Урок литературы в 9 классе «Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»»
образовательная - совершенствование навыка анализа текста на уровне содержания и формы; создание условий для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно - следственных связей.
развивающая - развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения; формирование аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
воспитывающая - формирование умения взаимодействовать в коллективе; способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
На всех московских есть особый отпечаток.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
1. Как отрывок из письма Грибоедова перекликается с текстом комедии?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.
«В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему – нибудь хорошему».
Из письма А. С. Грибоедова к С. Н. Бегичеву. 1818г.
2. Прокомментируйте три взгляда на Москву:
«Что нового покажет мне Москва?» (Чацкий)
«Едва/ Другая сыщется столица, как Москва» (Фамусов)
«В моей комедии я ,кажется, убиваю тирана – любезнейшее мое отечество – драгоценнейшую Москву» (Грибоедов)
3. Работаем в группах.
Проанализируйте следующие фрагменты комедии:
1. Монолог Чацкого и его диалог с Софьей о прежней Москве.(д.1, явл. 7)
Какие характеристики Чацкий дает москвичам – родственникам и знакомым Софьи?
В каких словах заметно его ироническое отношение к Москве?
2. Монологи Фамусова о распорядке его жизни и о Максиме Петровиче (д.2, явл. 1)
Какой образ московской жизни описывает Фамусов?
Почему Фамусов идеализирует Максима Петровича?
3. Монолог Фамусова о Москве (д.2, явл.5)
Почему Фамусов уверен, что только в Москве «и дорожат дворянством»?
Каковы его суждения о гостеприимстве, молодежи, старшем поколении и московских дамах? Докажите, что Фамусов восхищается Москвой, а автор относится к московским порядкам с иронией.
4. Анализ эпизода «Гости съезжаются на вечер к Фамусову» (Д.3,явл. 5-10).
О чем говорят гости, приезжающие к Фамусову? Каковы их жизненные интересы?
Какие конфликты определяют напряжение сценического действия в каждом явлении?
Что можно сказать о гостях по их речевым характеристикам?
Какое место занимает этот эпизод в комедии?
4. Заполните таблицу цитатами из текста комедии
Отношение к Москве |
Прошлое («век минувший») |
Настоящее («век нынешний») |
Фамусов |
«Что за тузы...» |
«А все Кузнецкий мост...» |
Скалозуб |
||
Молчалин |
||
Лиза |
||
Чацкий |
5. Проверка таблицы.
6. Ответьте на первый вопрос урока.
Домашнее задание: заполните таблицу.
Черты героя |
Фамусов |
Молчалин |
Скалозуб |
Софья |
Другие герои |
Имя и его смысл |
|||||
Возраст |
|||||
Звание |
|||||
Род занятий |
|||||
Отношение к службе |
|||||
Использование родственных и дружеских связей |
|||||
Отношение к образованию, просвещению |
|||||
Отношение к общественному строю |
|||||
Отношение к любви |
|||||
Оценка «века нынешнего» и «века минувшего» |
|||||
Речевая характеристика |
Крылкина Ирина Сергеевна