12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск
Материал размещён в группе «Уроки литературы»

 Карточка №1

Литературным паспортом любого драматургического произведения является его афиша. Внимательно прочитайте афишу комедии «Горе от ума» и ответьте на следующие вопросы:

Каково происхождение имён и фамилий персонажей комедии (Фамусов, София, Репетилов, Молчалин, Тугоуховский) и как бы вы «перевели» и истолковали их значение в контексте всего произведения? Какая общая тема их объединяет?

Какие ключевые темы комедии заданы уже её названием и афишей?

Как бы вы объяснили отсутствие имён у некоторых персонажей комедии (княжны Тугоуховские не называются по именам, а «нумеруются» по порядку: 1-я княжна, 2-я княжна и т.д.; завсегдатаи светских гостиных обозначены Г.N. и Г.Д.)?

Карточка №2.

Вспомните, с каким словом рифмует Грибоедов фамилию Чацкого при его первом появлении на сцене (действие 1, явление 6). Как, с вашей точки зрения, эта рифма связана с названием комедии, развитием событий и сценической судьбой главного героя?

Карточка №3.

Где и в течение какого времени происходит действие комедии (вспомните, какое время показывают часы в доме Фамусова, когда появляется Чацкий, когда он уезжает)? По каким драматургическим правилам организовано сценическое время и пространство и насколько точно и последовательно соблюдаются правила в комедии Грибоедова?

Карточка №4.

Какой временной диапазон охватывают события, изображаемые в комедии?

Каковы художественные функции ретроспекций в пьесе?

Ретроспекции – картина прошлого, обозрение того, что было в прошлом

Карточка №5.

Как соотносятся место действия и художественное пространство «Горе от ума»? Какие топографические реалии Москвы упоминаются в комедии?

В каких эпизодах упоминаются и какое значение в контексте комедии приобретают такие названия, как Кузнецкий мост, Покровка?

Подсказка: место действия – дом Фамусова, художественное пространство – это то пространство, которое предстаёт перед нашим мысленным взором по мере прочтения произведения.

Топография – поверхность и взаимное расположение отдельных пунктов на местности

Топографические реалии – те места, которые упоминаются в произведении

Карточка №6.

Попытайте восстановить «интерьер» комедии, опираясь на авторские ремарки и реплики персонажей, опишите дом Фамусова. (Какая комната находится рядом с какой? Входя в дом, куда мы попадаем? И т.д.)

Карточка №7.

Одно из наиболее употребительных в литературоведении определений, характеризующих художественное пространство в комедии, - «грибоедовская Москва». Объясните, почему сценическое пространство пьесы замкнутое в «четырёх стенах» одного из московских зданий, получает расширительное толкование – не «фамусовский дом», а «грибоедовская Москва».

Карточка №8

Какие герои комедии являются членами Английского клуба?

Чем знаменит каждый из них (вспомните характеристики, данные им в комедии)?

В каких контекстах упоминается в «Горе от ума» Английский клуб?

Карточка №9.

Опишите род занятий и служебных обязанности Фамусова, Молчалина, Фомы Фомича, Кузьмы Петровича, мадам Розье.

Какие реалии российской жизни «века нынешнего и века минувшего» входят в комедию по мере появления на её страницах этих персонажей?

Карточка №10.

Приведённые ниже характеристики относятся к трём разным героям комедии. Сгруппируйте цитаты в зависимости от того, к какому персонажу «Горя от ума» они относятся, и с их помощью дайте краткую характеристику каждого персонаажа, определите его место в системе образов, роль в развитии сюжетной интриги.

Что объединяет всех трёх героев?

Что кардинально отличает друг от друга?

Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки!

Конечно, нет в нём этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума…

Он славно

Пересмеять умеет всех;

Болтает, шутит…

Вот он, на цыпочках и не богат словами

Он слова умного не выговорит сроду

И золотой мешок, метит в генералы

Он вольность хочет проповедать!

Кто другой так мило всё уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрёт!

К) Был острый человек, имел душ сотни три.

Карточка №11.

