Капризы и упрямство детей

0
0
Материал опубликован 14 January в группе




Родительское  собрание  в форме вечера вопросов и ответов

 (старшая группа)


ТЕМА

«Капризы и упрямство детей»






Автор - разработчик: Ивоняк

Ирина Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории



                                                        




Волгоград, 2025


Родительское  собрание  в форме вечера вопросов и ответов.

Тема:  «Капризы и упрямство детей».

Цель собрания - обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

Задачи собрания:

  • Познакомить родителей с причинами возникновения капризов и упрямства у детей.
  • Предоставить практические советы по преодолению этих проблем.
  • Обсудить способы создания гармоничных отношений между родителями и детьми.


 Предварительная работа:

  • Изучение методической литературы по теме «Капризы и упрямство детей»
  • Изготовление наглядных и раздаточных материалов
  • Работа с родителями по подготовке инсценировки                                                                                                                                                                                            
  • Подготовить атрибуты для инсценировки
  • Подготовить анкеты  для родителей 
  • Подготовить консультацию и памятки для родителей

Оборудование и материалы:

  • интерактивный экран;
  • бумага для записей;
  • сюжетные картинки с изображением проблемных ситуаций – 6 шт;
  • анкета  для родителей, выполненная в Google Формах;
  • карандаши;
  • атрибуты для инсценировки;  
  • интерактивная игра "Разрушители манипуляций", выполненная в сервисе LearningApps.org;
  • презентация;
  • телефоны.

    

Ход собрания:


1. Приветствие.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. И очень рады тому, что вас интересуют успехи, волнуют проблемы ваших детей. Об этом говорит тот факт, что сегодня присутствуют на собрании почти все родители. Нам приятно, что вы всегда откликаетесь на наши просьбы, и мы вас за это благодарим.

Слайд №1 Предлагаю вам посмотреть мини-инсценировку из личного опыта наших родителей «В магазине» и определить тему нашего родительского собрания.

  1. Обыгрывание проблемной ситуации

«Отказ ребенку в покупке сладостей в магазине»

Воспитатель: Я думаю, некоторые из вас, сталкиваются  с таким поведением ребенка в магазине, пожалуйста,  поделитесь  опытом выхода из данной ситуации.

Предполагаемые ответы родителей: Сегодня мы пришли за другими продуктами, которые приносят больше пользы для нашего организма. Купим,  молоко сварим вкусную кашу!; Ты сегодня кушал сладости, поэтому предлагаю тебе выбрать, что-то другое и я тебе куплю; Мне надо подумать, подожди немножко. Предлагаю вместо сладостей купить тебе сок, т. к. в  нем живут витамины, он более полезный!; Сейчас не стоит ее есть, потому что ты не сможешь прополоскать  ротик и для  зубок это будет вредно) и др.

Воспитатель: Спасибо, что поделились личным опытом. Мне в свою очередь тоже хочется поделиться советами детского психолога,  как можно отказывать ребенку в сладостях, особенно в магазине.

1.Заранее предупреждаем ребенка, что мы не покупаем ничего сладкого.                         Кроме того, можно завести дома постоянное правило (для всех), касающееся сладостей - когда, сколько и чего мы едим, и всегда ссылаться на него в таких ситуациях. Это упрощает задачу родителям и дает ребенку чувство уверенности - он уже не зависит от не всегда понятного ему решения родителей, а подчиняется, вместе со всей семьей, постоянному общему правилу.                                                                                                                                         2. «Давай я тебя обниму, и мы вместе подумаем, что тебе сейчас может помочь, кроме печенья. Мы обязательно найдем другой выход».                                                                                                                                           3.Пообещайте купить в другой раз (завтра/на выходные), когда пойдете  к бабушке. Бабушке будет  приятно твое внимание.       

Воспитатель: Уважаемые родители, как вы думаете, какая тема нашего собрания?

Предполагаемые ответы родителей: Про истерики детей, капризы детей.

Слайд №2 Воспитатель: Молодцы, сегодня на нашем собрании хочется поговорить с вами именно  на  тему «Капризы и упрямство детей».


