12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Меньщикова Татьяна Сергеевна33
Россия, Свердловская обл., Серов

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ 8-ГО ВИДА.

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: «КАК СЕБЯ ВЕСТИ».

ЦЕЛЬ УРОКА: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Как себя вести».

ЗАДАЧИ:

Учить анализировать произведение, делать выводы; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи при анализе произведения.

Способствовать формированию у учащихся собственного суждения на тему: «Как себя вести».

Вырабатывать навык выразительного чтения.

Развивать устную, анализирующую функцию речи.

Обогащать словарный запас учащихся вежливыми словами.

Формировать понятия о нравственности, способствовать привитию лучших моральных качеств.

Воспитывать уважительное отношение к товарищам, стремление ценить дружбу, желание трудиться, добиваться цели.

ТИП УРОКА: обобщение и систематизация знаний.

ФОРМЫ РАБОТЫ: урок-исследование.

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА: словесный (беседа), практические (исполнение стихов, работа со словарём и т.д.), самостоятельная работа.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: информационно-коммуникационные, коррекционно-развивающие, игровые.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, ладошки с именами учеников класса, тест, карточки с пословицами, лист ватмана с темой урока (будущая газета), карточки с заголовками для газеты, карточки с вежливыми словами, смайлики.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка. Скороговорка:

Всех скороговорок не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь.

III. Сообщение темы урока.

- Прочитайте тему урока: Каксебявести.

- На уроках чтения мы не только читаем и анализируем произведения. Рассматривая поступки героев, разные жизненные ситуации, описанные автором, мы учимся отличать добро от зла и принимать правильное решение в конкретной ситуации. Сегодня на уроке мы не только повторим произведения по теме «Как себя вести», мы проведём исследовательскую работу по данной теме, результатом которой будет составленная нами газета. Исследование – изучение.

IV. Упражнения на закрепление.

1.Значение правил поведения. Сообщение учителя с опорой на иллюстрации. Презентация.

- Правила поведения в обществе устанавливались на протяжении многих веков. Они нужны для того, чтобы ограничивать действия, которые могут нанести людям вред.
Правила поведения помогают человеку понять, что он может делать при тех или иных обстоятельствах, и что делать ему запрещается. 
Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом.

2. «Как Незнайка сочинял стихи». Н.Носов

- Чтобы начать наше исследование, составьте пословицу: Без друга в жизни туго.

- Что означает пословица: «Без друга в жизни туго»?

- Чему будет посвящено наше первое исследование? (ДРУЖБЕ)

- Сейчас вы прочитаете стихи очень известного человечка. Но в этих стихах пропущены слова. Ваша задача – вставить пропущенное слово.

Слайд презентации. Ученики читают предложение, затем устно вставляют пропущенное слово:

…….    шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку. (Знайка)

……….        был голодный,

Проглотил утюг холодный. (Торопыжка)

 У    …….    под подушкой

Лежит сладкая ватрушка. (Авоськи)

Отвечают на вопросы.

 

 - Кто автор этих стихов?

- Кто автор сказки «Про Незнайку и его друзей»?

- Как называется глава из сказки, которую мы прочитали?

- Кем приходились Незнайке ребята, о которых он сочинил стихи?

- Понравились ли эти стихи друзьям Незнайки?

- Почему не понравились? (нет способностей, сочинил дразнилки)

- Ребята, а вы будете считать своим другом того, кто будет вас дразнить?

- Сегодня вы – исследователи, поэтому давайте сейчас обратимся к вашему личному опыту, чтобы выяснить, каким должен быть человек, чтобы вы хотели с ним подружиться?

ТЕСТ. Задание 1. Зачеркни качества характера, которые мешают дружбе.

- Какие качества вы зачеркнули?

- А как вам надо относиться к товарищу, чтобы сохранить дружбу?

- Нужно ли постоянно указывать другу на его недостатки?

- Какие качества нужно ценить в человеке?

Упражнение «Ласковым словом и камень растопишь» было выполнено заранее при изучении сказки Носова, но результат работы ребята увидели только на данном уроке – сюрприз.