«Да, чтоб чины добыть, есть разные каналы», - замечает в комедии полковник Скалозуб. Восстановите «послужной список» 2-3 героев комедии (например, Молчалина, Максима Петровича, самого Скалозуба) и расскажите о наиболее эффективных, с их точки зрения, способах продвижения по служебной лестнице. Чьим девизом могла стать каждая из приведённых цитат:

Ну как не порадеть родному человечку…

Когда же надо подслужиться.

И он сгибался вперегиб.

Веди надобно ж зависеть от других.

… Частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Карточка №12.

Говоря о системе персонажей «Горя от ума», Грибоедов в письме к Катенину указывал: «… в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Однако исследователями пьесы подсчитано, что в комедии «присутствует» более 60 персонажей. Как бы вы прокомментировали «статистические» разногласия между автором произведения и учёными?

Чем объясняется такое необычное «многолюдье» пьесы?

Карточка №13.

В данный список внесценических персонажей комедии «Гое от ума» ошибочно включены имена героев других драматургических произведений. Вычеркните имена персонажей-«иноземцев» (но постарайтесь вспомнить, из каких пьес русских писателей они попали в этот список).

Расскажите, в каких эпизодах и в связи с какими событиями на страницах «Горя от ума» появляются перечисленные внесценические персонажи: князь Григорий, княгиня Ласова, департаментский сторож Михеев, Татьяна Юрьевна, Гильоме, Прасковья Фёдоровна, Андрей Иванович Чмыхов, барон фон Клоц, скотница Хавронья, княгиня Марья Алексеевна, дядя Вавила Фалалеич.

Карточка №14.

Исправьте фактические ошибки в характеристиках героев «Горя от ума». Дополните их литературные биографии известными из комедии фактами:

Молчалин – потомок знатного дворянского рода. Начинал в Саратове титулярным советником. Через содействие Фамусова переведён на службу в Москву.

Репетилов является членом «секретнейшего союза», заседания которого проходят в Английском клубе. Карьера его не удалась, однако подлинное своё призвание он находит в литературной деятельности: Репетилов автор популярных водевилей и эпиграмм. Живёт в Петербурге.

Хлёстова – знатная московская барыня, приходится тёткой Софье и свояченицей Фамусову. В молодости была фрейлиной Екатерины 1. На бал в дом Фамусова приезжает со всей совей «челядью» - несколькими служанками, двумя арапками, любимой собакой – старым ньюфаундлендом. В противоположность всем остальным героям комедии испытывает искреннюю симпатию к Чацкому.

Карточка №15.

Один из важнейших аспектов сценического действия комедии – распространение сплетни о сумасшествии Чацкого. Вспомните, при каких обстоятельствах впервые появляется предположение о том, что Чацкий «не в своём уме».

Карточка №16.

Внимательно прочитайте авторские ремарки в сцене разговора Софьи с господином N. (действие 3, явление 14). Дайте режиссёрский комментарий, поясняющий значение каждой ремарки. Как бы вы «расшифровали» эти краткие авторские замечания применительно к мыслям и чувствам героини?

Карточка 17.

Проследите за трансформацией реплик Чацкого (обращённых, например, к Горичу, графине-внучке, Молчалину) в пересказе разных персонажей комедии. Каков механизм формирования сплетни о сумасшествии Чацкого?

Каковы в интерпретации гостей Фамусова, «объективные» свидетельства помрачения рассудка у Чацкого?

Карточка 18.

Определите авторство версий о причинах сумасшествия Чацкого. Как на основе выдвинутых разными персонажами комедии гипотез вы бы могли определить статус ума в представлении каждого из них?

Его в безумные упрятал дядя-плут…

Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили.

По матери пошёл, по Анне Алексевне;

Покойница с ума сходила восемь раз.

Чай, пил не по летам.

В горах изранен в лоб, с ума сошёл от раны.

Ученье – вот чума, учёность – вот причина.

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Карточка №19.

Ирина Власьевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андревна… Продолжите список и объясните, по какому принципу подобраны составляющие их имена. Какова роль перечисленных персонажей в развитии действия пьесы? Как эти персонажи влияют на логику сценического поведения главных героев комедии?