2.Основная часть.

Воспитатель: Вы, являетесь первoй  coциальнoй  cредoй развития вашего ребенка, кoтoрая oбеcпечивает удoвлетвoрение практичеcки вcех егo пoтребнocтей, в тoм чиcле пoтребнocти в любви. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Видя вашу безусловную к нему любовь, ребенок пытается вами манипулировать.   

Воспитатель: Что  вы понимаете под понятием детская манипуляция?

Предполагаемые ответы родителей: Это, когда ребёнок заставляет родителей выполнять нужные ему действия.

Воспитатель: Согласна с вашим мнением, детская манипуляция - это воздействие на психику и поведение взрослых с целью добиться желаемого в одностороннем порядке.                                                

Воспитатель: Как вы думаете, в чем заключается манипуляция?  

Предполагаемые ответы родителей: Это когда ребенок ноет, чтобы  добиться  своего; ребенок капризничает для того, чтобы было так, как он хочет; истерит, ждет, когда родитель пойдет у него на «поводу».

Воспитатель: Действительно, ребёнок не слушается, его поведение становится неуправляемым, он умеет добиваться своего любым образом. Ребенок понимает концепцию манипуляций, не просто связывает причину и следствие, но также осознает, на кого именно нужно воздействовать для получения того, что он хочет. Он знает, на что именно можно продавить маму, а на что проще раскрутить папу. Часто в этом случае вы испытываете  чувство растерянности. Это происходит не только из-за  вашей слабохарактерности и готовности идти на поводу у детей.                                                            Но, я думаю, могут быть и другие причины.

  1. Обсуждение причин приводящих к манипуляциям.

Слайд №3 Воспитатель: На ваш взгляд, какие это причины?

Предполагаемые ответы родителей: Зависимость от мнения окружающих; долгожданный ребенок.

Воспитатель: Спасибо за ваше видение причин. Так же хочется назвать и другие причины, и я надеюсь, с которыми вы согласитесь.

  1. В детстве жили в условиях жесткого контроля и тотальных отказов. Став родителями, хотим восстановить справедливость и подарить своим детям такое детство, которое хотели сами.
  2. Иногда потакать капризам и выполнять просьбы вынуждает общество. Если ребенок капризничает в магазине или общественном транспорте, то боясь осуждения, стараемся  быстрее прекратить детский плач, выполняя его желание.
  3. Запрещаем себе негативные эмоции,  по отношению к ребенку  и  готовы сделать все что угодно, чтобы ребенок перестал плакать и кричать.

Хочется обратить ваше внимание, еще на несколько причин:

  1. Родители обожают своего ребёнка до такой степени, что поступить ему наперекор или запретить что-либо для них равносильно насилию.
  2. Матери или отцу становится жалко ребёнка, когда он что-то просит или на чем-то настаивает, считая, что нанесут тем самым глубокую обиду.
  3. Родители не знают, что делать, когда ребёнок ими манипулирует, поэтому, чувствуя себя беспомощными, им легче сделать так, как просит он.
  4. Взрослые не замечают, что «идут на поводу» у детей, при этом они не имеют авторитета у ребёнка, но такие отношения являются для них привычными и нормальными.

Слайд №4  Воспитатель: К каким последствиям это может привести?

1. Ребенок распространяет этот метод общения и на других людей, из-за чего не умеет выстраивать конструктивные отношения и испытывает сложности с общением и социализацией.

2. Нарушаются сами отношения. Родитель перестает быть авторитетом для сына или дочери, а это значит, что у них будут сложности с базовым доверием к миру.

3.Выполнение всех желаний приводит к тому, что ребенок не знает, чего он хочет и требует все больше, стремясь получить радость. Это приводит к тому, что он, с одной стороны, хочет все, а с другой - ему ничего не нужно и не интересно.

4. Как создать и поддерживать родительский авторитет.

Воспитатель: Что вы понимаете под понятием родительский авторитет?

Предполагаемые ответы родителей: Это, когда ребенок слушается родителя, выполняет просьбу родителей.