(У каждого ученика заранее была обведена и вырезана ладошка, в центре написано его имя. Ученик передает ладошку соседу и сам получает ладошку от другого соседа. На ней каждый пишет какое-нибудь приятное слово о хозяине ладошки. Ладошку передают по всему классу).

- Сейчас я раздам вам ваши ладошки, где ребята написали о вас приятные слова.

- Вам нравится читать о себе приятные слова?

- Вашим друзьям тоже понравится слышать о себе приятные слова.


- Теперь среди данных слов (слова прикреплены на доску) выберите те, которые станут первым правилом нашей газеты. ЦЕНИТЕ ДРУЖБУ

- А сейчас прикрепите свои ладошки так, чтобы пальчики касались друг друга. У нас получился дружный класс.

3. «Тайна цены» Е.Пермяк

- Уберите лишние буквы, и вы прочитаете название рассказа.

ОДБЮФТАЙНАХЭЬЦ ДЮСЗЦЕНЫЖЧЭТ

- Кто главный герой рассказа?

- Что он пытался понять?

- Давайте вспомним, как удалось Сегруньке открыть «великую тайну цены».

- Вспомните, где работал Сергунька, найдите лишнюю иллюстрацию. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

- Где работал Сегрунька? (пуговки - гончар - лодочник – рыбаки - берестяники - каменотёсы)

- Прочитайте на с. 78 последний абзац. «Так открыл Сергей великую тайну цены. И на что ни поглядит теперь – на дом ли, на узорчатую ткань, на ржаной хлеб, на радужные пуговицы, – труд человека видит: цену всех цен, корень ценностей – драгоценностей нашей земли и самой жизни».

- Выберите главную мысль рассказа: ТЕСТ. ЗАДАНИЕ 2.

Человек должен уважать старших.

Очень важно быть скромным.

Чтобы что-то получить, нужно трудиться.

- Скажите, что же составляет цену каждой вещи? (Труд человека)

- Чему будет посвящено наше второе исследование? (ТРУДУ)

- Что же такое труд? Как бы вы объяснили значение этого слова?

- Слово «труд» в Словаре С.И.Ожегова: ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

Работа, занятие.

Усилие, направленное к достижению чего-либо.

Результат деятельности, работы, произведение.

- Подберите близкие по значению слова к слову «труд», используя данное толкование.

- Автор рассказа Е. Пермяк утверждает, что главное – это труд. Давайте, мы как исследователи, проверим так ли это. Для этого обратимся к народной мудрости – пословицам.

Физминутка: нужно найти в классе пословицы только о труде.

Без труда нет добра. (добрым)

В здоровом теле - здоровый дух.

Труд всё побеждает. (победителем)

Для дружбы нет расстояния.

Труд кормит и одевает.(кормильцем семьи)

В труде рождаются герои. (героем)

Где труд, там и счастье. (счастливым человеком)

Землю красит солнце, а человека — труд. (красивый)

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. (здоровый)

Дело мастера боится. (мастер)

- Прочитайте свою пословицу и скажите, каким показывают пословицы трудолюбивого человека?

- Рассмотрите картины русских художников, изобразивших труд людей, и скажите, как авторы относятся к трудящимся людям? Какая у них внешность, выражение лица?

ПРОСМОТР КАРТИН (слайды презентации)

- Как же относятся люди к тем, кто трудится? (с уважением)

- Ребята, а вы трудитесь? Как?

- Мы прочитали рассказ, проанализировали пословицы, посмотрели картины, смогли ли вы убедиться, что труд очень важен для человека?

- Выберите следующий заголовок для нашей газеты. (ТРУДИТЕСЬ)

- Прикрепите ваши пословицы о труде.

4. «Здравствуйте» Д.Гальперина

- Ребята, послушайте стихотворение, которое прочитают девочки, и предположите, о каком рассказе мы будем говорить в следующей части урока.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Доброго здоровья люди вам.

Каждый день и час желаю – здравствуйте!

Я для вас тепло души отдам.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы, и просто, здравствуйте,

Мира, радости и процветанья вам!

- Как называется рассказ?

