Калейдоскоп наук

0
0
Материал опубликован 4 May

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Обоснование необходимости разработки

Программы

В комплексном подходе к образованиюмладшего школьника в современной дидактике и  в соответствии с требованием ФГОС немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у обучающихся интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработанная  программа «Калейдоскоп наук» – это стремление педагога использовать возможности  занимательного материала  в познавательном (в частности математическом) развитии  детей.


Актуальность программы


Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же,  развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению младшего школьника элементарным математическим представлениям в современном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи.  Решая разнообразные математические задачи, обучающиеся проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

Современные стандарты к начальному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования,  на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным  в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы обучающийся из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Калейдоскоп наук» также способствуют воспитанию у младшего школьника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Новизна

Дополнительная образовательная программа «Калейдоскоп наук»:

– предполагает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения младшего школьного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу обучающегося.

Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство начального школьного образования, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим  познавательному развитию обучающегося.


Основная идея Программы: дать обучабщимся возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.


Формы обучения: занятия математического содержания,очная.

Формы организации математической деятельности обучающихся на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.


Методы обучения:

• практические методы: эксперименты, практические работы;

• наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение, видеофрагменты и др.;

• словесные: объяснение, рассказ, инструктаж, дискуссия и др.;

• самостоятельная работа: планирование, анализ, практика самостоятельного выбора.

Цель Программы: создание условий для познавательного развития обучающихся  через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи Программы:

– отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

– воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Отличительные особенности Программы

Программа математического кружка «Калейдоскоп наук» является адаптационной, разработанной на основе программ «Логика. Программа развития основ логического мышления у младшего школьника» сост. Корепанова М.В., «Математика до школы» сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л. и учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не бывает?»  О.М. Дьяченко,  Е.Л. Агаева.

Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию обучающегося средствами занимательных заданий по математике.

В основу работы по программе положены следующими принципами:

– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его  интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение  математических заданий различной степени сложности);

– проблемности –обучающийся получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов  математического развития обучающегося в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы обучающегося;

– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего  математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет обучающегося и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления обучающегося, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

         Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность обучающегося и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе обучающихся и активизации их словарного запаса. Обучающиеся должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы

Программа ориентирована на  детей 6,5-7лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Режим занятий:

         Математический кружок работает 2 раза в неделю по 35 минут, всего 66  занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 12 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

    К концу обучения по программе «Калейдоскоп наук» у обучающихся должны быть развиты:

  • арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
  • произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
  • основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
  • творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
  • навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
  • желание заниматься математической деятельностью.

К концу обучающиеся должны уметь:

– понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;

 – осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;

– устанавливать смысловые связи между предметами;

– выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– создавать постройки по рисунку, чертежу;

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов  по цвету и форме;

– делить  предметы, фигуры на несколько равных частей;

– преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;

– составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;

– определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;

– анализировать предметы по отдельным признакам;

– сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;

– раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

– решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

– сравнивать  рисунок со схемой, с чертежом предмета;

–  составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;

– создавать образ на основе рисунка-схемы;

–  составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;

– располагать предметы в заданной последовательности.

– понимать задание и выполнять его самостоятельно;

– проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.  


Объектами контроля являются:

– математические умения;

– степень самостоятельности и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

     Виды контроля

Для контроля реализации программы определены следующие виды проверок:

  • Текущая – на каждом педагогическом мероприятии  проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
  • Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного года.                              

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения обучающимся программы дополнительного образования  по познавательному развитию  детей с использованием занимательных игр и упражнений математического содержания.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение.

Диагностические методики:

  1. Диагностика познавательных умений в математической деятельности.

Цель: выявление обобщенных познавательных умений в математической деятельности.

Процедура организации и проведения диагностики.

Наблюдение за процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического кружка.

Критерии наблюдения.

  1.  Восприятие математической задачи и ориентировочная основа деятельности:

а) правильное восприятие обучающимся математической задачи педагога (о чем подумать, что сделать), понимание смысла каждого этапа предстоящей деятельности;

б) активное участие в выполнении действий сравнения, отгадывания, поиска пути решения проблемы.

