Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

10
1
Материал опубликован 3 April 2018 в группе

Сценарий мастер-класса

Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Презентация

Педагог - мастер: Проскурнева Екатерина Васильевна, учитель-логопед

Продолжительность мастер-класса: 1 час

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;

Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;

- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.

 

Ход мастер-класса

- вводная часть

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.

  У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще  К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими  моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

 

Основная часть

 

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e76183faa8ad40d94a7e86d8bc41cf6f&n=33&h=190&w=219

http://fs00.infourok.ru/images/doc/171/196101/img7.jpg

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e76183faa8ad40d94a7e86d8bc41cf6f&n=33&h=190&w=219

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=6f5c2c7f8e94dd3d36f528812b7a0e7e&n=33&h=190&w=190

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

 

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

 

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

 

Моделирование:

Педагоги деляся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение)

  1. Зашифровать пословицы в мнемодорожку

    Остальные команды отгадывают.

    Семь раз отмерь, один раз отрежь

    Под лежачий камень вода не бежит

    Яблоко от яблони не далеко падает

  2. Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу

    В темном небе звезды светят

    Космонавт летит в ракете.

    День летит и ночь летит.

    Вниз на Землю он глядит.

  3. Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»

  4. : Нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»

    - есть слово простое, короткое – … (лист)

    - есть слово обозначающее много - … (листья)

    - есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)

    - есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)

    - есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)

    - есть слово – название дерева - … (лиственница)

    Демонстрация выполненного материала

  5. Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Зима»

    Заключительная часть

    Итак, мнемотехника :

    - сокращает время запоминания;

    - развивает основные психические процессы;

    - развивает умение перекодировать информацию;

    - устанавливает причинно-следственные связи;

    - помогает делать выводы и схематизировать материал.

    Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью рефлексии

    Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
    Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
    Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
    Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
    Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

     

     

     
     

     

  •  


 

 

Презентация

 

 

Приложение

В синем небе звезды светят

космонавт

летит в ракете.

День летит

и ночь летит

И на Землю вниз

глядит.

Видит сверху он

поля,

горы,

реки

и моря.

Видит он весь шар земной,

шар земной-

наш дом родной!

Составьте мнемотаблицу к стихотворению:

Комментарии

Спасибо, за полезную информацию!!!

12 November 2020

Похожие публикации