Воспитатель: Спасибо, действительно родительский авторитет – это специфическое влияние родителейв основе которого лежат их знания  базирующееся на таких принципах:

•Уважение ребенком  каждого из родителей

•Исполнение требований взрослого по собственному желанию ребенка;                        •Стремление прислушиваться к рекомендациям взрослых.

Воспитатель: Предлагаю вам заполнить анкеты «Пользуетесь ли вы авторитетом у своего ребенка». На листочках перед вами представлен QR-код. Прошу вас при помощи ваших телефонов, перейти по QR-коду и ответить на вопросы анкеты.

Предлагаю подвести итоги анкетирования.

Если большинство ответов (например, 4 и более) приходится на вариант "а", то родитель пользуется высоким авторитетом у ребенка. Ребенок чаще всего слушается, понимает запреты и ограничения - у вас Высокий уровень

Если ответы распределены между вариантами "а" и "б", то уровень авторитета средний. В некоторых ситуациях ребенок подчиняется, но иногда игнорирует просьбы или требования.

Если преобладают варианты "б" и/или "в", то авторитет родителя невысокий. Ребенок часто игнорирует указания, капризничает или проявляет непослушание.

Таким образом, результаты анкеты помогают нам лучше осознать свои методы воспитания и отношения с ребенком, а также выявить возможные зоны для улучшения.

Воспитатель: Перестать «идти на поводу у ребёнка» можно, если развивать и поддерживать родительский авторитет.

Воспитатель: Пожалуйста, поделитесь  опытом, как вы в своей семье поддерживаете родительский авторитет?

Предполагаемые ответы родителей: Стараемся не ссориться при детях. Единогласно  принимать  решения, видя это,  ребенок учиться доверять взрослым; Выслушиваем  мысли и  желания детей, чтобы они могли нам доверять; Учимся договариваться.  Объясняем ребенку, кто не выполняет договоренности - тот нарушитель, каприза и маленький, ничего серьезного ему разрешать нельзя.

Воспитатель: Отличный опыт! Думаю, у некоторых появится желание взять это на заметку и применить в своей семье. Мне хочется обратить ваше внимание на  советы, как поддерживать родительский авторитет,  которые рекомендуют психологи (просмотр презентации)

         

Слайд №5  Распределение ролей в семье

Как в семье «расставить» всех по своим местам?

  • Не позволяйте  ребёнку вмешиваться во взрослые разговоры — мягко, но твердо «ставить его на место»: «Не перебивай, когда взрослые разговаривают», «Ты еще маленький, я отвечу на твои вопросы позже, когда ты подрастешь». С помощью таких фраз дети понимают, что они находятся в своем, детском мире, а родители в своем — так должно быть и это правильно.
  • Никто из членов семьи не берет на себя чужую ответственность, когда у каждого есть свое пространство, дела и обязанности и они не должны быть перепутаны.
  • Мать и отец должны сдерживать обещания, относиться с уважением к себе и друг другу - тогда ребёнок будет видеть это и его отношение к старшим тоже станет уважительным.

Родитель должен быть уверенным в  собственных мыслях  и действиях. Только после этого дети поймут, что взрослых надо слушаться.


Воспитатель: Для того чтобы изменить отношения в семье, вам необходимо научиться выставлять внутрисемейные границы.


Слайд №6 Границы в общении с детьми      

         Когда в семье есть границы:

  • дети не позволяют себе брать или делать что-либо без разрешения, за исключением тех вещей, которые находятся исключительно в зоне их ответственности - например, уборка в своей комнате;
  • они не могут без предупреждения уйти гулять или взять деньги у родителей и купить себе какую-то вещь;
  • не позволяют командовать и диктовать матери и отцу, как им следует вести себя и что делать.

Воспитатель: В семье с четкими границами все ее члены находятся на своих местах - дети ощущают себя детьми и выполняют свои обязанности, не вмешиваясь во взрослую жизнь, а родители имеют авторитет и знают, что последнее слово всегда остается за ними.