- Кто автор рассказа «Здравствуйте»?

- Ответьте на вопросы викторины по рассказу Гальпериной «Здравствуйте». ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Выберите слова, которые принято говорить, здороваясь со старшими.

•   Здравствуйте

   Привет
   Добрый день
   Здорово

 

   Доброе утро
 
Кто здоровается первым:

•   Младший или старший?

•   Женщина или мужчина?

   Мальчик или девочка?

Сколько раз в день нужно здороваться с одним и тем же человеком?

•  При каждой встрече

•  1 раз

  2 раза

- К каким словам относится слово «здравствуйте»? (к вежливым)

- Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения.

- Мы – исследователи, поэтому давайте выясним, что обозначает слово «вежливость». Где можно узнать значение слова?

РАБОТА В ПАРАХ С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ

- Очень давно в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ». «ВЕЖЕ» знаток.  

«ВЕЖЕ» ведать, знать. «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.  «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость». «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.      

- Как называют грубого невоспитанного человека? (невежа)                                             - Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете?      - В речи вежливого человека всегда присутствуют вежливые слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

- Снова обращаемся в вашему опыту. Вспомните вежливые слова, которые вы знаете. А теперь обратите внимание на 3-е задание. (на листочке) Сейчас каждый из вас постарается собрать вежливое слово. (Дифференцированная работа + индивид. помощь)

ТЕСТ. Задание 3. Зачеркни качества характера, которые мешают дружбе.

- Какие слова у вас получились?

Спасибо, извините, пожалуйста, благодарю, прости, до свидания, добрый день, здравствуйте.

- Так каким же ещё должен быть человек, чтобы с ним приятно было общаться?

- Прикрепите заголовок. БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫМИ

- Добавьте к заголовку газеты ваши вежливые слова.(учащиеся выбирают свои слова, которые лежали на столе)

V. Итог урока.

- Посмотрите на нашу газету, как же нужно себя вести, чтобы вас уважали?

- Что такое хорошие поступки? (это когда помогаешь другим в какой-либо сложной ситуации, помогаешь друзьям и окружающим).

- Что такое вежливые слова? (это добрые, хорошие слова, которые люди говорят друг другу).

- Ребята, что у вас может вызвать радость?

- А что у вас вызывает огорчение?

VI. Рефлексия.

- А теперь я предлагаю вам украсить нашу газету. Для этого вы должны выбрать смайлик.

1. Если вы согласны с нашим выводом, и изученный нами материал пригодится в дальнейшем, то выбираете

2.Если вы только пытаетесь понять информацию, то …

3. Если вы совсем не согласны, то …


В карточках 3-е задание дано с учетом способностей обучающегося


Как себя вести.


Зачеркни качества характера, которые мешают дружбе:

понимание

зависть

прощение

доброта

равнодушие

нахальство

раздражительность

искренность

приветливость

честность


2. Выберите главную мысль рассказа Е.Пермяка «Тайна цены»


        Человек должен уважать старших.

Очень важно быть скромным.

Чтобы что-то получить, нужно трудиться.


 

3. Из данных букв составь слово:

П

Е

Р

Т

И

В

 

Как себя вести.

 

Зачеркни качества характера, которые мешают дружбе:

понимание

зависть

прощение

доброта

равнодушие

нахальство

раздражительность

искренность

приветливость

честность


2. Выберите главную мысль рассказа Е.Пермяка «Тайна цены»


Человек должен уважать старших.

Очень важно быть скромным.

Чтобы что-то получить, нужно трудиться.

 

3. Из данных букв составь слово:

Б

А

Л

О

Г

А

Д

Р

Ю

Как себя вести.

 

Зачеркни качества характера, которые мешают дружбе:

понимание

зависть

прощение

доброта

равнодушие

нахальство

раздражительность

искренность

приветливость

честность

 

2. Выберите главную мысль рассказа Е.Пермяка «Тайна цены»

 

Человек должен уважать старших.

Очень важно быть скромным.

Чтобы что-то получить, нужно трудиться.

 

3. Из данных букв составь слово:

И

Н

И

Т

З

Е

В

И

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.