Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Сценарий мастер-класса
Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Педагог - мастер: Проскурнева Екатерина Васильевна, учитель-логопед
Продолжительность мастер-класса: 1 час
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.
Задачи:
-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;
- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.
Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация;
Раздаточный материал: мнемотаблицы; тексты заданий
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием мнемотаблиц;
- внедрения в образовательный процесс воспитателями методику работы с мнемотаблицами при заучивании текста.
Ход мастер-класса
- вводная часть
Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.
Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.
У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Этому-то и способствует мнемотехника.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:
Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.
Основная часть
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.
Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
|
|
|
|
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:
- предметные картинки,
- силуэтные изображения,
- геометрические фигуры.
Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;
- при пересказах художественной литературы;
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов.
Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.
Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:
1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Моделирование:
Педагоги деляся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение)
-
Зашифровать пословицы в мнемодорожку
Остальные команды отгадывают.
Семь раз отмерь, один раз отрежь
Под лежачий камень вода не бежит
Яблоко от яблони не далеко падает
-
Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит.
Вниз на Землю он глядит.
-
Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»
-
: Нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»
- есть слово простое, короткое – … (лист)
- есть слово обозначающее много - … (листья)
- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)
- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)
- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)
- есть слово – название дерева - … (лиственница)
Демонстрация выполненного материала
-
Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Зима»
Заключительная часть
Итак, мнемотехника :
- сокращает время запоминания;
- развивает основные психические процессы;
- развивает умение перекодировать информацию;
- устанавливает причинно-следственные связи;
- помогает делать выводы и схематизировать материал.
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью рефлексии
Рефлексия Прием "Чемодан, Корзина, Мясорубка":
Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
Чемодан - необходимо нарисовать или написать наиболее важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забрать с собой и использовать в своей деятельности.
Мусорная корзина – то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в «мусор».
Мясорубка – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Что нужно еще додумать, доработать, «докрутить». Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
Приложение
В синем небе звезды светят |
космонавт |
летит в ракете. |
День летит |
и ночь летит |
И на Землю вниз |
глядит. |
Видит сверху он |
поля, |
горы, |
реки |
и моря. |
Видит он весь шар земной, |
шар земной- |
наш дом родной! |
Составьте мнемотаблицу к стихотворению:
Валентина Николаевна Прокопова