Как сделать родительское собрание эффективным?
Как сделать родительское собрание эффективным?
Упражнения для создания доброжелательности и эффективности:
Первое упражнение «Я хвалю ребенка»
Наверное, только родители отличников обожают родительские собрания. Остальным приходится выслушивать замечания и узнавать о своих не самых примерных чадах то, что они и так знают. Такие родительские собрания портят настроение и оставляют неприятное послевкусие
Что делать: Проблемы воспитанника обсудите с его родителями персонально. А когда вы собираетесь вместе, учитесь ценить в детях их лучшие качества. Для этого предложите каждому родителю ответить на такие вопросы:
— Что я чувствую по отношению к ребенку?
— Что я вижу в ребенке?
— В чем сильные стороны моего ребенка?
Итог: Каждый родитель поймет, что его сын или дочь — особенные, ими стоит гордиться.
Второе упражнение «Я понимаю ребенка»
Родители часто сетуют на то, что учителя или воспитатели не понимают ребенка, не могут найти с ним общий язык. Дайте возможность родителям проговорить, как им удается наладить общение с ребенком. Это полезно и для них, и для вас.
Что делать: Все просто. Предложите родителям закончить предложение: «Чтобы лучше понять своего ребенка, я…»
Итог: Воспитатель поймет, какое общение у детей и родителей, родители задуматься достаточно ли развит у них эмоциональный интеллект, стараются ли они понять своего ребенка.
Третье упражнение «Я не обсуждаю публично»
Если возник конфликт между педагогом и ребенком, одноклассниками, то худшее решение проблемы — начинать «публичную порку» при всех родителя на собрании. Испорченные нервы, натянутость отношений и деструктив гарантированы. Тем более что происходящее на собраниях пересказывается детям дома.
Что делать: Чтобы избежать подобного, предложите родителям назвать темы, которые они не готовы поднимать на родительском собрании. Тут важно всем понять, что никто не собирается никого силой принуждать обсуждать неприятные моменты или лезть в душу.
Предлагаем альтернативный вариант: все острые моменты выяснять в приватном разговоре. Лишняя информация не просочится к посторонним, появится больше шансов быстро и продуктивно решить конфликт.
Итог: Право педагога и ученика на собственное достоинство — непоколебимо.
Четвертое упражнение «Я не вешаю ярлыков»
Предвзятость — это плохо. Если вы уже наперед в своем воображении развесили ярлыки на каждого ученика или родителя, о каком диалоге и сотрудничестве может идти речь? То же касается и родителей, которые и сами грешат подобным, как в отношении педагога, так и в отношении собственного ребенка.
Давайте разучиваться вешать ярлыки!
Что делать: Поделите коллектив родителей на группы по 2–3 человека. Каждому прикрепите бейджик с одной из таких фраз: «Я не понимаю, что ты объясняешь, «Я чувствую себя подавленным», «Говори со мной, словно это я виноват во всем», «Обращайся ко мне как к своему любимчику», «Подбодри меня», «Мне не интересно все, о чем ты говоришь» и тп.
Важное условие: человек не должен знать, что написано на бейджике, который вы прикрепили ему!
Участники пытаются объяснить друг другу какое-нибудь простое понятие, например, что такое микроволновка, как пользоваться лифтом. При объяснении нужно соблюдать условие на бейджике собеседника. Например, объяснять, как пользоваться лифтом человеку, которому это неинтересно.
Суть упражнения в том, чтобы каждый ощутил себя в роли ученика, на которого навесили ярлык. После завершения задания пусть каждый расскажет, насколько комфортно было коммуницировать с таким «диагнозом» на груди.
Итог: Каждый должен усвоить — ярлыкам не место в группе или семье.
Если соблюдать нижеперечисленных правила, то Ваши родительские собрания пройдут максимально легко, без волнений и переживаний.
- Подготовится к собранию заранее, выбрать тему, основные задачи собрания.
- Указать регламент и придерживаться его, старайтесь не растягивать собрание дольше 1 часа
- Заранее продумать кто будет выступать на собрании (специалисты, администрация детского сада и т.д.
- Тему собрания, повестку и регламент довести до сведения родителей заранее
- Во время собрания избегать персональных комментариев о детях, подобное следует обсуждать индивидуально.
- Разговаривать спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно
- Важно обращаться к родителям по имени-отчеству, избегая мама Кати, папа Вити
- Дать возможность обсудить родителям важные организационные моменты без вашего участия
- И закончить собрание следует на позитивной ноте.
Соблюдая эти не сложные правила и используя эти упражнения Ваши собрания станут эффективными.