Воспитатель: Если вы не осознаете своих границ и не можете отстоять их, ребенок чувствует эту слабость и пользуется ей. И вы соглашаетесь на его условия, потому что в принципе не умеете сопротивляться и стоять на своем. Тем не менее, ситуация, когда ребенок командует, а родитель идет у него на поводу, негативно сказывается не только на родительских отношениях, но и на развитии ребенка.

5. Купирование детских манипуляций.

Воспитатель: Поговорим об остановке детских манипуляций. Как вы в своей семье купируете детские манипуляции?

Предполагаемые ответы родителей: Ухожу в другую комнату и жду, когда ребенок сам успокоится; сажаю ребенка на колени и объясняю, почему нельзя так себя вести»

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в интерактивную игру "Разрушители манипуляций", она направлена на то, чтобы помочь родителям научиться распознавать и останавливать детские манипуляции, выбирая правильные стратегии поведения.

Интерактивная игра "Разрушители манипуляций"


Воспитатель: Для участия в игре прошу вас воспользоваться вашими телефонами. На листочках перед вами представлен QR-код. Просканируйте его, и вы окажетесь на странице игры. На этой странице вам предложат три различные ситуации, связанные с детскими манипуляциями. К каждой ситуации предусмотрено пять возможных реакций. Вам необходимо выбрать три варианта, которые наиболее точно отражают ваше поведение в аналогичных случаях. Нажав на галочку в правом нижнем углу, рекомендуемые реакции на данную манипуляцию будут выделены зеленой рамкой. Для того чтобы перейти к следующей ситуации, необходимо снова нажать на галочку в правом нижнем углу.

Воспитатель: Следование принципам, которые предложены при завершении игры, поможет вам эффективнее справляться с детскими манипуляциями и поддерживать здоровые отношения с вашим ребёнком.

Воспитатель: Психологи советуют следующие варианты.  

Слайд №7 Остановка манипуляции ребёнка

  • Когда ребёнок пытается манипулировать, научитесь останавливать его. К словам «нет» и «нельзя» дети должны быть приучены с самого раннего детства. Обратите внимание, как  вы говорите своему ребенку «нет»? Дети обычно реагируют на тон, которым вы произносите фразу. Отказ «нет» следует произносить твердо и четко. Можно также слегка повысить голос, но кричать все-таки не стоит, за исключением крайних ситуаций.
  • Иногда родительское «нет» может звучать без объяснений, а просто потому что «Я мама (или папа) и я знаю лучше».
  • Если вы  не научитесь стоять на своем, то прекратить детскую манипуляцию может быть очень сложно. Не стоит поддаваться на провокацию - малыша можно отвлечь, а со старшим ребёнком договориться, приняв его чувства.

Слайд №8   Приучение к новым отношениям

Воспитатель: Вам необходимо приучать детей к новым правилам в семье, где главный - родитель! Ребёнок, который привык управлять матерью или отцом, будет «бороться» и сопротивляться тому, что его пытаются «сместить» с главной роли, поэтому его способы манипуляции могут усилиться. Вы должны знать об этом и запастись терпением и уверенностью в себе. Когда вы сами начнете ощущать эти качества внутри себя, тогда дети тоже почувствуют, что мама и папа - главные и успокоятся, заняв свое место в семье.


6. Решение проблемных ситуаций

Воспитатель: Предлагаю вам разделиться на подгруппы.

Перед вами фотографии с изображением той или иной проблемной ситуации, с которыми  вы чаще всего сталкиваетесь в повседневной жизни, попробуйте найти общее решение, как выйти из конкретной ситуации или поделитесь личным опытом.

Родителям предлагаются следующие проблемные ситуации: («Ребенок не хочет делиться игрушки», «Ребенок капризничает в гостях», «Вы что-то запретили ребенку и он заплакал», «Ребенок отказывается надевать шапку», «Ребенок отказывается идти спать», «Ребенок не хочет убирать игрушки»)

Слайд №9  Предполагаемые ответы родителей по проблемной ситуации «Ребенок не хочет делиться игрушки»:

- Объясню ребенку. Почему необходимо делится игрушками.

- Уведу ребенка на другую детскую площадку.

