Статья «Использование моделей и схем для развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР»
Использование моделей и схем
для развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР
Карпукас Н. Н.
МБДОУ «Детский сад № 83», г. Бийск
Работая более двадцати лет в детском саду компенсирующего вида с детьми логопедической группы, я могу сказать, что главная задача нашего детского сада – исправление дефектов речи детей, обучение их связной речи.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка. Для детей с нарушением речи характерны скудный запас слов, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме этого, дети логопедических групп обычно страдают нарушением внимания, памяти, несовершенством логического мышления. Педагоги Рубештейн С. Я., Леушина А. М., Эльконина Л. В. разработали систему занятий для детей с общим недоразвитием речи.
В своей работе я применяю методики Сохиной И. О., Бородич А. М., Ляминой Г. М., Соловьёвой И. О.
Обучение рассказыванию начинала в такой последовательности: составление рассказов по серии сюжетных картин; по демонстрируемому действию; на основе сравнения предметов; составление описательных рассказов о предметах.
В начале работы были трудности: дети не могли определить главные свойства предмета, забывали план рассказа. Использование моделей «Рыбы», «Птицы», «Звери» и других положительно повлияло на умение детей составлять рассказ, дети стали последовательно мыслить.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой у детей возникла проблема при пересказе сказок, заучивании наизусть стихотворений, отгадывании загадок.
Одним из факторов, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание картин помогает детям назвать предметы, их характерные признаки.
Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания. Психолог Выготский Л. С. отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания своевременно сменяется последующим.
Поэтому я использую мнемотаблицы при пересказе текста, при заучивании стихов, при составлении описательных рассказов, при рассказывании по памяти, при творческом рассказывании, при загадывании и отгадывании загадок. Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства предмета, установить последовательность изложения рассказа.
Для детей средней группы я составила схемы по различным темам: «Игрушки», «Времена года», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» «Одежда», «Посуда» и другие.
Вначале дети знакомятся со схемой, рассматривают её, и мы вместе составляем рассказ. Затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются по изображённым картинкам, объясняю, как по схеме составить рассказ. Обращаю внимание детей на то, что необязательно рассказывать только о том, что изображено на картинке, можно добавить своё и рассказ от этого будет лучше. Детей это заинтересовало.
Использую мнемотаблицы при пересказе сказок и рассказов. Дети видят план рассказа, и их внимание концентрируется на правильном построении предложений, на использовании в своей речи эпитетов, сравнений. Параллельно даю знания о структуре рассказа: начало, середина, конец.
Работу при заучивании стихов, пересказе сказок с использованием моделей веду поэтапно: сначала читаю текст, затем рассматриваем схему, дети отвечают на вопросы по содержанию произведения, повторно читаю литературное произведение с установкой на пересказ, и на последнем этапе – пересказ текста ребёнком по мнемотаблице.
Для детей среднего дошкольного возраста использую более простые схемы. Для детей старшего дошкольного возраста схема усложняется, вводятся предметы - заместители.
На первом этапе читаю сказку, предлагаю детям помочь найти заместителей. Заместителей дети подбирают по внешнему виду и по характеру героев. Например, медведь – большой коричневый круг, лиса – маленький оранжевый треугольник. Я рассказываю сказку, а дети разыгрывают её с помощью заместителей.
На втором этапе в начале работы мы с детьми отбираем заместителей. Затем детям предлагаю рассказать эпизод произведения, заранее выложенный на фланелеграфе, а заместители размещены в рамки – блоки. Дети уже не двигают заместителей, а двигают только глазами и пересказывают сказку или стихотворение. Детям старшего дошкольного возраста предлагаю самостоятельно выбрать нужные элементы модели, последовательно их разложить в единую модельную цепь, которая необходима для пересказа литературного произведения.
На третьем этапе я читаю произведение, а дети рисуют карандашами модель произведения. По наиболее удавшейся модели пересказываем произведение.
Когда дети овладели разыгрыванием сказок с помощью заместителей, мы стали «конспектировать» сказки, создавали так называемую двигательную модель. Наиболее способные дети сами сочиняли сказки, делали их зарисовку. А со слабыми детьми занималась индивидуально.
Обучение детей рассказыванию с помощью схем провожу на занятиях, в совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуально. Работа начинается с более слабыми детьми: более внимательно, подробно рассматриваем схемы, дети отвечают на вопросы по схеме. Спрашиваю, как можно ответить, что добавить своё. Эта работа дала положительный результат: у детей появилось желание рассказать.
Вначале затруднялись и дети более сильной подгруппы, их рассказы были просты, без сравнений, эпитетов. Но использование игровых приёмов, проведение индивидуальных занятий дало результаты: рассказы стали интереснее. Благодаря наличию зрительного плана рассказы детей стали более последовательными.
Когда дети научились рассказывать по схеме, предлагаю самим составить схему, а потом рассказать по ней. Сначала дети не могли сообразить, с чего начать, как лучше изобразить. Вместе с детьми обсуждаем различные версии и выбираем наиболее удачные варианты. Выступаю как равноправный партнёр и ненавязчиво помогаю. Важно, чтобы у ребёнка было ощущение, что модель создаём сообща. Постепенно ребёнок начинает проявлять творческую самостоятельность.
При необходимости занималась индивидуально. Например, при составлении рассказа о кошке, подобрала картинки: кошку, кошку с котятами, кошка ест, спит, играет, мышка, человек. Дети сами сделали набросок схемы своего рассказа, изобразили цвет шерсти кошки, части тела, нарисовали лес и дом (домашнее или дикое животное), чем питается, чем любит играть.
Практика показала: необходима индивидуальная работа с каждым ребёнком, чтобы рассказ был более выразительным.
Применяю мнемотаблицы при заучивании стихотворений. Их использование облегчает процесс запоминания текста. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Также использую мнемотаблицы при отгадывании загадок. Схема помогает детям по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.
По результатам проведённой работы можно сделать вывод: использование моделей и схем при составлении описательных, творческих рассказов, заучивании, пересказе заметно облегчает овладение детьми этими видами связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы детей связными, полными, последовательными.
Чем раньше мы научим детей рассказывать и пересказывать, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Список использованной литературы
Тихеева Е. И. «Развитие речи детей».
Поваляева М. А. «Развитие речи при ознакомлении с природой».
Николаева С. Н. «Методические рекомендации для дошкольников».
Фомичёва «Методика развития речи в детском саду».
Успенская Л. П., Успенский М. Б. «Учись правильно говорить».
Филичева Т. Б., Соболева А. В. «Развитие речи дошкольников».
Карпукас Надежда Николаевна, воспитатель логопедической группы,
МБДОУ «Детский сад № 83» г. Бийска.
Название статьи «Использование моделей и схем для развития связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».
Возраст детей: дошкольный.
Пояснительная записка
Для детей с нарушением речи характерны скудный запас слов, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Кроме этого, дети логопедических групп обычно страдают нарушением внимания, памяти, несовершенством логического мышления.
Дети затруднялись при составлении рассказов. Поэтому я использовала мнемосхемы при пересказе текста, при заучивании стихов, при составлении описательных рассказов, при рассказывании по памяти, при творческом рассказывании, при загадывании и отгадывании загадок.
Для развития связной речи детей я использую модели и схемы.
По результатам проведённой работы можно сделать вывод: использование моделей и схем при составлении описательных рассказов, заучивании, пересказе заметно облегчает овладение детьми этими видами связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает рассказы детей связными, полными, последовательными.