Экологическое мероприятие
Тема: КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПРИРОДЕ
Цели: Учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе; развивать любознательность, наблюдательность, мышление, внимание; воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.
Оборудование: кроссворд «Природа»; рюкзак, резиновые сапоги, нож, зажигалка, магнитофон, пластмассовое ведро, пакет с крошками хлеба, крупой; бумага для рисования, карандаши, фломастеры.
Эпиграф на доске: Самая чистая радость – радость природы. (Л.Н. Толстой)
Ход занятия:
I. Сообщение темы занятия.
Учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать слово в выделенных клеточках.
Ответы: 1. Паук. 2. Шар. 3. Зима. 4. Озеро. 5. Исток. 6. Дятел. 7. Пчела.
Ключевое слово – природа.
II. Сообщение цели занятия.
- Сегодня мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все то, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь.
III. Экологическая сказка «Первый день в жизни Бабочки».
Учитель. Сейчас мы отправимся на лесную поляну.
Нас встречает Бабочка. Она только вчера появилась на свет и ничего еще не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная.
- Что это? – Спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: «Земля»
- Ребята, а что такое Земля? (Ответы детей)
- Вот она какая – Земля! Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был чист, свеж. Пахло цветами, травой, медом.
- Что это? – Не успела подумать Бабочка, как отовсюду послышались птичьи голоса: «Воздух, воздух!»
- Ребята, а что такое воздух? (Ответы детей)
- В воздухе было приятно летать, но Бабочке мешали солнечные блики внизу. И оттуда, снизу тянуло сыростью, и у Бабочки повлажнели крылья.
- Что же это такое? – Удивилась Бабочка?
Тихий журчащий голос прошептал: «Вода», и раздался всплеск рыбы.
- Ребята, а что такое вода? (Ответы детей)
Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела другую Бабочку, но она была такой огромной! Бабочка присела на теплую и мягкую площадку. Огляделась и увидела, что на нее смотрят два огромных глаза.
- Что же это такое? - Подумала Бабочка.
- Это Человек.
- Ребята, от человека зависит то, какими будут земля, воздух и вода. Какие правила мы должны выполнять, чтобы природа радовала нас, чтобы растения и животные не исчезли и не стали редкими?
IV. Экологические правила «Как вести себя в природе?»
Учитель. Ребята, послушайте стихотворения. Попробуйте представить, то, о чем вы услышите.
Учащиеся читают стихотворения:
БЕЛАЯ ЧЕРЕМУХА.
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке ветками шепча.
Легкая, как облачко, чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки посидеть под ней.
И могла цвести она много-много дней.
- Это чья черемуха? – Да она ничья,
Белая Снегурочка около ручья…
Мимо бабка ехала, оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи отломила сук,
Городские школьники шли в далекий путь,
Увидав черемуху, стали ветки гнуть.
Прибежали девочки, а Снегурки нет,
Лишь в пыли валяется вянущий букет.
А была черемуха чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
З. Александрова.
Хозяйка белочка в лесу орехи собирала.
Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала.
Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.
Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.
Стал гнуть орешину – сломал, зажал под мышкой ветви;
Нашел один орех – сорвал второй и третий…
Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,
А бедной белке и смотреть на это было больно.
Г. Ладонщиков.
Все так изрезано в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найдешь ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
Вот муравейник подожжен кощунственной рукой,
Мне кажется, горит не он, а дом пылает мой.
П. Бровка.
В лесу мурашки- мураши живут своим трудом,
У них обычаи свои и муравейник-дом.
Ты с палкой по лесу гулял и муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял и подпалил потом.
Покой и труд большой семьи нарушила беда.
В дыму метались муравьи, спасаясь кто куда.
Трещала хвоя. Тихо тлел сухой опавший лист.
Спокойно вниз смотрел жестокий эгоист…
За то, что так тебя назвал, себя я не виню –
Ведь ты того не создавал, что предавал огню.
С. Михалков.
- Какие чувства вызвали у вас стихотворения?
- Почему авторы стихотворений осуждают некоторых людей?
- Как человек поступает по отношению к природе?
- О каких экологических правилах рассказывают эти стихотворения?
- Придумайте условные знаки о правилах поведения в природе.
(Дети по группам рисуют условные знаки, объясняют, защищают свой знак).
V. Игра «Экологический светофор».
Учитель. У нас на пути лесное царство, и помощником в нем будет экологический светофор. Каждый его сигнал на лесной тропинке означает то же самое, что и на проезжей части дороги: красный свет зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе; желтый свет зажигается для того, чтобы мы соблюдали определенные правила поведения; зеленый свет зажигается тем, кто делает для обитателей леса – растений и животных – добрые дела.
В класс входит мальчик с рюкзаком. (Из кармана торчит рогатка)
Учитель. Ты куда идешь?
Мальчик. В лес, конечно.
Учитель. Я смотрю, гость ты какой-то странный (вынимает рогатку из кармана мальчика). Покажи, пожалуйста, с чем ты идешь в лес, а дети «зажгут» сигнал светофора и покажут тебе, с чем можно, а с чем нельзя ходить в лес. Есть такие вещи, которыми можно пользоваться редко, осторожно, соблюдая строгие правила.
Мальчик достает из рюкзака вещи.
Резиновые сапоги.
- Я собрался походить по кромке озера, пособирать ракушки. (Зажигается желтый свет светофора)
Нож.
-Я хотел ножом содрать бересту с березы, чтобы разжечь костер. (Зажигается красный свет светофора)
Зажигалка.
-Я решил, когда устану, посидеть у костра. (Зажигается красный свет светофора)
Магнитофон.
- Я собирался послушать новые записи – хиты. (Зажигается красный свет светофора)
Пластмассовое ведро.
-В прошлый раз я с товарищем посадил по краю оврага кустики ивы. А сегодня хочу их полить. (Зажигается зеленый свет светофора)
Пакет с крошками хлеба, крупой.
- Это для уток. Они на озере живут. Я их часто подкармливаю. (Зажигается зеленый свет светофора)
Учитель. Да, я смотрю, ты молодец! Только не всегда разбираешься, что полезно делать в лесу, а чем можно создать неприятности. Любишь природу, пытаешься о ней заботиться. Но запомни, что нельзя причинять боль природе. Ты обещаешь это?
Учащиеся повторяют за учителем «Клятву юного друга природы»:
«Я обещаю охранять природу, быть ее другом и защитником.
Везде я буду примером правильного отношения к окружающему миру, буду стремиться познать законы природы, ее тайны и особенности.
Буду отстаивать и пропагандировать идею охраны природы.
В природе буду вести себя тихо и скромно, не стану без основания уничтожать растения, буду другом всем животным.
Буду охранять родники, ручьи, реки, пруды.
Буду заботиться о чистоте окружающей среды»
VI. Итог занятия.
- Какие экологические правила надо выполнять?
- О чем необходимо помнить, находясь в лесу?
Есть просто храм, есть храм науки, а есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй его святынь.