Карточки-схемы для развития речи детей дошкольного возраста
Карточки - схемы для развития у детей младшего, среднего возраста навыка составления рассказов о предметах, игрушках и временах года
Задачи: Упражнять детей в составлении рассказов по предметам и игрушкам. Учить детей описывать предмет, игрушку. Развивать связную речь детей.
Надеюсь, данная разработка поможет воспитателям в работе с детьми по развитию речи.
Пояснительная записка:
Развитие речи детей дошкольного возраста - это большая по объёму, трудоёмкая, ежедневная работа воспитателя. Ведь именно с помощью речи мы общаемся, понимаем друг друга, высказываем свои мысли, чувства, желания. Но в последнее время всё чаще у детей возникают проблемы в развитие речи: это и нарушение звуковой культуры речи, и нарушение грамматического строя речи, и скудный словарный запас, и не умение составить полный развёрнутый рассказ по картине, предмету, игрушке.
Для того чтобы дети легче и быстрее научились составлять подробные, последовательные описания предметов и игрушек, я составила для них карточки подсказки по различным темам. Этими карточками могут пользоваться в своей работе воспитатели с детьми младшей, средней группы. Эти карточки помогают детям научиться последовательно, самостоятельно составлять рассказ. Для этого в начале своей работы я на большой карте - схеме объясняла детям, что и как нужно рассказать о предмете (показывая последовательность на маленьких карточках, составляя вместе с детьми рассказ) В дальнейшем дети уже самостоятельно составляют рассказ о предмете.
Как работать с карточками: на каждой карточке нарисован вопрос. Вопрос как бы спрашивает о что либо о предмете. Например: карточки по теме « Животные» (6 штук - 8 вопросов)
Кто это? Какое это животное?
Какого размера животное? Что у него есть?
Какого оно цвета?
Что делает животное?
Чем питается?
Какую пользу приносит?
Отвечая на эти вопросы, ребёнок может составить примерно вот такой рассказ: «Это заяц, он живёт в лесу. Заяц большой. У него есть голова, длинные уши, туловище, четыре лапы и маленький хвост. Заяц белый, любит есть веточки деревьев». Карточки, на которые ребёнок затрудняется ответить, можно вначале пропустить, а затем в индивидуальной работе с ним, с помощью наводящих вопросов, все их разобрать и помочь ребёнку составить полный рассказ.
Так же эти карточки можно использовать для дид..игры «Загадки - отгадки» Тогда ребёнку нужно предложить все карточки, кроме первой. Ребёнок, составляя рассказ по карточкам, описывает предмет, не называя его, а дети должны догадаться о предмете, загаданном ребёнком.
Мне в моей работе эти карточки очень помогают. Дети стали лучше, полнее, последовательнее составлять рассказы, стали увереннее в своих ответах. Также я использую карточки - подсказки при заучивании стихов, что так же помогает детям легко, с удовольствием запоминать стихи.
Схемы карточек предоставлены в папках далее.