- Спишите, вставьте пропущенные окончания имён существительных. Укажите падеж существительных 3-го склонения.
Каждый день прибавляет частицу мудрост.. . Лень хуже болезн.. . Жизнь без радост.. так что день без солнышка. Хочешь есть калачи, не сиди на печ.. . Не было печал.. так черти накачали. Солдат из пригоршни напьётся, на ладон.. пообедает. Закрылась рана – забыл о бол.. . Труд – дело чест.., доблест.. и славы.
- Спишите, употребив слова, данные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончания существительных.
На (ветка, сирень) распевал соловей. На (крыша, дом) прыгали воробьи. Самолёт кружил над (озеро, деревня, лес). По (поляна) вьётся узкой (ленточка) тропинка к лесной (опушка).
Распределите предложения по двум группам.
1)Мороз крепчал, но дети не мёрзли.
2)Мороз крепчал, но не кусался.
3)Охотники зарядили ружья и приготовились стрелять.
4)Охотник зарядил ружьё, и раздался выстрел.
5)Сморщились молодые побеги, и цветы завяли.
6)Молодые побеги сморщились и завяли.
7)Дорога пропадает в роще, а потом исчезает в овраге.
8)Дорога пропадает в роще, и спина путника исчезла.
Спишите текст, разделяя его на предложения. Озаглавьте текст. Подчеркните в словах проверяемые безударные гласные.
Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели берёзки покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обрывал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжёлыми облаками шёл мелкий дождь стаи птиц неслись на юг.
-Определите падеж имён существительных. Вставьте пропущенные буквы.
Одуванчик.
Одуванчик у дорожк..
в пышной шапк..,
с длинной ножк..й.
Я нашла его в лесу,
но с собой не унесу:
лишь возьму его в букет,
дунет ветер – шапк.. нет.
- Определите падеж существительного правда в каждом предложении.
1) Кто за правду горой, тот настоящий герой. 2) Кто правдой живёт, тот честным слывёт. 3)Без правды не житьё, а горе. 4)Правде всюду должно быть место. 5)Правда шутки не любит. 6)В правде наша сила.
- Отметьте галочкой сложные предложения.
Вариант 1.
1)Дедушка сидел на печке и выглядывал из-за трубы.
2)Вот-вот выбросят листья из почек деревья, прилетят грачи.
3)Подняли золотые головки одуванчики, и зацвёл шиповник.
4)Солнце сияло, но не грело землю.
- Отметьте галочкой сложные предложения.
Вариант 2.
1)Выглянуло солнце, и земля озарилась ярким светом.
2)На деревьях набухли почки, но листья ещё не проклюнулись.
3)Мы слышали бормотание тетеревов, свист рябчиков.
4)В дуплах старых осин располагаются ночные птицы и запасливые белки.
- Подберите к каждому имени прилагательному подходящее существительное, составьте словосочетания и запишите их. Укажите число и род имён прилагательных, выделите в них окончания.
Крупный, огромный ( зёрна, озеро); старый, пожилой (возраст, газета ); ценный, дорогой ( совет, вещь ); дружеский, дружный ( совет, команда ).
- Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж и род.
В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Вас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
- Прочитай те слова.
резкий больно пожитки кормовой льёт меч
близкий тень чудак корабль семья вещь
дрозд мыльница мощный пробегал въезд мышь
- Соедините стрелками фразеологизмы- синонимы.
в двух шагах капля в море
водить за нос как ветром сдуло
за тридевять земель рукой подать
и был таков обвести вокруг пальца
кот наплакал на краю света
- Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
Чтобы ры..ку с..есть, надо в воду ле..ть. Тру.. людей об..единяет. (Не)учи бездел..ю – учи рукодел..ю. (Не)радуйся под гору – под..ём крут. В су..оту на работу, в воскресен..е на весел..е. Встречай не с лест..ю, а с чест..ю. Своё изделие из..яна не имеет.
- Укажите падеж имён существительных в предложениях.
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись. Поклажа бы для них казалась и легка, да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.