Рабочая программа по курсу «Умники и умницы» (3 класс)
МБОУ « Кишертская СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Умники и умницы»
для 3 «б» класса
на 2016 - 2017 учебный год
Разработчик программы
Учитель: Попова Вера Николаевна
с. Усть-Кишерть , 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011г., Положением о рабочей программе МБОУ «Кишертская СОШ».
Рабочая программа адресована учащимся 3 б класса общеобразовательной школы. В классе 19 учеников: 11 мальчиков и 8 девочек. Большинство учащихся класса имеют средний уровень обучения.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» и имеет общеинтеллектуальное направление. Общий объём времени отводимого на изучение курса в 3 классе составляет 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса.
В результате изучения данного курса в третьем классе учащиеся научаться:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание учебного курса (34 часа)
Вводный урок
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
Задания для развития внимания
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Задания, развивающие память
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Развитие восприятия
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
• дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
•выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
• вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
• выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
• выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
• деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
• складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Логически-поисковые задания
В 3 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Календарно – тематическое планирование (34 часа)
№ /п |
Дата |
Тема |
Планируемые результаты |
|||
1 |
|
Выявление уровня развития познавательных способностей. |
Научатся находить и различать связь между предметами, распределять внимание. |
|||
2 |
Развитие концентрации внимания. |
Отработка понятий: антонимы, сумма, пятиугольник. |
||||
3 |
|
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
Отработка понятий: часть слова, пословицы. |
|||
4 |
|
Тренировка слуховой памяти. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
Отработка понятий: звук, буква, антонимы. |
|||
5 |
|
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: согласные и гласные звуки, синонимы, орфограмма. |
|||
6 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. |
Отработка понятий: геометрические фигуры, задача, анаграмма |
||||
7 |
|
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. |
Научатся решать буквенно-цифровые ребусы. |
|||
8 |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. |
Отработка понятий: синонимы, закономерность. |
||||
9 |
|
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: синонимы, задача. |
|||
10 |
|
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: прилагательное, существительное, синонимы, орфограмма, задача, алгоритм. |
|||
11 |
|
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: слог, однокоренные слова, синонимы, скороговорка, орфограмма, задача. |
|||
12 |
|
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: слог, однокоренные слова, синонимы,
скороговорка, орфограмма, задача. |
|||
13 |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Научатся искать закономерности. |
||||
14 |
|
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. |
Научатся искать закономерности. |
|||
15 |
|
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: числовая закономерность, аналогия, фразеологизм |
|||
16 |
|
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
Отработка понятий: числовая закономерность, фразеологизм, геометрические фигуры, сумма |
|||
17 |
|
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
Научатся искать закономерности. |
|||
18 |
|
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Повторение понятий: Шифр, слог, выражение, фразеологизмы |
|||
19 |
|
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Научатся искать закономерности. |
|||
20 |
|
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: закономерности, ребусы, многозначные слова, антонимы |
|||
21 |
|
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. |
Отработка понятий: закономерности, ребусы, геометрические фигуры. фразеологизмы |
|||
22 |
|
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: закономерности, ребусы, |
|||
23 |
|
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
Отработка понятий: закономерности, ребусы, |
|||
24 |
|
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: математические действия, фигуры |
|||
25 |
|
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
Отработка понятий: закономерности, ребусы, равенства фразеологизмы, |
|||
26 |
|
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
Отработка понятий: числовая закономерность, загадки, звуки, , закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, |
|||
27 |
|
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: закономерность, загадки, звуки, ребусы, гласные существительные, задачи. |
|||
28 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Развитие умения решать нестандартные задачи |
Отработка понятий: фразеологизмы, геометрические фигуры, сумма. Произведение, закономерности, ребусы. |
||||
29 |
|
Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. |
Отработка понятий: фразеологизмы, шифр, закономерность, загадки, ребусы, мера |
|||
30 |
|
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
Отработка понятий: прямой и переносный смысл слов, фразеологизмы, |
|||
31 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. |
Отработка понятий: фразеологизмы, закономерность, загадки, ребусы. |
||||
32 |
|
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. |
Отработка понятий: фразеологизмы, закономерность, ребусы, пословицы, поговорки |
|||
33 |
|
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. |
Отработка понятий: фразеологизмы, ребусы, закономерность. |
|||
34 |
|
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Конкурс эрудитов. |
Отработка понятий: фразеологизмы, ребусы, изограф, пословицы. |