слишком часто, он избалуется и начнет требовать все большей и большей дозы. Так возникает зависимость. Изменения происходят не только в поведении, но и на физиологическом уровне, что подтверждают МРТ-исследования мозга.
«Бьют» гаджеты и по волевой сфере, снижают мотивацию. Поэтому у подростков, которые теряют интерес ко всему, кроме телефона, не характер такой – это физиологические последствия зависимости.
Если посмотреть на электроэнцефалограмму мозга человека с зависимостью, с высокой вероятностью там отыщутся признаки неоптимальной работы некоторых структур.
Лимбическая система головного мозга отвечает за эмоционально-волевую сферу, мотивацию и коммуникацию. Отличительная черта лимбиков (людей, у которых эта система превалирует) – вязкость, залипание на чем-то одном, что хорошо получается. У такого ребенка нет особого желания пробовать что-то новое: а зачем? Он предпочитает сидеть дома, ему сложно выражать свои эмоции и считывать чужие, поэтому общаться со сверстниками лучше получается через гаджет, а не вживую. А в интернет он уходит с головой.
Что делать? Неоптимальная работа лимбической системы – это физиологическая особенность, которую можно превратить в плюс. Из лимбиков, например, получаются гениальные айтишники и аналитики. Так что вникайте в то, чем занимается в гаджете ребенок, направляйте, подсказывайте, вовремя усложняйте задачи, чтобы развивался, а не залипал.
Как снизить риск цифровой зависимости
Алгоритм профилактики можно свести к трём шагам:
заранее оговорить с ребёнком ограничения,
обсудить технику безопасности,
позаботиться о том, чтобы жизнь в реальном мире у ребёнка была достаточно активной. А также важно не забыть про сохранение осанки и зрения.
Давайте подробнее раскроем эти пункты.
Устанавливаем ограничения.
Как правило, телефон, планшет или собственный компьютер в жизни ребёнка появляется не внезапно. Его покупке предшествует обсуждение в семье: что именно приобрести, какую сумму потратить, с какой целью ребёнок будет использовать гаджет и т. д.
И пока устройство ещё не стало реальностью в жизни ребёнка, важно подробно обсудить с ним все плюсы и минусы, связанные с обладанием гаджетом. И ещё до покупки установить правила пользования и оговорить ограничения.
1. Установите лимит по времени.
В первую очередь на развлечения: игры, просмотр мультфильмов и т. д. При этом учитывайте возраст ребёнка.
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте достаточно получаса в день. Детям 7-10 лет можно увеличить это время до 1-1,5 часа, подросткам – до 2-х часов в день.
Кроме того, важно учитывать режим дня. Договоритесь с ребёнком, что за 1,5–2 часа до сна он будет класть гаджет на полку, выключать компьютер. Это поможет избежать проблем со сном.
А также психологи и врачи рекомендуют хотя бы один день в неделю (например, в выходной) устраивать «разгрузочный день» от цифровых устройств. Это, кстати, будет полезно и взрослым.
2.Оговорите цели.
Если ребёнок просит купить телефон, планшет или ноутбук, поинтересуйтесь у ребёнка, зачем ему гаджет. И сверьте свои представления с планами ребёнка.
И если вы пришли к соглашению, что кроме учёбы «экран» будет использоваться для игр, общения в соцсетях, просмотра развлекательных видео, рекомендуем установить правило, что ребёнок будет заранее согласовывать с вами содержание: в какие игры он хочет играть, какой фильм посмотреть, какие соцсети подключить и т. д. Оставьте за собой право налагать табу на то, что посчитаете вредным.
Обязательно предупредите ребёнка об опасностях, которые таит интернет: недетский контент, группы смерти, утечка конфиденциальной информации о семье через общение с незнакомцами в соцсетях и т. д.
3.Обозначьте условия.
Определите условия, при которых ребёнок может пользоваться цифровым устройством. Например, вы можете договориться с ребёнком, что играть в компьютер он может только после того, как сделает все уроки и выполнит домашние обязанности.