Воспитатель: Психологи советуют следующие варианты решения данных ситуаций:

1.Объясните ребенку, почему он должен делиться игрушками.

2.Организуйте совместную игру.

3.Старайтесь не брать с собой на детскую площадку яркие, привлекательные игрушки.


Слайд №10  Предполагаемые ответы родителей по проблемной ситуации «Ребенок капризничает в гостях»:

- Попытаюсь его отвлечь чем-то, что-то предложить из того, что можно трогать в квартире, наверняка найдутся какие-нибудь книги, журналы.

Воспитатель: Психологи советуют следующие варианты решения данных ситуаций:

1.Выясните причину каприза. Ребенок хочет спать либо заболел.  Потрогайте его лоб, посмотрите, не слезятся ли глаза, не покраснело ли горлышко. Если ваш ребенок действительно плохо себя чувствует либо устал, то его капризы вполне понятны. Лучшим выходом в данной ситуации будет вернуться домой.                                                                                                                             2.Запаситесь игрушками, раскрасками, дисками с мультиками.

Слайд №11  Предполагаемые ответы родителей по проблемной ситуации «Вы что-то запретили ребенку и он заплакал»:

- Если что - то запрещаю, настаиваю  на своем.

- Уйду в другую комнату, оставлю его одного, пусть проревется.

Воспитатель: Психологи советуют следующие варианты решения данных ситуаций:

1.Объясните ему, почему это делать нельзя, но вы все равно его любите. 

Слайд №12  Предполагаемые ответы родителей по проблемной ситуации «Ребенок отказывается надевать шапку»:

-Долго уговариваю и в итоге разрешаю ограничиться  капюшоном.                                    - Объясняю, что на улице очень холодно, и он замерзнет.

Воспитатель: Психологи советуют следующие варианты решения данных ситуаций:

1.Объясните ребенку, почему необходимо надевать шапку.                                                   2.Предложите несколько вариантов. Вряд ли у ребенка только одна шапка. Выложите их все перед ним и предложите выбрать.                                                                                     3.Скажите, когда ребёнок сможет снять шапку. Скажем, ему нужно дойти только до садика.

Слайд №13Предполагаемые ответы родителей по проблемной ситуации «Ребенок отказывается идти спать»:


- Разрешаю поиграть  тебе еще 15 минут, а затем нужно будет лечь спать.                      - Объясняю,  для чего нужен сон. Что все вокруг, как только наступает ночь ложатся спать.

Воспитатель: Психологи советуют следующие варианты решения данных ситуаций:

1.Используйте игрушки, которые помогут ребёнку заснуть: кукла или плюшевый мишка.

2.Предоставьте ребёнку иллюзию самостоятельного выбора, например, спросив: «Ты хочешь лечь спать сейчас или через пять минут?».

3.Напомните о привычной последовательности действий: после еды нужно умыться, а потом отправляться в кроватку и там слушать сказку.


Слайд №14  Предполагаемые ответы родителей по проблемной ситуации «Ребенок не хочет убирать игрушки»

- Объясняю, для чего нужно убирать игрушки.                                                                            - Несколько раз выкидывала игрушки в окно. Затем вместе с ребенком их собирала. После этого она их убирает сразу после моей просьбы.

Воспитатель: Психологи советуют следующие варианты решения данных ситуаций:

1.Поиграй еще 10 минут, а потом убери игрушки. Они устали и хотят отдохнуть.                                                                                                                             2.Представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает (разные игрушки) и сортирует их. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж».                                  3.Предложите ребенку попить  вкусный чай, после того, как он уберет игрушки.

7. Итог (обратная связь)

       Уважаемые родители перед вами на столике лежат карточки-ладошки разных цветов. Зеленый - информация для вас была очень полезной и своевременной; желтый -  затрудняюсь ответить; красный - информация не была для вас актуальной.  Прошу поделиться своими впечатлениями, выбрав соответствующий цвет ладошки

        Спасибо! Быть родителем – это радостный и в тоже время напряженный труд. Успехов вам в воспитании детей!

  


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.