Календарно-тематическое планирование курса «Умники и умницы» (1 класс)

10
0
Материал опубликован 27 September 2017 в группе

1.Планируемые результаты учебного предмета

Программа курса «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2013 г.

Программа курса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» общеинтеллектуального направления.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 37 часа в год. Второй, третий, четвёртый классы - 38 часов в год (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания образования

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

2. Содержание учебного предмета.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Материал занятия в 1 классе рассчитан на 35 минут, во 2-4 классах на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно). Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

задания на развитие внимания;

задания на развитие памяти;

задания на совершенствование воображения;

задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи .

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Средства обучения

Учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения (ИД, компьютер, телевизор, ноутбуки для учащихся)

Цифровые образовательные ресурсы

Демонстрационный и раздаточный дидактический материал.

Тематическое планирование с указанием количества часов

Тема

Кол-во часов

1 класс

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания.

1

3

Развитие мышления.

1

4

Тренировка слуховой памяти.

1

5

Тренировка зрительной памяти.

1

6

Совершенствование мыслительных операций.

1

7

Совершенствование воображения.

1

8

Развитие логического мышления

1

9

Развитие концентрации внимания.

1

10

Тренировка внимания.

1

11

Развитие слуховой памяти.

1

12

Тренировка зрительной памяти.

1

13

Развитие аналитических способностей.

1

14

Совершенствование воображения.

1

15

Развитие логического мышления.

1

16

Развитие концентрации внимания.

1

17

Тренировка внимания.

1

18

Тренировка слуховой памяти.

1

19

Тренировка зрительной памяти.

1

20

Развитие аналитических способностей.

1

21

Совершенствование воображения.

1

22

Развитие логического мышления.

1

23

Развитие концентрации внимания.

1

24

Тренировка внимания.

1

25

Ребусы.

1

26

Тренировка зрительной памяти.

1

27

Развитие аналитических способностей.

1

28

Совершенствование воображения.

1

29

Развитие логического мышления.

1

30

Развитие концентрации внимания.

1

31

Тренировка внимания.

1

32

Тренировка слуховой памяти.

1

33-

37

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

5

2 класс

1

Выявление уровня развития внимания, памяти и мышления.

1

2

Развитие концентрации внимания.

1

3

Тренировка внимания.

1

4

Тренировка слуховой памяти.

1

5

Тренировка зрительной памяти.

1

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

7

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1

8

Развитие быстроты реакции.

1

9

Развитие концентрации внимания.

1

10

Тренировка внимания.

1

11

Тренировка слуховой памяти.

1

12

Тренировка зрительной памяти.

1

13

Обучение поиску закономерностей.

1

14

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

15

Развитие быстроты реакции.

1

16

Развитие концентрации внимания.

1

17

Тренировка внимания.

1

18

Тренировка слуховой памяти.

1

19

Тренировка зрительной памяти.

1

20

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

21

Ребусы.

1

22

Развитие быстроты реакции.

1

23

Развитие концентрации внимания.

1

24

Совершенствование мыслительных операций.

1

25

Тренировка слуховой памяти.

1

26

Тренировка зрительной памяти.

1

27

Обучение поиску закономерностей.

1

28

Совершенствование воображения. Ребусы.

1

29

Развитие быстроты реакции.

1

30

Развитие концентрации внимания

1

31

Тренировка внимания. Развитие способности рассуждать.

1

32

Тренировка слуховой памяти.

1

33

Тренировка зрительной памяти.

1

34-

38

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

5

3 класс

1

Выявление уровня развития внимания, памяти и мышления.

1

2

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

3

Совершенствование мыслительных операций.

1

4

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

5

Тренировка зрительной памяти.

1

6

Обучение поиску закономерностей.

1

7

Ребусы.

1

8

Развитие быстроты реакции.

1

9

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

10

Тренировка внимания.

1

11

Тренировка слуховой памяти.

1

12

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

13

Ребусы.

