Карта урока музыки с элементами логопедической ритмики в 4 классе на тему: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
Все чаще и чаще в практике учителей общеобразовательных школ появляются дети с ограниченными возможностями здоровья. В классах появляются особенные дети, в школах открывают коррекционные классы. Большинство это дети с нарушениями речи и задержкой психического развития. Как же завлечь такого ребенка в образовательный процесс на уроке музыки? Данный пример карты урока поможет сделать шаг в этом направлении.
Поскольку двигательная активность положительно влияет на речевую деятельность, предлагается ввести в уроки музыки элементы логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика или логоритмика – это метод работы с детьми в котором сочетаются слова, движения и музыка.
Карта урока музыки с элементами логопедической ритмики в 4 классе на тему:
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»
Ход занятия.
1. Вход детей в кабинет музыки. | Дети маршируют по кругу, а затем рассаживаются по своим местам. (Д. Зайцев – «Детский марш») |
2.Приветствие. | «Смотрим кто справа, смотрим кто справа Это наш друг и скажем привет. А кто там слева, а кто там слева. Это наш друг и скажем привет.» |
3. Артикуляционная и дыхательная гимнастика «Часики и маятник» | Под песню «Часики» из мультфильма «Фиксики» Дети начинают с дыхательной гимнастики «Маятники» Сильный вдох через нос и непроизвольный выдох через рот. Все сопровождается движениями. Дети наклонятся вниз разводя руки в стороны , затем они поднимаются и сводят руки крест-накрест перед собой. Далее идет артикуляционное упражнение для язычка «Часики». Язычок поворачивается, то в правую сторону, то в левую, далее вниз и наверх. |
4. Распевка с инструментом по полутонам. | Автор распевки «Осень» Е. Заборонок» Исполнение распевки сначала «Нонлегато», затем «Стаккато» и в последнюю очередь «Легато» |
5. Введение в тему. Работа с презентацией. | На слайде помещено стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора…» Дети угадывают о каком времени года идет речь. Далее идет ряд картинок посвященных тематике урока. |
6. Прослушивание музыкального материала | Слушание музыки П. и. Чайковского «Времена года» «Октябрь» |
7. Определение эмоционально-выразительных характеристик музыкального произведения. | Словарь эмоциональных терминов. |
8.Просмотр и обсуждение картины В. Попкова «Осенние дожди» | Обсуждение и сравнение картины с музыкальным произведением. (Ответы детей) |
9.Упражнение для развития силы голоса и автоматизации звуков | Пропевание вокализов с помощью приема «Глиссандо» Имитация завывания ветра. Звук У-У-У-У-У. Сначала исполнение F (форте), затем P ( пиано) и завершается упражнение крещендо и демидуэндо (с постепенным увеличением звука и наоборот с постепенным уменьшением силы звучания) Все упражнение сопровождается движением рук. При увеличении звука руки поднимаются вверх, при уменьшении звука руки опускаются вниз. |
10.Слушание и чтение стихотворения «Унылая пора» А. С. Пушкина с межполушарным взаимодействием. | Обсуждение поэта А. С. Пушкина и чтение его стихотворения с межполушарным упражнением «Колечки», «Лягушка», |
11. Творческая работа в тетради | С помощью словаря эмоциональных терминов определить и сравнить эмоции от музыкального произведения (П. И. Чайковский), художественного (В. Попков) и литературного (А. Пушкин). |
12. Игра на музыкальных инструментах. | Творческая образовательная студия .Шумовой оркестр «Краски осени» |
13. Вокально-хоровая работа | Песня «Проказница осень» сл. С. Бедарева, муз. С. Апасовой. |
14. Игра «Деревья» | Подвижная игра. Дети становятся в два круга. Выбирается два ребенка один береза, другой осина. Вокруг них остальные дети водят хороводы (они грибы) и поют песню. С изменением музыки дети начинают ходить по кабинету, но как только музыка останавливается дети ищут свое дерево и строят вокруг него хоровод. |
15. Рефлексия | Закрепление пройденной темы. Вопросы. Рефлексия настроения в тетради(солнышко или тучка) |
16.Выход из кабинета музыки | Выход из кабинета музыки под марш. |