  1. Практические и умственные учебные действия, выполняемые обучающимся в процессе решения математической задачи:

а) активное выполнение учебных действий сравнения, сопоставления, обобщения, моделирования, схематизации в соответствии с поставленной учебной задачей;

б) разнообразные формы выполнения умственных действий: по наглядной основе, схеме или модели, в плане внутренней речи развернуто или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;

в) самостоятельный выбор обучающимся необходимых материалов на основе ориентировки в учебной задаче;

г) обучающийся  предлагает способ выполнения действия, состоящий из 3-4 эталонов (сначала.., затем.., после этого...);

д) владеет несколькими способами достижения одного и того же результата.

  1. Состояние самоконтроля:

а) умеет осуществлять итоговый самоконтроль (по окончании деятельности);

б) может осуществлять пошаговый самоконтроль (проверять себя) в процессе деятельности;

в) планирует деятельность до ее начала (предварительный самоконтроль).

Результат познавательной деятельности: правильность решения математических задач, наличие интереса к деятельности, самооценке, осознание ребенком связи математической задачи и полученного результата.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Сроки

проведения          

Кол-во часов

Тема занятий

Задачи

Сентябрь

2

1. Головоломки

1. Учить составлять квадрат    

из разных геометрических фигур.

2. Развивать восприятие и пространственные представления.

2

Разрезные картинки

1. Учить складывать картинку из элементов.

 2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление.

1

Картинки - вкладки

1. Развивать наглядно-образное мышление.

2. Учить выделять часть и находить элемент предмета.

2

Мастерская форм

1. Учить составлять прямолинейные формы из палочек.

2. Развивать  зрительную память.

Октябрь

1

Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве.

1. Учить выделять особенности предмета.

2. Развивать зрительные и осязательные впечатления.

2

Сравнение и упорядочение однородных величин.

1. Учить действовать последовательно, упорядочивать  предметы по величине.

2. Развивать внимание.

1

Сравнение групп предметов.

1. Учить раскладывать предметы в порядке убывания.

2. Развивать восприятие, умение анализировать величину предметов.

2

Построим дом

1. Учить строить дома из деталей разного размера.

2. Анализировать детали по форме и величине.

Ноябрь

2

Пространственные и временные представления.

1. Учить соотносить предметы по величине.

2. Развивать восприятие.

1

Временные представления: раньше, позже, сначала, потом

1. Учить ориентироваться в пространстве.

2. Развивать восприятие и внимание.

2

Эксперименти-

рование.

1. Учить получать разные оттенки одного цвета.

2. Развивать восприятие, умение ориентироваться в цветовых оттенках.


2

Сравнение группы однородных и разнородных предметов

1. Учить анализировать предметы.

2. Развивать восприятие и внимание.

Декабрь

2

 Цвета радуги. Их очередность

1. Учить анализировать предметы по цвету и форме.

2

Что изменилось?

1. Развивать внимание.

2. Учить переключать свое внимание  с одной группы предметов на другую.

2

 Задачи - шутки, задачи - загадки.

1. Развивать внимание.

2. Закреплять умение классифицировать предметы.

2

 Игра "Думай, считай, отгадывай".

1. Развивать память.

2. Учить запоминать 6-7 разных имен, постепенно увеличивая их количество.

Январь

2

 Запомни картинки

1. Учить выполнять правила игры.

2. Развивать память.

1

Повторяй друг за другом

1.Развивать память.

2. Учить внимательно, слушать друга, не перебивая, соблюдая очередность действия.

2

Расставь мебель

1.Учить расставлять мебель в соответствии с планом.

2. Развивать мышление и внимание.

2

Лабиринт

1.Развивать мышление.

2. Учить ориентироваться в плане и действовать в соответствии с ним.

Февраль

2

Математически фокусы.

1.Учить работать с планом. 2. Развивать мышление.

2

Найди игрушку

1. Учить находить спрятанный предмет по плану, уметь «читать» план.

2. Развивать мышление и внимание.