Важно обсудить эти правила с ребёнком заранее, ещё на берегу. Вводить ограничения уже после того, как ребёнок привык пользоваться гаджетом безлимитно, будет гораздо сложнее.
Подробно обсуди́те с ним каждый пункт, внимательно выслушайте его предложения — важно, чтобы ребёнок был согласен со всеми положениями. Зафиксируйте всё это на бумаге, поставьте дату и подписи и распечатайте в трёх экземплярах. Один повесьте на холодильник, второй отдайте ребёнку, а третий храните у себя. Так вы всегда можете быстро восстановить правила в случае их нарушения.
Знакомим ребёнка с техникой безопасности.
Ещё одна важная вещь, которая должна произойти до того, как цифровое устройство в первый раз попадёт в руки ребёнку: расскажите ему о рисках. Важно дать детям понимание, что приобрести зависимость и другие проблемы — проще простого. А вот избавиться от них будет сложно. И если ребёнок хочет стать обладателем цифрового устройства, он должен осознавать, что от него потребуется самоконтроль и ответственность.
Чтобы ребёнок глубже проникся серьёзностью темы, проговорите с ним возможные ситуации, поищите из них выходы, вспомните примеры из жизни.
Примеряем на себя роль массовика-затейника.
Нет более действенной защиты от детской цифровой зависимости, чем активное участие родителей в жизни ребёнка. Подвижные и настольные игры, прогулки и выезды на природу, совместное чтение, живое общение с друзьями, общие увлечения, занятия художественным творчеством, спортом или игрой на инструменте — всё это делает реальную жизнь объёмной и интересной. Это не даёт ребёнку чрезмерно погрузиться в цифровой мир и там потеряться.
Думаем о здоровье.
Чтобы ребёнок не засиживался у компьютера, скрючившись буквой «зю», важно с самого начала приучить его делать упражнения для спины и глаз после использования экрана. Не поленитесь первые 2–3 недели выполнять их вместе с ребёнком — это полезно и взрослому.
Установите правило: не глаза тянутся к экрану, а экран к глазам. Во-первых, это поможет сохранить осанку и зрение, а во-вторых, приучит ребёнка бережно относится к здоровью при работе с цифровыми устройствами.
Рекомендации.
Профилактика зависимости от гаджетов и технологий
1. Ведите себя вежливо. Телефонам, планшетам и другим гаджетам не место на обеденном столе. Иначе вы проявляете неуважение к собеседнику, постоянно поглядывая на мигающий экран.
2. Живите в реальном мире. Прежде чем что-то опубликовать в социальной сети, сперва подумайте, готовы ли вы рассказать эту новость первому встречному.
3. При возникновении желания купить новый гаджет или «прокачать» старый, спросите себя:
действительно ли вам это нужно?
для чего?
что вам это даст?
4. Пользуйтесь технической поддержкой. Создано множество программ, которые устанавливают жесткий тайминг работы с девайсами и приложениями. Не пренебрегайте ими. Когда человек сильно увлечен, он теряет ощущение времени. Своевременная «напоминалка» очень отрезвляет, она послужит вам надежным якорем в мире реальности.
5. Регулярно устраивайте «цифровую детоксикацию». Например, раз в неделю — день без гаджетов.
6. Убирайте все устройства с глаз долой перед сном и позаботьтесь о том, чтобы они не тревожили вас во время ночного отдыха.
7. Делайте правильный выбор: человек или устройство. Если вы общаетесь с кем-то, — в сторону все гаджеты. Если все-таки отложить важный виртуальный разговор никак нельзя, попросите у собеседника прощения за прерывание беседы.
8. Помните о принципе «если — то». Если вы сели в автобус и взяли в руки смартфон, да, возможно, вы узнаете много полезной информации из новостной ленты, но вы рискуете пропустить цветущую сирень за окном, время единения с собственными мыслями или даже неожиданное приятное знакомство.
9. Структурируйте свой электронный день. Составьте расписание. Да-да, расписание. Выделите для гаджетов конкретное время.
10. Доверяйте своим инстинктам. Если вам кажется, что вы много времени проводите за экраном, — вам не кажется.