Карточка №20.

В левом столбике приводятся имена героев «Горя от ума», в правом канонический набор амплуа, характерный для драматургических произведений 17-18 веков. В соответствии с классическими законами и традициями жанра определите сценические амплуа героев пьесы.

Фамусов

София

Лиза

Молчалин

Чацкий

Героиня

Герой-любовник

Благородный (обманутый) отец

Обманутый (несостоявшийся) любовник

Ловкая служанка, помощница героини

Чем роли героев «Горя от ума» в развитии любовной интриги и сценического действия отличаются от классических комедийных амплуа?

Карточка №21.

В чём проявляется своеобразие роли Чацкого как комедийного героя? Вспомните «комические» ситуации, в которые попадает Чацкий по ходу действия (например, первое появление в доме Фамусова, односторонний «диалог» Фамусова и Чацкого во втором действии, сцена на балу). Почему внешне комическая ситуация каждый раз наполняется для Чацкого внутренним драматизмом?

Карточка №22.

«Шутить! И век шутить! Как вас на это станет!!» - такими предстаёт Чацкий в начале комедии. «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, // Угодно ль на себе примерить?» - торжествующе звучат слова Софии в заключительном действии «Горя от ума». Как и почему Чацкий превращается в комедии из шутника в шута? Как в связи с судьбой главного героя трансформируются жанровые признаки комедии?

Карточка №23.

К каким персонажам «Горя от ума» относятся цитаты, приведённые в левом и правом столбцах?

Чуть свет уж на ногах!

И я у ваших ног!

Он славно пишет, переводит.

Да он властей не признаёт!

Карету мне, карету!

Ремарка:

При самом входе падает со всех ног.

Однако ж я когда умишком понатужусь

Засяду, часу не сижу

И как-то невзначай, вдруг каламбур рожу.

Другие у меня мысль эту же подцепят.

И вшестером, глядь, водевильчик слепят.

…У нас … решительные люди.

Горячих дюжина голов!

Поди, сажай меня в карету.

Вези меня куда-нибудь.

Карточка №24.

Какие приёмы создания комического эффекта использует Грибоедов в «Горе от ума»? Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.

Карточка №25.

Какова роль внесценических персонажей:

В создании «картины нравов»

В характеристике действующих на сцене персонажей

В развитии любовного конфликта и сюжетного действия?

Карточка №26.

Имена каких мифологических персонажей звучат в монологах Чацкого? На какую литературную традицию ориентированы отсылки к персонажам античной культуры?

Каковы стилистические функции литературных аллюзий в монологах Чацкого?

Аллюзии – параллели

Карточка №27.

Найдите и исправьте терминологические и фактические ошибки в литературоведческих суждениях «Горя от ума».

В своей драме Грибоедов соблюдает правило трёх единств – места, времени и действия

Кульминация композиции происходит в четвёртом действии пьесы, когда Чацкий разоблачает Молчалина и Софию

Покидая дом Фамусова, Чацкий гневно бросает: «прощай, Россия – страна рабов, страна господ».

Карточка №28.

Охарактеризуйте особенности стиха комедии. Каковы художественные возможности вольного стиха в передаче ритма и интонаций живой разговорной речи?

Опубликовано в группе «Уроки литературы»


Комментарии (2)

Селиванова Галина Геннадьевна, 06.11.19 в 20:38 0Ответить Пожаловаться
Замечательный материал, Ольга Викторовна!Работая по таким карточкам, ребята внимательнее читают комедию. Обязательно воспользуюсь на уроке. Спасибо!
Ебаный пидор, 14.11.23 в 19:17 0Ответить Пожаловаться
Сука ты тупая шмара Ольга Викторовна, нахуя ты это придумала, ты хоть понимаешь насколько сложно некоторым понять это произведение, сука мне училка на дом дала эту карточку, мне теперь как это это писать, ведь я нихуя не понял это ебаное произведение хоть и читал полностью все, нахуя ты это придумала, тебе за это премию дали или что? Или просто нехуй делать было? Сука какие же в в учителя ебанаты
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.