1

14

Совершенствование воображения.

1

15

Развитие быстроты реакции.

1

16

Развитие концентрации внимания.

1

17-

21

Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

22

Развитие быстроты реакции.

1

23

Тренировка концентрации внимания.

1

24

Тренировка внимания.

1

25

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

26

Тренировка зрительной памяти.

1

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

28

Ребусы.

1

29

Развитие быстроты реакции, мышления.

1

30

Тренировка концентрации внимания.

1

31

Тренировка внимания.

1

32

Тренировка слуховой памяти.

1

33

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

34-

38

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

5

4 класс

1

Выявление уровня развития внимания, памяти и мышления.

1

2

Совершенствование мыслительных операций.

1

3

Тренировка внимания.

1

4

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

5

Тренировка зрительной памяти.

1

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

7

Ребусы.

1

8-

12

Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

13

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

1

14

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

1

15

Развитие быстроты реакции.

1

16

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

17

Тренировка внимания.

1

18

Тренировка слуховой памяти.

1

19

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

20

Развитие логического мышления.

1

21

Ребусы.

1

22

Развитие быстроты реакции

1

23

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

24

Совершенствование мыслительных операций.

1

25

Тренировка слуховой памяти.

1

26

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

27

Развитие умения решать нестандартные задачи

1

28

Задания по перекладыванию спичек.

1

29

Развитие быстроты реакции, мышления.

1

30

Тренировка концентрации внимания.

1

31

Совершенствование мыслительных операций.

1

32

Тренировка слуховой и зрительной памяти.

1

33

Развитие логического мышления.

1

34-

38

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

5

Календарно - тематическое планирование

Дата про-ведения урока

Дата факти-ческого проведения

Тема урока

Примечание

11.

07.09

 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

 

2.

14.09.

 

Развитие концентрации внимания.

 

3.

21.09

 

Развитие мышления.

 

4.

28.09

 

Тренировка слуховой памяти..

 

5.

05.10.

 

Тренировка зрительной памяти.

 

6

12.10.

 

Совершенствование мыслительных операций.

 

7.

19.10.

 

Совершенствование воображения.

 

8.

26.10

 

Развитие логического мышления

 

9.

02.11

 

Развитие концентрации внимания.

 

10.

09.11

 

Тренировка внимания.

 

11.

16.11

 

Развитие слуховой памяти.

 

12.

23.11

 

Тренировка зрительной памяти.

 

13.

30.11

 

Развитие аналитических способностей.

 

14.

07.12

 

Совершенствование воображения.

 

15.

14.12

 

Развитие логического мышления.

 

16.

21.12

 

Развитие концентрации внимания.

 

17.

28.12

 

Тренировка внимания.

 

18.

11.01

 

Тренировка слуховой памяти.

 

19.

18.01

 

Тренировка зрительной памяти.

 

20.

25.01

 

Развитие аналитических способностей.

 

21.

01.02

 

Совершенствование воображения.

 

22.

08.02

 

Развитие логического мышления.

 

23.

15.02

 

Развитие концентрации внимания.

 

24.

22.02

 

Тренировка внимания.

 

25.

01.03

 

Ребусы.

 

26.

08.03

 

Тренировка зрительной памяти.

 

27.

15.03

 

Развитие аналитических способностей.

 

28.

22.03

 

Совершенствование воображения.

 

29.

29.03

 

Развитие логического мышления.

 

30.

05.04

 

Развитие концентрации внимания.

 

31.

12.04

 

Тренировка внимания.

 

32.

19.04

 

Тренировка слуховой памяти.

 

33.

26.04

 

Выявление памяти и мышления на конец учебного года.

 

34.

03.05

 

Выявление уровня развития внимания на конец года.

 

35.

10.05

 

Выявление уровня развития восприятия на конец учебного года.

 

36.

17.05

 

Выявление уровня развития воображения на конец учебного года.

 

37.

24.05

 

Урок-викторина.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.