2

 Делаем зарядку

1.Развивать внимание.

2. Учить пользоваться рисунком-схемой. Действовать в соответствии с ней.

2

 Какая сегодня погода?

1.Учить создавать рисунок-схему, используя простейшее изображение.

Развивать воображение.

Март

2

 Кто в домике живет?

1. Развивать память, внимание.

2. Учить использовать значок-обозначение

2

Рисунок-постройка

1.Развивать пространственное мышление, воображение.

2. Учить соотносить плоскостной рисунок-схему с объемной постройкой.

2

Говори наоборот

1.Учить подбирать слова с противоположным значением.

2. Развивать мышление и воображение.

2

 Покажи одинаковые предметы

1.Учить выбирать предметы по заданному признаку.

2. Развивать внимание. Мышление.


Апрель


1

Кто кем будет?

1. Учить отвечать на поставленный вопрос, выделяя основные качества предмета.

2. Развивать внимание, мышление.

2

Волшебные кляксы

1. Развивать внимание и образное мышление.

2. Развивать  умение фантазировать, добавляя отдельные элементы.

2

 Шкатулка со сказками

1. Учить сочинять законченные истории, опираясь на признаки предметов.

2. Развивать фантазию и воображение обучающегося.

2

 Угадай, что получится»

1. Учить дорисовывать рисунок друга, добиваясь законченного изображения.

2. Развивать воображение и фантазию.

Май

2

 Чье число больше?

1. Учить сравнивать количество предметов.

2. Развивать внимание, умение выполнять заданные правила.

2

Спортсмены

в лодках

1.Учить сравнивать и уравнивать количество предметов различными способами.

2. Развивать внимание и воображение.

2

На что это похоже?

1.Учить создавать образы на основе схемы.

2. Развивать воображение.  

2

 Поможем художнику

1. Учить создавать образы на основе схемы.

2. Развивать творческие способности, воображение.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество. Установление смысловых связей между предметами. Создание постройки по рисунку, чертежу. Деление предметов, фигур на несколько равных частей. Сравнение фигур по размеру (больше - меньше, длиннее - короче, такой же по длине, выше – ниже, шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов). Упорядочивание и уравнивание предметов по длине. Подбор предметов по заданной длине. Подбор предметов по цвету и форме. Определение взаимного расположения объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.). Составление сказки с использованием рисунка – схемы. Определение значений дорожных знаков, опираясь на рисунки – символы. Экспериментирование. Сравнение группы однородных и разнородных предметов по количеству. Раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине .

Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

Создание рисунка-схемы, на основе своего рассказа. Анализ предметов по отдельным признакам. Устное составление задач по рисункам. Решение задач с опорой на наглядный материал. Составление задачи по схематическому рисунку и наоборот. Расположение предметов в заданной последовательности. Сравнение рисунка со схемой, с чертежом предмета. Создание образа на основе рисунка – схемы.

 Задания на развитие внимания: лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, дидактические игры.

Задания на развитие воображения: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую; подсчет общего количества изображений одной и той же фигуры на контурном рисунке; дополнение заданной фигуры до целого с выбором нужных частей из нескольких предложенных.  

Задания на развитие памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала; зрительные и слуховые диктанты на математическом материале с определением закономерности следования элементов.

Задания на развития мышления: выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания; проведение простейших логических рассуждений, сравнение объектов по разным признакам, классификация объектов, чисел, геометрических фигур по заданным условиям.



ЛИТЕРАТУРА


Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М.: Просвещение,  2002. – 385 с.
  2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей. –  М.: Просвещение,  2003. – 312 с.
  3. Ерофеева Т.И. Математика для младшего школьника – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
  4. Логика. Программа развития основ логического мышления у младшего школьника. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
  5. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для младшего школьника, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
  7. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
  8.  Носова Е.А. Логика и математика для младшего школьника. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
  9.  Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
  10.  Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
  11.  Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
  12. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
  13.  Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение,  2007. – 245с.
  14.  Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития младшего школьника. – СПб., 2007








Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении младшего школьника элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для младшего школьника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303

Комментарии
Комментариев пока нет.