Советы для родителей
Поговори со мной… О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.
Часто можно услышать: «Мы так много читали ребёнку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много обо всём разговаривали, но результата нет; сам ребёнок не может ни описать самую простую картинку, ни о чём-то рассказать…».
Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребёнок.
«Речистость» у детей разная: одних не остановишь, а из других и слова не вытянешь. Но даже и «молчуны» разговорятся, если есть стимул для разговора.
Какими упражнениями можно развивать речь?
Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Играйте в игру « Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать последнее в нём слово.
Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
- какими словами, красками можно описать время года;
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов) и т. д.;
- играйте в игру «Если бы, да кабы…». Ребёнку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы… , потому что… .
Если бы я был Музыкой, то я бы… , потому что… .
Если бы я был Дождиком, то я бы… , потому что… .
Если бы я был Мандарином, то я бы… , потому что… ;
- играйте в игру «Хорошо – плохо».
Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
Что хорошего в том, что сломался телевизор, а что плохого?
- играйте в слова с противоположным значением (антонимы): весёлый – грустный, сильный – слабый и т. д.;
- играйте в слова, где изменяется только один звук: почка-дочка-точка-кочка…
4. Предложите ребёнку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
6. Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.
Помните! Ребёнка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлечённый «говорун сразу скисает».