12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воротникова Ольга Григорьевна2709
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »
3

Урок литературы в 9 классе «Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»»

Цели урока:

образовательная - совершенствование навыка анализа текста на уровне содержания и формы; создание условий для проблемного  анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно - следственных связей.

развивающая - развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения; формирование аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.

воспитывающая - формирование умения взаимодействовать в коллективе; способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.


 

На всех московских есть особый отпечаток.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

1. Как отрывок из письма Грибоедова перекликается с текстом комедии?

На этот вопрос мы ответим в конце урока.

«В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему – нибудь хорошему».

Из письма А. С. Грибоедова к С. Н. Бегичеву. 1818г.

2. Прокомментируйте три взгляда на Москву:

«Что нового покажет мне Москва?» (Чацкий)

«Едва/ Другая сыщется столица, как Москва» (Фамусов)

«В моей комедии я ,кажется, убиваю тирана – любезнейшее мое отечество – драгоценнейшую Москву» (Грибоедов)

3. Работаем в группах.

Проанализируйте следующие фрагменты комедии:

1. Монолог Чацкого и его диалог с Софьей о прежней Москве.(д.1, явл. 7)

Какие характеристики Чацкий дает москвичам – родственникам и знакомым Софьи?

В каких словах заметно его ироническое отношение к Москве?

2. Монологи Фамусова о распорядке его жизни и о Максиме Петровиче (д.2, явл. 1)

Какой образ московской жизни описывает Фамусов?

Почему Фамусов идеализирует Максима Петровича?

3. Монолог Фамусова о Москве (д.2, явл.5)

Почему Фамусов уверен, что только в Москве «и дорожат дворянством»?

Каковы его суждения о гостеприимстве, молодежи, старшем поколении и московских дамах? Докажите, что Фамусов восхищается Москвой, а автор относится к московским порядкам с иронией.

4. Анализ эпизода «Гости съезжаются на вечер к Фамусову» (Д.3,явл. 5-10).

О чем говорят гости, приезжающие к Фамусову? Каковы их жизненные интересы?

Какие конфликты определяют напряжение сценического действия в каждом явлении?

Что можно сказать о гостях по их речевым характеристикам?

Какое место занимает этот эпизод в комедии?

4. Заполните таблицу цитатами из текста комедии

Отношение к Москве

Прошлое

(«век минувший»)

Настоящее

(«век нынешний»)

Фамусов

«Что за тузы...»

«А все Кузнецкий мост...»

Скалозуб

   

Молчалин

   

Лиза

   

Чацкий

   


 

5. Проверка таблицы.

6. Ответьте на первый вопрос урока.


 

Домашнее задание: заполните таблицу.

Черты героя

Фамусов

Молчалин

Скалозуб

Софья

Другие герои

Имя и его смысл

         

Возраст

         

Звание

         

Род занятий

         

Отношение к службе

         

Использование родственных и дружеских связей

         

Отношение к образованию, просвещению

         

Отношение к общественному строю

         

Отношение к любви

         

Оценка «века нынешнего» и «века минувшего»

         

Речевая характеристика

         
Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (1)

Крылкина Ирина Сергеевна, 15.10.20 в 23:02 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте.Есть вариант готового 4 задание. Если есть,то прикрепите,пожалуйста,файл.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.